Как говорится, один в поле не воин, а короля играет свита. То есть главному герою нужна компания, другие персонажи, которые бы ему помогали или создавали проблемы, чтобы он в мучениях двигался к своей цели и делал сюжет увлекательным.
Существует несколько классификаций персонажей, но все они, большей частью, связаны со степенью вовлечённости персонажа в текст. Например, действующие лица делятся на главных, героев второго плана, второстепенных, эпизодических. Такая классификация хоть и верная, но не помогает автору распределить функции между персонажами и планировать их участие в сюжете, в его развитии. Ведь не просто же так все эти персоны толкаются на страницах ваших книг.
Вот мне и пришла в голову ещё одна классификация. Не претендую на истину в последней инстанции, но мне показалось такое разделение действующих лиц интересным, а вы, возможно, извлечёте из статьи какую-то пользу при разработке сюжета.
Сюжетные функции персонажей
В основе классификации — сюжетные функции персонажей. То есть будем исходить из того, что если персонаж никакой роли в развитии сюжета не играет, то вызывает сомнение необходимость его присутствия в книге. Увы, такое случается, когда авторы, охваченные вдохновением, забывают о фигурах, введённых ими в начале книги. Думали, пригодится, но обошлись без них.
Чёткое соответствие персонажей своим сюжетным функциям возможно, только если книга продумана, а не пишется спонтанно. Вот как раз спонтанный полёт фантазии и порождает те самые сущности, которые никакой роли в сюжете не играют. Ну, да, я снова продвигаю мысль о необходимости плана, хотя бы в голове. И не надо сравнивать это со школьным сочинением. В школе вы писали сочинение по чужому произведению, которое и знали-то чаще всего плохо, и по чужой, заданной учителем теме. А здесь речь идёт о вашей книге, и простой здравый смысл говорит, что уж собственную-то книгу вы должны продумать от начала до конца.
Итак, возвращаемся к персонажам, которые я разделила на четыре группы, в зависимости от выполняемых ими функций.
Группы персонажей
Естественно, центральная фигура — это главный герой, и хотя он может быть и не один, но речь в статье не о нём, а обо всех остальных персонах, появляющихся на страницах книги.
Группа поддержки
Не столько героя, сколько самого автора в деле развития сюжета и продвижения героя к цели. В эту группу могут входить разные персонажи второго плана.
Друзья, поддерживающие героя на трудном пути к цели, оттеняющие его характер, дающие повод герою продемонстрировать как свои положительные качества, так и недостатки: герой может спасать попавших в беду друзей или самому ждать от них помощи. Например, в книге «Братство кольца» Р. Толкина к этой группе относятся друзья Фродо Сэм, Мэрри и Пиппин.
Сторонники, которые друзьями не являются, но либо имеют общие цели с героем, либо, так или иначе, облегчающие ему продвижение к цели. Мотивы могут быть совершенно разные. В книге Толкина таких персонажей много, как и в любом эпическом фэнтези. Это и Арагорн, и Боромир, и гномы, и эльф Леголас, и даже Том Бомбадил. Так как сторонники независимы от главного героя, то могут иметь собственную сюжетную линию, как Арагорн.
Наставник, обычно один, но может быть и несколько, сменяющихся по ходу повествования. Это фигура тоже заинтересована в достижении героем цели и в развитии сюжета, поэтому наставник передаёт герою нужные знания, навыки, и даёт мотивирующего пинка. Функцию наставника может выполнять более опытный товарищ, который учит героя житейской мудрости, отец или старший коллега. В «Братстве кольца» это Гэндальф. Но наставник — фигура не обязательная, а опциональная. Её наличие зависит от сюжета, но она полезна, так как даёт толчок развитию героя.
Возлюбленный/возлюбленная тоже фигура необязательная, но если в книге предполагается романтическая линия, то этот персонаж должен быть не просто частью декора, а активно участвовать в судьбе героя и, что не менее важно, в сюжете.
Вредители
Это те, кто мешают герою достичь цели и избежать альтернативного фактора. Центральная фигура тут обычно антагонист. Однако это вовсе не обязательно, далеко не всегда антагонист умышленно вредит герою. В роли антагониста может выступать обстоятельство, мешающее главному персонажу достичь своей цели, природное явление, угрожающее жизни героя и его близких, или же даже внутренний «враг» — какое-то негативное качество самого героя.
То есть антагонист – это не всегда живое мыслящее существо. А вот вредители — всегда люди или другие существа (в фэнтези кого только нет). Это могут быть соперники/соперницы, завистники, приближённые слуги антагониста. Или просто «плохие ребята», вредящие главному герою, как Драко Малфой в книгах о Гарри Поттере.
Пешки
Участники игры под названием «сюжет». Пешки — это второстепенные персонажи, но они участники действия, играют активную роль в сюжете, приближают героя к цели или мешают ему, хотя не так активно и осознанно, как вредители. От вредителей они отличаются меньшей степенью персонификации, проработкой характеров и образов, например, назгулы в «Братстве кольца». Пешки могут играть и на стороне героя, а главное — они могут по ходу сюжета превратиться в более серьёзные фигуры. Это скрытые агенты автора, которых он может использовать в своих целях, продвинуть вперёд вплоть до статуса ферзя. А может, и не использовать.
Массовка
Это эпизодические персонажи, которые создают антураж, соответствующую атмосферу, наполняют авторский мир жизнью. Участие их в сюжете кажется минимальным, но без них мир книги покажется мёртвым, да и неудобно без этих персонажей. И даже нищий попрошайка, показавший герою, в какую сторону уехала карета, играет определённую роль в развитии сюжета. Но, разумеется, эти действующие лица не требуют детальной проработки, и они просто функции, а не субъекты действия.
Количество действующих лиц зависит от жанра и сюжета. В ряде произведений может быть по одному-двум персонажам из каждой группы. Чуть больше может быть массовка, так как она создаёт необходимые декорации. Но чем более эпичное произведение создает писатель, тем больше ему требуется персонажей.