Индуизм – это не просто религия в Индии. Это образ жизни. Основу религиозного мышления людей здесь во многом сформировали веды — древнейшие духовные тексты в мире. Веды — это собрание гимнов, песен, ритуалов, которым тысячи лет. Эти драгоценные тексты передавались из поколения в поколение через устную традицию.
И теперь, спустя многие тысячелетия индуизм наполнен различными ритуалами и обрядами, многие из которых выполняются в святынях и храмах, а некоторые - дома.
Считается, что верующий индус совершает ряд определенных ежедневных ритуалов. Например, утренние обряды могут включать омовение и очищение, молитвы Солнцу, Богу, или пение мантры Гаятри.
Другими наиболее распространенными ритуалами, которые совершают в индуистских семьях, являются: пуджа, медитация, безмолвная молитва, практика йоги, чтение текстов из Бхагавад-гиты и других писаний, пение бхаджанов (религиозные песнопения). А также чтение религиозной литературы, участие в сатсангах (молитвенных собраниях), выполнение благотворительной деятельности, посещение храма и повторение (джапа) имени своего возлюбленного Бога.
Пуджа - важная часть индуистской жизни. Пуджа совершается дома или под покровительством браминов в храме. После каждой пуджи делается священное подношение (или прасад) Богу.
Существуют различные формы выполнения индуистских ритуалов:
Ягья (яджна)
Ягья - огненный ритуал, во время которого делаются подношения различным божествам. Зажигается небольшой священный огонь и приносятся подношения. Это может быть зерно, топленое масло и овощи. Одновременно с этим поются мантры, чтобы умилостивить таких богов, как Агни, Индра и Варуна.
Обычно ягьи предназначены для семейного благополучия, призыва мира и процветания. Такие ритуалы могут проводятся в течение нескольких часов или даже нескольких недель.
Джапа
Джапа означает повторение (рецитацию) мантры или божественного имени про себя или вслух. Практика включает в себя постоянное повторение имени Бога, чтобы очистить ум и наполнить его духовной силой.
Считается, что регулярная практика джапы может создавать благоприятные эмоциональные и физические вибрации, что способствует духовной трансформации человека. Джапу следует совершать с чистой любовью к Богу и не ожидать ничего взамен.
В священных индийских писаниях говорится:
Можно получить только одну четверть Знания от ачарьи-учителя, одну четверть - из саморефлексии, одну четверть при ведении духовных бесед с другими и последнюю четверть - из совокупности всего вышеперичсленного.
Зажжение масляной лампады
Почти в каждом индийском доме перед алтарем, где находятся мурти (фигурки) или изображения богов ежедневно зажигают лампаду. В некоторых домах огонь зажигают утром, иногда два раза в день – утром и вечером. А некоторые поддерживают огонь постоянно.
Считается, что все добрые дела начинаются с зажжения лампады. Свет символизирует знание, а тьма – невежество. Господь — это «цель Знания» (Чайтанья), источник, и даритель всей существующей в мире информации.
Поэтому свету поклоняются как Самому Господу. Знание устраняет невежество, как свет рассеивает тьму. Знание – это непреходящее внутреннее богатство, которого можно достичь при всех внешних успехах.
Поэтому светильник зажигают, преклоняясь перед знанием как величайшей формой богатства.
Но традиционная масляная лампада имеет и другое духовное значение. Масло, сжигаемое в лампе, символизирует нашу васану или неправильные наклонности, недостатки, эго.
Когда духовное знание освещено, зависимости постепенно исчезают, и эго также в конце концов исчезает. Пламя светильника всегда горит. Точно так же нам необходимо стремиться к такому знанию, которое может привести к более высоким воззрениям.
Когда индусы зажигают лампаду, они молятся:
Дипаджйоти парабрахма
Дипа сарва тамопахаха
Дипена садхьяте сарам
Сандхьяа дидо намостут
Это можно перевести так: «Я преклоняюсь перед светом зари; его свет — это Система Знания (Верховный Господь), которая устраняет тьму невежества и все, что может быть достигнуто в жизни».
Жест намасте
Когда индийцы здороваются, они говорят друг другу намасте, соединяя перед грудью ладони и чуть наклоняя голову. Это приветствие подходит для всех – для людей моложе нас, наших сверстников, старших друзей, даже для незнакомцев.
Конечно, намасте может быть просто формальным приветствием. Но тем не менее, это больше, чем кажется на первый взгляд.
На санскрите намах + те = намасте означает — «я кланяюсь тебе — приветствую, или молюсь тебе (приветствую тебя как нечто божественное)».
Намаха также можно дословно перевести «на ма» (не мое). Это символизирует отрицание или уменьшение своего эго перед другим человеком. Когда мы приветствуем кого-то и делаем намасте, это означает «пусть наши умы объединятся».
Духовный смысл этого жеста еще глубже. Намасте означает, что «жизненная сила, божественность, Личность или Бог для меня одинаковы во всем».
Намасте в зависимости от религиозной традиции человека может сопровождаться такими словами, как «Рам Рам», «Джай Шри Кришна», «Намо Нараяна», «Джай Сия Рам», «Джай Сия Рам», «Ом Шанти», «Ом Намах Шивая» и т. д., что означает признание этого божества в себе и в другом человеке.
Почему в Индии не прикасаются к бумагам, книгам и людям ногами?
Для индийцев знание издревле было священно и божественно. Сегодня мы привыкли делить предметы на священные и светские.
Но в древней Индии все предметы — академические или духовные — считались божественными и преподавались от гуру к ученику. Традиция не наступать на учебные пособия, рукописи, книги является напоминает об этом. По этой же причине раз в год в день Сарасвати Пуджи или Аюдха Пуджи, посвященной Богине Учения индусы подносят ей книги и молятся так:
«Сарасвати намастубхьям
Вараде каама рупини
Видьяарамбхам каришьяами
Сидхирбхавату ме садаа»
Что означает:
О богиня Сарасвати, дарующая
блага и исполняющая желания,
я склоняюсь перед Тобой перед тем, как
приступить к учебе.
Пост как индуистский ритуал
Многие набожные индийцы постятся регулярно или во время определенных праздников. В такие дни они либо вообще не едят, либо едят один раз, употребляют фрукты или специальные закуски.
Санскритский пост известен как упавааса. Упа означает «рядом», вааса означает «остаться». Таким образом, упавааса означает оставаться рядом (с Господом), что означает обрести близость божественного.
Но какое отношение упавааса имеет к еде? Большая часть нашего времени и энергии тратится на покупку продуктов, приготовление пищи, поедание и пищеварение.
Поэтому в определенные дни человек может решить сохранить свое время и энергию, принимая простую, легкую пищу или полностью воздерживаясь от пищи, чтобы его ум стал чистым и трезвым. Освобожденный ум, ранее занятый идеей о еде, может быть направлен на хорошие мысли и живет с Господом.
Пост помогает нам развивать самообладание, контролировать свои необдуманные желания и мирно направлять к ним свои мысли.
При этом пост не должен ослаблять нас, делать раздражительными. Если такое происходит, значит у нашего поста не было истинной благой цели.
Одно из священных писаний Индии, Бхагавад-гита, призывает питаться правильно – не слишком много и не слишком мало (юктаахара) и есть простую, чистую и здоровую пищу (саттвическую), даже если человек не постится.
Звон колоколов в храмах
Почти в каждом индуистском храме на входе можно увидеть подвешенный к крыше колокол или небольшой колокольчик, в который звонят входящие в храм. Зачем это делать?
Пробудить Господа? Но Господь не спит.
Сообщить Господу, что вы прибыли? Но Ему не нужно говорить об этом, так как Он все знает.
Является ли это способом получить разрешение войти в Его место? Но посещение храма означает возвращение домой, поэтому вход не требует разрешения. Господь всегда приветствует нас.
Звон колокольчика производит звук Ом, звук сотворения вселенной. Поэтому его звучание помогает очистить наши уши и сознание от лишних и ненужных шумов и сосредоточиться на внутреннем спокойствии и общении с божественным.
Исторически же это объясняется так:
В древние времена в большинстве индуистских храмов никогда не было дверей. Поэтому животные, птицы, а иногда и бездомные бедняки оставались в храме на ночь. Утром же служители храма звонили в металлические колокола, чтобы пробудить оставшихся ночевать людей и дать им сигнал о том, что они должны покинуть храм, поскольку Бог, возможно, хочет лечь спать. Поэтому в древние века люди начинали свой день с того, что звонили в храмовые колокола.
Амалия Тимофеева