В начале1980-х умерли три последних чистокровных айна. Сейчас осталось несколько сотен представителей со смешанным происхождением, но немногие из них считают себя айнами.
Вот каким тяжелым катком прошелся по судьбе этого загадочного народа 20 век! Исчез язык целого народа, а научный мир до сих пор не может разгадать загадку его происхождения. Ученым пришлось даже выделить для них отдельную айнскую расу, сочетающую во внешнем облике европеоидные, австралоидные и монголоидные черты.
Все эти сведения мы получили в Сахалинском краеведческом музее.
Удивительный музей! Здание его 1937 года, нам досталось от Японской эпохи, оно выполнено в особом архитектурном стиле "тэйкан-дзукури" — "имперская корона". Подобного здания в России не найти, один аналог есть только в Японии.
Экспозиция «Древние культуры. Коренные народы» – ознакомила нас народами, проживавшими на островах области – айнами, нивхами, эвенками.
Чем же уникальны айны? Уже первые исследователи Дальнего Востока были поражены их внешностью: светлолицые, с европейским разрезом глаз, мужчины с густой бородой и усами – они резко отличались от соседних народов монголоидного типа. Как и откуда она попали в эти места? Отличались они не только внешностью, а и культурой, традициями, даже поведением.
В музее представлен уникальный экземпляр боевых доспехов айнов. Оказывается, айны ещё и воины, да такие, что японцы боялись встречаться с ними в открытом бою, вытесняли их хитростью. В древней японской песне говорилось, что один айн стоит ста человек. Есть мнение, что боевое искусство – ниндзю японцы переняли у айнов.
Несмотря на то, что про айнов ходили легенды как о варварах, да ещё поросших шерстью, как у животных, культура их достигла высокого уровня. Они были очень музыкальны, любили и умели веселиться. Тщательно готовились к праздникам, из которых самым главным был медвежий.
У айнов культ медведя резко отличался от подобных у других народов - они вскармливали жертвенного медвежонка женским молоком!
Кроме того, айны - единственные из малочисленных народов Дальнего Востока России, которым было известно искусство ткачества. Женщины на самодельных ткацких станках изготовляли из ниток крапивы и древесного луба ткани для одежды.
Охотники и рыболовы, на протяжении веков почти не знавшие земледелия, айны тем не менее создали необычную и богатую культуру. Их орнамент, резьба и деревянная скульптура удивительны по красоте и выдумке.
Основой айнских верований был первобытный анимизм, то есть признание существования души у любого существа или предмета. Возможно, поэтому они обогатили культуру человечества ни с чем не сравнимыми мифологией и фольклором.
Первые контакты с русскими были довольно успешными, Айны в русских сразу признали хороших людей, назвали «братьями» и к середине XVIII столетия около полутора тысяч представителей этого этноса приняли российское подданство. По началу, всё шло прекрасно: Екатерина II освободила народ от налогов, запретила притеснять «мохнатых курильцев», и даже, наоборот, указывала всячески помогать им. Но мы то знаем, как исполняются приказы!
Крузенштерн успел познакомиться на Сахалине с айнами. 14 мая 1805 г. его корабль бросил якорь в заливе Анива.
И.Ф. Крузенштерн детально исследовал территорию, ознакомился с жизнью айнов и раздал им подарки. На тот момент Сахалин формально в свой состав включала Маньчжурская династия Империи Цин.
Капитана поразило добросердечие айнов и их бескорыстие: они не только не пытались у моряков что-то украсть, как туземцы южных островов, но отказывались от подарков. По наблюдениям путешественников, этой добротой пользовались японцы, беззастенчиво айнов угнетавшие. «Виселицы поставлены для того, чтоб островитяне, взирая каждодневно на петлю, усугубляли еще больше безответное повиновение своего жестокого рабства».
К 1859 году формальный контроль маньчжуров над Сахалином был ликвидирован, тогда же на острове появилось первое русское поселение.
К сожалению, айны все чаще стали подвергаться эксплуатации и притеснению со стороны русских. Даже российские ученые признавали, что положение айнов на японском Хоккайдо было куда лучше, чем на принадлежащих России Курилах. Уже в середине XIX столетия российские айны мало-помалу начинают переселяться на японские территории.
По переписи 1926 года было зарегистрировано только пять чистокровных представителей Северосахалинских айнов.
В 1930 годах, всех представителей с айнскими фамилиями ссылали в ГУЛАГ. По непонятной причине власти принимали их за японцев. Оставшиеся айны начали принимать русские фамилии.
Когда в 1979 году прошла всесоюзная перепись населения, в списках не значилось ни одного айна. После этого народ айны начали считать "вымершим". Айны, тем не менее выжили. По переписи 2010 года, айнами себя назвали 109 человек. 94 из них, проживают на Камчатке. Но, по заявлениям этнологов, в России, не осталось, ни одного чистокровного айна. Однако в Японии они сохранились. На Японских островах проживают 25 000 айнов. Все они заняты в сфере туризма, развлекая любящих экзотику туристов.