Каждый сантиметр фигуры крылатого гения (мифологическое существо) с гербом Ярославской области реставратор проходит с кисточкой и смывкой. Медного гиганта c триумфальной арки Московских ворот очищают от старой краски. На удаление пигмента только с передней части ушла неделя.
"Это все делается вручную, - рассказывает журналисту Metro заместитель генерального директора компании-реставратора Христина Шумилова. - Здесь не применяется механическая расчистка, так как поверхность старая. Листы, из которых изготовлены гении, это медь. В некоторых местах она не достигает в толщину даже 1 мм. Это очень тонкий металл, и его легко деформировать, поэтому здесь не допускается никаких не щадящих методов расчистки".
Ветер и птицы
По соседству лежат и остальные 29 гениев с щитами, на которых изображены гербы российских губерний. Еще в двух мастерских идет работа над литерами и арматурами. Декоративные элементы демонтировали этой весной. Коррозии, трещины, разрывы сварных швов - на состоянии скульптур сказывается не только возраст металла, но и климат Северной столицы.
"Сильные ветра, ураганы - все это не идет на пользу, - продолжает Христина Шумилова. - Не сказать, что гении находятся в критически аварийном состоянии, но уход им все равно нужен. Пришло время немного им обновиться. Мы провели сухое обеспыливание, промывку поверхностных загрязнений и многочисленных следов птичьей жизнедеятельности".
Российская империя или СССР
Впрочем, восстановление архитектурного декора - не главная цель этой реставрации. В ходе работ ученые хотят узнать, какие скульптуры были созданы в Российской империи, а какие в СССР.
"Это научная реставрация. Мы хотим выяснить, какие из гениев подлинные, а какие поздние, советского периода. Будут проведены лабораторные исследования, - рассказывает заместитель председателя КГИОП Александра Комиссарова. - Пока есть только домыслы и догадки. Свои особенности есть, например, у элементов крепежа. То, как крепления осуществляли в имперский период, это одна история: там были клепаные соединения. В советский период чаще использовали болты и гайки".
Защитили от бомбежек
"Недоверие" к происхождению медных гениев обусловлено многократными переделками. Московские триумфальные ворота не раз подвергались реставрациям, а в 1936 году их и вовсе решили разобрать.
"Они на протяжении двух лет разбирались. В архивы поступили только скульптуры. Формообразующие элементы, конструкции, остались лежать на месте. Позже, во время бомбежек, люди скрывались в них. Памятник оружию спас людям жизнь во время войны", - говорит Александра Комиссарова.
Фрагменты гениев
Обратно памятник собрали лишь в 1956 году. Восстановление Московских триумфальных ворот шло по архивным документам и фотографиям.
"Здесь очень много загадок! Ворота много раз подвергались достаточно агрессивным работам. Многие фрагменты были утрачены. Нет точного документа, который бы подтвердил, что вот это подлинники, а тут было заменено. Неясно до конца, в какое время были созданы все гении. Это нам лишь еще предстоит узнать", - рассказывает Христина Шумилова.
Докопаться до истины специалисты смогут, изучив технологии сборки гениев, толщину их медных листов и другие параметры.
"Посмотрим, из скольких фрагментов собраны скульптуры. Каждый гений состоит из десятков кусков, в среднем около 50", - добавляет представительница компании-реставратора.
Помимо трех мастерских реставраторы также работают на месте. Обновленные Московские триумфальные ворота петербуржцы увидят в конце 2024 года.
Для справки:
Московские триумфальные ворота были построены в период с 1834 по 1838 год в честь победы сразу в двух войнах - русско-персидской и русско-турецкой, а также по случаю усмирения в царстве Польском.
"Московские ворота являются уникальным объектом мирового значения, потому что это самый большой памятник из чугуна - из него вылита основная конструкция, декор выполнен из меди", - рассказывает заместитель председателя КГИОП Александра Комиссарова.
Юлия Журавлёва