Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: gothic rock
Страна: Финляндия
Лейбл: Atomic Fire Records | Valilla Music House
Дата выхода: 21 апреля 2023
Жанр готической музыки сегодня не пользуется большой популярностью, но тем не менее продолжает существовать благодаря усилиям таких корифеев, как The 69 Eyes. Знаменитые «хельсинские вампиры» и не помышляют уходить на покой. Да и то обстоятельство, что золотые времена готик-рока остались в прошлом, их явно не смущает. Этот финский квинтет остается востребованным и по сей день, а ведь для этого музыканты не делают ничего сверхъестественного.
Возможно, ответ кроется в их творчестве. Оно притягивает многих и не оставляет равнодушным никого, невзирая на вкусы и предпочтения, будто оно и в самом деле проникнуто вампирской магией. И, если верить расхожему мнению, что лучшие работы «Глаз» были выпущены давным-давно, ситуация от этого не меняется — группа по-прежнему привлекает внимание и с пол-оборота заводит любую аудиторию.
С 2004 г. The 69 Eyes придерживаются звучания, замешанного на классическом готик-роке с еще большей дозой рок-н-ролла и глэма, что можно объяснить влиянием сцены Соединенных Штатов. Здесь они чувствуют себя весьма вольготно. Чтобы убедиться в сильнейшей привязанности к американской музыке, достаточно ознакомиться с The 69 Cats — сайд-проектом Юрки 69, ориентированным на блюз и рокабилли. Альбом West End (2019) его основной группы можно назвать наиболее коммерчески ориентированным и подчеркнуто гламурным. Никто бы не удивился, если бы в дальнейшем команда придерживалась этого направления.
И тем более приятным открытием стал их новейший, тринадцатый по счету студийный альбом Death of Darkness. В целом это откровение не стало исключением из правил для «голливудского» воплощения Юрки и его команды. Пластинка полна притягательного готического шарма, таинственности и декаданса. Очередные незамысловатые притчи о греховной любви на грани смерти, душевных терзаниях, роковых искушениях и опасной, но манящей дороге под названием «рок-н-ролл» с сексом и наркотиками смешиваются здесь с раскованностью и лоском американского рока.
И вместе с тем Death of Darkness — гораздо более привлекательное и осмысленное произведение, нежели «игрушечный» West End. Скажем так, новый релиз больше соответствует уровню и статусу ветеранов The 69 Eyes, отличается от предшественника степенностью и глубиной.
В рамках этого альбома финны не стали ходить вокруг да около, задумываться о трендах и прочей чепухе и позволили себе быть самими собой. Результат — десяток добротных песен, ни одна из которых не кажется лишней или откровенно проходной. В основе их — предельно бесхитростные, но поразительно цепляющие мелодии, терпкие, добавленные по вкусу аранжировки и, конечно же, харизматичный «элвисовский» баритон фронтмена, усиленный сладострастным бэк-вокалом.
Альбом не старается быть вызывающим и провокационным, он в некоторой степени меланхоличен и медитативен, но при этом дает возможность вволю ублажить своих внутренних демонов. Это уже не столько саундтрек для молодежной вечеринки на Хеллоуин, сколько серьезный клубный перфоманс, где главные действующие лица — сами The 69 Eyes. И в этот раз они приготовили весьма разнообразное шоу.
Вступительная заглавная композиция задает общий тон: ее мрачная накатывающая атмосфера, усиленная россыпью клавишных, а также трогательным повествованием Юрки, который помимо своего сочного напева демонстрирует эпизодический скрим (не иначе вспомнил о своем дуэте с Дэни Филтом), завоевывает все внимание: «Мне больно смотреть, как ты страдаешь. Больно видеть, как унижаешься. Но ничего страшного. Мы с этим справимся. Позволь мне показать тебе дорогу к свету».
Следующий за ним свингующий «Drive» с эмоциональным, «стегающим» припевом, в которой много от восьмидесятнического рока, можно отнести к вполне традиционным для группы вещам в духе гот-н-ролла.
А вот «Gotta Rock» — кое-что более поинтереснее. Кавер на композицию финской группы Boycott, в версии The 69 Eyes она заметно преобразилась: резкие басовые пульсации и клубящиеся синтезаторы превратили ее в нечто близкое к «Thriller» (1982) Майкла Джексона, в то время как незамысловатый прилипчивый рефрен вкупе с неоновым флером постепенно завладевает сознанием и заставляет требовать: «Избавь меня от пустой болтовни, дай мне рок-н-ролл!»
Не менее эффектной получилась «This Murder Takes Two», где группа активно заигрывает с кантри, что в сочетании с мрачной лирикой позволяет отнести трек к «южной готике». Компанию Юрки здесь составила Kat Von D, американская тату-мастер, актриса и владелица личного бьюти-бренда: ее густой тембр добавил композиции сходство с работами Бет Харт.
Трек «California» по праву считается одним из ярчайших хитов альбома. Это почти что чистый глэм-рок с максимально простым, но невероятно западающим в душу припевом, раскованный, но волнительный, представляющий собой целое настроение: «Это — та самая свобода, которую они ищут, и это — та самая свобода, которую они продают. Чего желаешь, детка, — красивого заката своей жизни?»
Маскулинный по интонации «Call Me Snake» возвращает повествование на более тяжелые рельсы с преобладанием мрачноватой и одновременно напряженной винтажной атмосферы старых кинобоевиков. И это не случайно: песня — отсылка к знаменитому фильму Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка» (1981) и его главному героя «Змею» Плисскену в исполнении Курта Рассела. Томная «Dying in the Night» отчетливо тяготеет к ритм-н-блюзу с характерными гипнотическими партиями баса и подслащенным пением Юрки: «Ты оставила меня умирать, умирать в ночи, умирать этой ночью».
Романтический и предельно открытый шлягер «Something Real» легко и изящно вписывается в радио-формат: он энергичен, легко ложится на слух и отмечен чувственной меланхолией: «Эти порезы глубоки, так глубоки, что никогда не смогут зажить». Ему вторит лайтовый «Sundown» — наиболее поп-ориентированный номер, содержащий легкую интригу. Ну а заключительная нуарная пьеса «Outlaws» — вдумчивая исповедь пресыщенного наслаждениями гедониста, полная отрешенной рефлексии, околоблюзовых пассажей и мрачных дум: «Я никогда не чувствовал себя одиноким, одиноким настолько, чтобы мне хотелось умереть».
И все эти треки, какими бы разными по настроению они ни были, объединены узнаваемой темно-романтической аурой The 69 Eyes, невесомой, но тягучей, как расплавленный воск черных свечей. Чтобы как следует оценить «Смерть тьмы», следует слушать альбом целиком от начала до конца. Только в этом случае пластинка раскрывается в полной мере, позволяет прочувствовать всю свою эмоциональную палитру, познать прелести и опасности греха. Ну а полновесный, ламповый, но безупречно чистый звук еще больше усилит ощущения.
Если же вы не ждете от финнов ничего нового и привыкли слушать их фоном, то с Death of Darkness это, скорее всего, не пройдет — эти песни невольно привлекут к себе внимание. Магия музыки по-прежнему действует. Альбом как нельзя лучше подходит для интимного прослушивания в ожидании рассвета, желательно с бокалом вина (водки, виски, абсента или более сложных, но не менее крепких коктейлей) и при приглушенном свете. Пластинка завораживает, гипнотизирует, ласкает слух, будоражит воображение. Наслушаться ею буквально нереально.
Можно ли причислить новый лонгплей к лучшим творениям The 69 Eyes? На этот вопрос каждый из поклонников коллектива должен ответить себе сам, тем более что с выхода прошло слишком мало времени. Зато можно смело назвать его одним из лучших релизов 2023 года, которому вполне по силам вернуть публике интерес к готическому року.
P. S. Рецензия опубликована в онлайн-журнале DARKER № 7, июль 2023: https://darkermagazine.ru/page/kalifornijskij-dekadans