Последние годы своей яркой и насыщенной событиями жизни вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ульянов-Ленин провёл в подмосковной деревушке Горки. Отсюда, в окружении скромных сельских пейзажей, простых колхозников и преданной супруги, товарищ Ленин руководил огромной Советской державой. На протяжении долгих лет старая усадьба в Горках воспринималась поколениями советских людей как скромная обитель не менее скромного основателя СССР, который добровольно поменял роскошь кремлёвских палат на скромный быт подмосковной деревни. Признаться, я и сам, некогда штудировавший старые советские учебники по истории, долгое время находился под впечатлением от скромности быта резиденции Ленина в Горках, столь усердно описываемого авторами учебных пособий. Воспользовавшись возможностью самостоятельно посетить знаменитую резиденцию, я испытал культурный шок, столкнувшись с роскошью её обстановки.
От некрополя вятичей до образцового хозяйства
Старейшая усадьба Подмосковья ведёт свою историю с XVI века, переживая небывалые взлёты и полное запустение. Изначально Горки образовались как родовое имение Спасителевых и в дальнейшем неоднократно меняли собственников. Так, на смену боярскому роду пришли не менее знатные фамилии: Наумовы, Белосельские, Бутурлины, Бекетовы, Дурасовы, Лопухины. Со второй половины XIX века на смену владельцам благородного происхождения приходят представители купеческих фамилий: Сушкины, Прокофьевы, Шибаевы, Герасимовы. Подлинный расцвет усадьбы произошёл в результате очередной смены владельца в 1909 году, когда Зинаида Морозова приобрела Горки у братьев Герасимовых.
Зинаида Григорьевна развернула бурную хозяйственную деятельность на территории усадьбы, стремясь превратить её не только в место для отдыха, но и в прибыльное предприятие, ставшим впоследствии образцовым прибыльным хозяйством. Присоединив к усадьбе ещё несколько дачных участков, Зинаида Морозова произвела капитальную реконструкцию имеющихся усадебных сооружений, построила новые теплицы и оранжереи, водонапорную башню с водопроводной сетью, установила электрический генератор и провела телефонную линию, чтобы всегда быть в курсе дел своих московских предприятий. Стоит отметить, что в те времена наличие телефонного аппарата далеко за пределами города считалось явлением необычным и прибавляло вес к статусу усадьбы и её владельцу. Что особо впечатлило гостей Морозовой и впечатляет экскурсантов усадьбы, так это наличие подземного хода между южным флигелем и главным домом. Зинаида Григорьевна терпеть не могла запаха готовящейся пищи.
Несмотря на огромную площадь усадьбы, её жилой комплекс представлен главным домом и двумя флигелями, расположенных у высокого обрыва, спускающегося реке Туровке. Главный дом оформлен шестиколонным портиком ионического ордера, к которому ведет лестница, на боковых парапетах которой установлены мраморные вазы. В 1910 году к главному дому пристроили зимний сад (с северной части), а с юга - веранду. Тогда же фасады дома были украшены панно с изображением сцен из древнегреческой мифологии. Считается, что автором реконструкции являлся архитектор Ф. О. Шехтель.
Особый колорит усадьбе придаёт её роскошный липовый парк с вкраплениями дубов и лиственниц. Прямоугольный в плане, он прорезан широкими аллеями, пересекающихся под прямым углом. В советское время аллеи были ухожены, сейчас больше смахивают на дорожки английского парка. В центральной части парка возвышаются холмы, бурно поросшие растительностью. Из центра некоторых холмов проросли липы, отдельные из которых насчитывают более 300 лет. При ближайшем рассмотрении выясняется, что на территории парка располагается некрополь древнего племени вятичей - первых обитателей Подмосковья, а холмы являются курганными насыпями возрастом не менее 800 лет. Так, мирное сосуществование места отдыха с местом успокоения уберегло последнее от разграбления или хозяйственного освоения.
Роскошь дворянского имения
Интерьеры флигелей и главного усадебного дома удивительным образом являют собой сочетание атмосферы дворянской роскоши и современного для того времени комфорта. Зинаида Михайловна, не являясь представителем дворянского рода, грезила об атмосфере классического аристократического имения. В беседе с Сергеем Юльевичем Витте, министром финансов Российской империи, она говорила:
"Я вот жалею, что у меня не было предков, из-за старинного имения и старых портретов, которые я страшно люблю, и меня всегда удивляла эта любовь. Я никогда не жила в таких имениях, только знала о них по литературе, но мне кажется, что моя "душа" когда-то там жила..."
Благодаря хорошему отношению к своим работникам Зинаиде Морозовой удалось избежать погрома своей усадьбы во время революционных событий 1917 года. А дальнейшая национализация имущества и организация на базе усадьбы места для отдыха вождя мировой революции В. И. Ленина позволила сохранить уникальную обстановку главного дома и его флигелей.
Будучи постоянно в эмиграции, Владимир Ленин сильно привык к европейским удобствам и комфорту, поэтому, когда он прибыл в Горки в сентябре 1918 года, то впечатлился великолепно обустроенной усадьбы. Сразу после своего приезда В. И. Ленин распорядился, чтобы никаких перестановок в доме не делали и оставили всё так, как было при прежних владельцах. В совокупности Ленин провёл в Горках 2,5 года в период с 1918 по 1924 годы. Здесь же обосновались и члены его семьи: супруга Надежда Константиновна Крупская, младшая сестра Мария Ильинична Ульянова и брат Дмитрий Ильич Ульянов.
Многие приезжавшие на усадьбу друзья, партийные товарищи и государственные служащие с удивлением отмечали, что роскошная обстановка усадьбы вроде бы должна вызывать раздражение у руководителя советского государства, а вместо этого в комнате Ленина наблюдались "белая с позолотой будуарная мебель, зеркала между окнами". Впрочем, обстановка других комнат также не казалась крестьянской.
Несмотря на то что после смерти Ленина из усадьбы много чего ценного вынесли, особенно отличился в расхищениях младший брат Дмитрий Ильич, коллекция раритетов продолжает впечатлять и восхищать многих современных посетителей. Хронологические рамки находящейся здесь мебели охватывают период в 200 лет. Ведь здесь осталось много вещей от предыдущих владельцев. Наиболее ранние предметы мебели относятся к рубежу XVIII-XIX веков. Это стол-бобик и ломберный стол из деревянной мозаики вошли в фонд русского мебельного искусства и являются прекрасным образцами стиля, зародившегося при Екатерине II.
В усадьбе много образцов мебели первой трети XIX века, созданной русскими и зарубежными мастерами из массива карельской берёзы, красного дерева, дуба, хвойных пород деревьев. Это выполненные по индивидуальному заказу угловые диваны, преддиванные столики, кресла с "ушами", ломберные столики и зеркала-трюмо. Примечательной особенностью данной мебели являются многочисленные искусно выполненные бронзовые детали или золоченная деревянная резьба.
Коллекция картин усадьбы также впечатляет. Конечно, здесь нет полотен кисти Рембрандта, но западноевропейская живопись также представлена картинами французов Алекса Дюваль и Эмиля Менара, голландца Виллема ван Дриленбюрга. Значительную часть коллекции составляют полотна русских мастеров второй половины XIX - начала ХХ века. Среди них особо выделяется огромная картина "Вечер на погосте" Дмитрия Эмильевича Мартена. На картине изображено старообрядческое кладбище с деревянной часовней накануне заката.
Особое очарование старины придаёт усадьбе её коллекция мраморной скульптуры. Представленные изваяния являются копиями античных образцов хранящихся в коллекциях музеев стран Западной Европы. Скульптурные копии в Горках изящны и в основном представлены парами. Например, классические скульптуры "Филомела" и "Прокна, "Вакх" и "Вакханка. В основном, скульптуры экспонируются в Парадной гостиной усадьбы.
Несмотря на изобилие роскошной мебели, мраморных ваз и даже бронзовых дверных ручек, выполненных по индивидуальному заказу, подлинное богатство усадьбы в Горках составляет фантастическая коллекция керамики, стекла и фарфора. Супруг Зинаиды Григорьевны, Савва Тимофеевич Морозов, собирал коллекцию фарфора целенаправленно, по специально разработанной программе. Зинаида Морозова несколько по другому смотрела на изделия из фарфора, справедливо полагая, что они не должны быть просто предметом коллекции, а обязаны привносить в жизнь определённое изящество. Фарфор, по её мнению, являлся признаком утончённого вкуса, столь характерного для представителей аристократии. И вот, несмотря на то, что многое из коллекции было утеряно или передано в другие музеи, мы среди роскошных интерьеров можем увидеть украшенные ампирным орнаментом кофейники с завода Гарднера, чашки венской фирмы Лобмайр, парные вазы Мейсенской фарфоровой мануфактуры.
Три важных экспоната
Три экспоната усадьбы приковывают к себе внимание посетителей. Прежде всего, высокой степенью своей сохранности и способностью к функционированию. Это пианино американской фирмы "Crown" с четырьмя педалями. Пианино было доставлено в усадьбу ориентировочно в 1911-1912 годах и, помимо всего прочего, использовалось для музыкального сопровождения немых фильмов. А фильмы крутили на массивном кинопроекторе в противоположной стороне гостиной. На окно вешали большой белый экран и зрители знакомились с новинками кино. Часто для гостей музыкальное сопровождение на американском пианино устраивала сестра Владимира Ильича Мария Ульянова. Третий экспонат расположен на втором этаже главного дома. Это стереоскоп, он же "Таксифот" Ришара для просмотра диапозитивов в 3D формате. Вещь весьма дорогая, цена начиналась от 250 царских рублей (всего около 400 000 рублей на современные деньги).
После смерти В. И. Ленина усадьба в Горках пребывала некоторое время в запустении. Часть имущества разошлась по домам неравнодушных к чужой собственности граждан, часть пополнила выставки других музеев. И тем не менее, даже с учётом всех потерь, коллекция музея "Горки Ленинские" насчитывает свыше 6000 уникальных экспонатов. Когда в 1949 году на базе усадьбы создали музей, многие экспонаты были скрыты от глаз трудящихся, а роскошная мебель покоилась под покрывалами, чтобы не смущать простой народ дворянской обстановкой вождя мирового пролетариата.
P. S. Территория музея "Горки Ленинские" громадна. Помимо усадебного дома и его флигелей, на территории комплекса расположена старое дачное здание, в которое в 1994 году переехал музей "Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле". Несмотря на богатство коллекции данного музея и практически полностью воссозданные его интерьеры, впечатления уже не те, так как изначально музей располагался именно в Кремле. Но, посетить его все равно рекомендуется. Также на территории размещается кинодеревня и киногородок, а также научно-культурный центр "Музей В. И. Ленина". Планируя поездку в Горки Ленинские, необходимо запастись силами и временем.
Из рубрики "Москва и Подмосковье":
______________________