Найти в Дзене

Владимир Басов: прежде всего режиссер

В 16 лет, приписав себе 2 года, он ушел на фронт. Уже через год из рядового стал лейтенантом, подбив фашистские танки. Победу встретил в звании капитана. Его уговаривали остаться служить и после войны. Считали, что из капитана Басова может получиться отличный кадровый военный. Прочили, что дослужится до генерала.

Владимир Басов в годы ВОВ
Владимир Басов в годы ВОВ

Но к тому времени Владимир Басов уже выбрал себе будущую профессию. Точно знал, хочет быть режиссером. Именно режиссером, а не актером. Хотя талант актера в нем виден был еще в военные годы. Организованный им ансамбль художественной самодеятельности дал почти 200 концертов для солдат.

Михаил Ромм
Михаил Ромм

Его педагогами во ВГИКе стали Михаил Ромм и Сергей Юткевич. Уже через два года после выпуска он снял свой первый полнометражный фильм "Школа Мужества" по повести Аркадия Гайдара. Этот военно-приключенческий фильм высоко оценило международное кинематографическое сообщество. Картина получила премию на Кинофестиваля в Карловым Варах. За первый год проката фильм посмотрело почти 30 миллионов человек и он вошел в 10 лучших фильмов СССР 1954 года.

Кадр из фильма "Школа мужества". Ролан Быков справа.
Кадр из фильма "Школа мужества". Ролан Быков справа.

Кстати, именно в этом фильме, в крохотном эпизоде, в качестве актера дебютировал Ролан Быков. Потом они не раз будут встречаться, как актеры, на съемочной площадке в любимых всеми картинах "Приключения Буратино", "Я шагаю по Москве", "Про Красную Шапочку", "Ехали в трамвае Ильф и Петров" и др.

Ролан Быков и Владимир Басов
Ролан Быков и Владимир Басов

А в фильме "Нос" уже режиссер Ролан Быков снимет Басова в качестве актера. Вообще, как вспоминает вдова Ролана Быкова актриса Елена Санаева, муж многому научился у Басова. Как-то Владимир Басов помог ему даже с незадавшимся монтажом фильма.

Многие актеры, работавшие с режиссером Басовым вспоминают, что у него были свои, особые методы съемки. Например, актерам надо было сыграть сцену на 15 хлопков. Репетиция продолжалась пока не укладывались именно в это количество. Только тогда начинали снимать.

Киночиновники его любили. Басов за съемку любой одобренной картины брался с воодушевлением и энтузиазмом. Снимал так, как того требовало руководство, но не терял чувство собственного достоинства. До поры до времени снимал.

В 1963 году, на съемках фильма "Тишина" он вышел из под контроля чиновников и, по их мнению, переступил черту дозволенного.

Кадр из фильма "Тишина".
Кадр из фильма "Тишина".

Герои фильма солдаты-победители не смогли найти свое место в мирной жизни. Этого в Госкино простить не могли. Картина много лет пролежал на полке.

Ничто в жизни не бывает случайно. Именно в эти, не самые простые для Басова-режиссера годы, мы узнаем его как актера. Воля случая привела Басова на съёмочную площадку фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве". Данелия попросил коллегу-режиссера сыграть маленький эпизод - роль полотера. Но сыграл он ее так, что его стали узнавать на улицах и фразы полотера-всезнайки ушли в народ:

- "Прилег на скамейку. Просыпаюсь часов нет, пальто свистнули. Драповое. О, сюжет!"

- "Писатель? Щас все писатели".

В 40 лет он стал популярных характерным актером эпизода. Заполучить его в картину мечтали самые именитые режиссеры.

Кадр из фильма "Я шагаю по Москве"
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве"

При этом упорный Басов не оставляет режиссуру и в 1968 году на советский экран выходит картина Владимира Басова "Щит и меч". Эта картина станет знаковой не только для самого режиссера, но и откроет для страны Любшина, Янковского. Эта картина подарит народу песню "С чего начинается Родина".

Кадр из фильма "Щит и меч"
Кадр из фильма "Щит и меч"

Съемки киноэпопеи проходили в Европе. Каждый съемочный день дорог. Во всех смыслах. И хотя Басов снимал с упоением, но пленку зря не тратил. У него все было в голове. Каждый кадр. Снимал монтажно.

"Щит и меч", как сейчас говорят, стал лидером кинопроката. Про него стали говорить, что он снимает как в ГОЛЛИВУДе. От картины нельзя оторваться.

Басов за работой над фильмом
Басов за работой над фильмом

Он мечтал снять фильм по запрещенной пьесе Булгакова "Дни Турбиных" и в 1975 году, написав сценарий, приступил к съемкам. Для себя он оставил роль русского офицера. Это уже был совсем другой актер Басов. Дуремаром тут и не пахло.

Кадр из фильма "Дни Турбиных".
Кадр из фильма "Дни Турбиных".

После однократного показа, "Дни Турбиных" пылились на полке почти 10 лет. Для Владимира Басова это был удар. Здоровье стало подводить. Пять лет он не снимал.

Но Басов бы не стал в войну офицером если бы не умел выносить удары судьбы. Басов вернулся к режиссуре и успел снять еще несколько фильмов.

На следующий день после окончания съемок картины "Время и семья Конвей" у него случился инсульт. Через полгода он поднялся с постели. Очень хотел смонтировать фильм. Получилось.

Кадр из фильма "Время и семья Конвей"
Кадр из фильма "Время и семья Конвей"

Басов не щадил себя и почти сразу приступил к съемкам фантасмагории "Семь криков в океане". Успел завершить картину и даже уже планировал снимать следующую. Написал сценарий к "Мышеловке".

17 сентября 87 года, дома, случился второй инсульт. Врача вызывать было уже не к кому. Он ушел так же быстро как снимал, монтировал, жил.

Владимир Басов оставил нам около 20 режиссёрских работ и почти 100 актерских, талантливых детей. Его старший сын Владимир стал тоже режиссером. Как и отец.

Люди живы, пока о них помнят. Расхожее выражение, но какое правильное.

Басова помнят. И любят. Любят его современники и те, кто познакомился с ним совсем недавно. По его работам. И еще многим поколениям только предстоит открыть для себя и полюбить Владимира Басова. Не это ли настоящая жизнь?