В 16 лет, приписав себе 2 года, он ушел на фронт. Уже через год из рядового стал лейтенантом, подбив фашистские танки. Победу встретил в звании капитана. Его уговаривали остаться служить и после войны. Считали, что из капитана Басова может получиться отличный кадровый военный. Прочили, что дослужится до генерала.
Но к тому времени Владимир Басов уже выбрал себе будущую профессию. Точно знал, хочет быть режиссером. Именно режиссером, а не актером. Хотя талант актера в нем виден был еще в военные годы. Организованный им ансамбль художественной самодеятельности дал почти 200 концертов для солдат.
Его педагогами во ВГИКе стали Михаил Ромм и Сергей Юткевич. Уже через два года после выпуска он снял свой первый полнометражный фильм "Школа Мужества" по повести Аркадия Гайдара. Этот военно-приключенческий фильм высоко оценило международное кинематографическое сообщество. Картина получила премию на Кинофестиваля в Карловым Варах. За первый год проката фильм посмотрело почти 30 миллионов человек и он вошел в 10 лучших фильмов СССР 1954 года.
Кстати, именно в этом фильме, в крохотном эпизоде, в качестве актера дебютировал Ролан Быков. Потом они не раз будут встречаться, как актеры, на съемочной площадке в любимых всеми картинах "Приключения Буратино", "Я шагаю по Москве", "Про Красную Шапочку", "Ехали в трамвае Ильф и Петров" и др.
А в фильме "Нос" уже режиссер Ролан Быков снимет Басова в качестве актера. Вообще, как вспоминает вдова Ролана Быкова актриса Елена Санаева, муж многому научился у Басова. Как-то Владимир Басов помог ему даже с незадавшимся монтажом фильма.
Многие актеры, работавшие с режиссером Басовым вспоминают, что у него были свои, особые методы съемки. Например, актерам надо было сыграть сцену на 15 хлопков. Репетиция продолжалась пока не укладывались именно в это количество. Только тогда начинали снимать.
Киночиновники его любили. Басов за съемку любой одобренной картины брался с воодушевлением и энтузиазмом. Снимал так, как того требовало руководство, но не терял чувство собственного достоинства. До поры до времени снимал.
В 1963 году, на съемках фильма "Тишина" он вышел из под контроля чиновников и, по их мнению, переступил черту дозволенного.
Герои фильма солдаты-победители не смогли найти свое место в мирной жизни. Этого в Госкино простить не могли. Картина много лет пролежал на полке.
Ничто в жизни не бывает случайно. Именно в эти, не самые простые для Басова-режиссера годы, мы узнаем его как актера. Воля случая привела Басова на съёмочную площадку фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". Данелия попросил коллегу-режиссера сыграть маленький эпизод - роль полотера. Но сыграл он ее так, что его стали узнавать на улицах и фразы полотера-всезнайки ушли в народ:
- "Прилег на скамейку. Просыпаюсь часов нет, пальто свистнули. Драповое. О, сюжет!"
- "Писатель? Щас все писатели".
В 40 лет он стал популярных характерным актером эпизода. Заполучить его в картину мечтали самые именитые режиссеры.
При этом упорный Басов не оставляет режиссуру и в 1968 году на советский экран выходит картина Владимира Басова "Щит и меч". Эта картина станет знаковой не только для самого режиссера, но и откроет для страны Любшина, Янковского. Эта картина подарит народу песню "С чего начинается Родина".
Съемки киноэпопеи проходили в Европе. Каждый съемочный день дорог. Во всех смыслах. И хотя Басов снимал с упоением, но пленку зря не тратил. У него все было в голове. Каждый кадр. Снимал монтажно.
"Щит и меч", как сейчас говорят, стал лидером кинопроката. Про него стали говорить, что он снимает как в ГОЛЛИВУДе. От картины нельзя оторваться.
Он мечтал снять фильм по запрещенной пьесе Булгакова "Дни Турбиных" и в 1975 году, написав сценарий, приступил к съемкам. Для себя он оставил роль русского офицера. Это уже был совсем другой актер Басов. Дуремаром тут и не пахло.
После однократного показа, "Дни Турбиных" пылились на полке почти 10 лет. Для Владимира Басова это был удар. Здоровье стало подводить. Пять лет он не снимал.
Но Басов бы не стал в войну офицером если бы не умел выносить удары судьбы. Басов вернулся к режиссуре и успел снять еще несколько фильмов.
На следующий день после окончания съемок картины "Время и семья Конвей" у него случился инсульт. Через полгода он поднялся с постели. Очень хотел смонтировать фильм. Получилось.
Басов не щадил себя и почти сразу приступил к съемкам фантасмагории "Семь криков в океане". Успел завершить картину и даже уже планировал снимать следующую. Написал сценарий к "Мышеловке".
17 сентября 87 года, дома, случился второй инсульт. Врача вызывать было уже не к кому. Он ушел так же быстро как снимал, монтировал, жил.
Владимир Басов оставил нам около 20 режиссёрских работ и почти 100 актерских, талантливых детей. Его старший сын Владимир стал тоже режиссером. Как и отец.
Люди живы, пока о них помнят. Расхожее выражение, но какое правильное.
Басова помнят. И любят. Любят его современники и те, кто познакомился с ним совсем недавно. По его работам. И еще многим поколениям только предстоит открыть для себя и полюбить Владимира Басова. Не это ли настоящая жизнь?