В румынском фольклоре есть много рассказов о князе Владе Цепеше, историческом Дракуле. Эти рассказы называются анекдотами, потому что они вымышлены, однако анекдоты об исторических личностях редко возникают на пустом месте. Такие анекдоты по-своему отражают реальность.
Старый анекдот
В анекдотах о Дракуле всегда есть доля правды, однако они отражают не столько черты самого Дракулы, сколько мнение народа о нём. Это хорошо видно в истории о венгерском купце, где Дракула предстаёт знатоком купеческих обычаев.
История зафиксирована в XV веке, в древнерусском «Сказании о Дракуле воеводе», поэтому можно с уверенностью сказать, что она отражает то мнение, которое составили подданные Дракулы о своём правителе ещё в то время, когда он был жив.
Согласно сюжету, в землю Дракулы приехал купец из Венгрии, остановился в столице на ночлег, а ночью кто-то украл с купеческого воза кошелёк, где было 160 золотых. Купец отправился к Дракуле с жалобой, а Дракула ответил, что ближайшей ночью кошелёк с деньгами снова будет на возу.
Как известно, Дракула взял 160 золотых из собственной казны, чтобы возместить купцу убытки, но заодно решил испытать торговца на честность – велел, чтобы в кошелёк положили не 160, а 161 монету.
Купец пересчитал деньги и утром пришёл к Дракуле со словами «один золотой лишний». Вор тем временем был схвачен, и его привели к Дракуле, так что похититель золота и пострадавший купец оказались рядом.
Дракула оглядел обоих и говорит купцу:
Иди с миром, а если бы не сказал мне о лишнем золотом, я бы и тебя заодно с вором посадил на кол.
А в чём суть?
Исследователи обычно считают, что проверка на честность, придуманная Дракулой, не выдерживает никакой критики. Ведь купец, увидев кошелёк, на радостях мог забыть пересчитать деньги, то есть не обнаружил бы лишний золотой, а для Дракулы всё равно был бы обманщиком, утаившим монету.
Но здесь и кроется суть анекдота! Дракула показан тонким знатоком поведения купцов. Если бы он дал золото крестьянину, монаху или боярину, те могли забыть пересчитать деньги. А купец не мог. У купцов пересчитывать деньги быстро входит в привычку. Взяв от кого-нибудь деньги, купец всегда пересчитает, как банкир.
Дракула об этом знал и поэтому велел положить в кошелёк один лишний золотой. Дракула рассчитывал, что лишняя монета будет обнаружена обязательно. Купец – человек особый.
Но почему же в анекдоте Дракула наделён такими глубокими знаниями о психологии купцов? Потому что в реальности он заботился о купцах собственной страны, защищал от притеснений, то есть вникал в их дела. А раз вникал, то должен был знать особенности поведения. Такова логика фольклора.
Дракула не бросает своих
В книгах о Дракуле, когда речь заходит о купцах, чаще всего упоминаются купцы из трансильванского города Брашова, который в то время не был румынской территорией и подчинялся венгерскому королю.
Уверяют, что Дракула многих брашовских купцов ограбил, а затем посадил на кол, потому что в это время был в ссоре с руководством Брашова.
Ужасы о казнях рассказываются в письме от 2 апреля 1459 года, которое сочинил политический соперник Дракулы, стремившийся отобрать у Дракулы трон. В письме говорится, что Дракула в период конфликта с Брашовом сначала поймал на своей территории брашовских купцов, затем заковал их в цепи, затем конфисковал товары, но всего этого Дракуле показалось мало, и тогда он посадил купцов на кол.
Исследователи обычно не ставят под сомнение этот рассказ, но главное – не замечают одну очень интересную фразу, которая идёт следом:
Своих же людей, оказывавшихся в означенном городе (Брашове), он (Дракула) потихоньку в свою страну отозвал.
То есть даже политический противник Дракулы признаёт, что Дракула заботился о своих купцах. Дракула послал им секретное предупреждение, чтобы они не попали в плен к брашовянам и успели вывезти из Брашова свои товары, пока это имущество не оказалось арестовано.
Увы, предупреждение помогло не всем. Полтора года спустя (11 октября 1460 года) Дракула пишет письмо в Брашов, где напоминает, что руководство города обещало «мирно отпускать» людей Дракулы, в том числе купцов.
Примерно в то же время было написано ещё одно письмо, где Дракула вступился за «своих людей», которые приобрели в Брашове сталь, но не смогли вывезти её из города, потому что были остановлены, а товар оказался конфискован.
В этом письме Дракула требует от брашовян вернуть либо товар, либо деньги и говорит о своих людях:
Их в беде мы не можем оставить.
Сталь, как сейчас сказали бы, оказалась под санкциями, ведь ещё в апреле 1459 года венгерский король из-за конфликта Дракулы с Брашовом велел, чтобы Дракуле не продавали оружие.
Куски металла формально не являются оружием, а сделка была совершена на территории Брашова, который являлся одной из сторон конфликта. На момент заключения сделки всех всё устраивало, но как только деньги за товар оказались уплачены, местная администрация вдруг спохватилась.
Если сравнивать эту ситуацию с нынешней политической ситуацией, то кажется, что за последние 560 лет в мире ничего не изменилось. Однако Дракула был из тех руководителей, которые своих не бросают.
Все эти эпизоды и нашли отражение в фольклоре как история о купце и 160 похищенных монетах. Несмотря на то, что купец венгерский (или даже брашовский, ведь Брашов в то время был частью Венгерского королевства), Дракула поступает с ним справедливо. И это косвенно свидетельствует о том, что подданные Дракулы не верили в истории о жестоком обращении с брашовскими купцами.
При этом в анекдоте Дракула видит купца насквозь, поскольку хорошо разбирается в купеческих делах. В эти дела Дракуле приходилось вникать постоянно на протяжении всего своего правления, а особенно – в период конфликта с Брашовом в 1459–1460 годах.
Автор статьи: Светлана Лыжина