Предлагаем вам оценить наш "своевременный" обзор на глобальную стратегию Civilization VI. Разбираем основы, обсуждаем плюсы и минусы игры.
Загадка! Мы родились вместе, выросли вместе. Мы вместе ходили в школу и ВУЗ. Она была моей, но я никогда не был ее. Я часто от неё уходил, но всегда возвращался обратно. Я любил и ненавидел ее. Вопрос: кто она? Романтик скажет, что это любовь. Философ скажет, что это жизнь. Врач скажет, что мне пора лечиться. Но только истинный геймер знает, что имя ее — Civilization!
Немного истории
Если уж и говорить про стратегии, то мало вспомнить вселенную Героев и Варкрафта. В далёкие 90-е годы Сид Мейер создал неотъемлемую часть нашей великой истории. Каждый мальчик и девочка, взрослый и ребёнок получил возможность возложить на себя корону мирового правителя.
За тридцать лет вышло уже 6 обновлённых версий Цивилизации под командой Firaxis Games. С каждой новой версией игра преображается: становится сложнее, интереснее, появляются новые факторы взаимодействия. В 2016 году, с выходом Civilization VI, игрок становится живым участником единого мирового организма, где даже изменение погоды необходимо брать в расчёт. Что ж, предисловие есть, теперь можно перейти к деталям.
Civilization VI это пошаговая стратегия, где игрок выбирает некое государство и, пройдя сквозь эпохи истории, приводит свой народ к покорению всего мира. Основное меню игры предлагает как использовать воспроизведённые исторически сценарии, так и создать свою уникальную карту со своей историей. При создании игры пользователь сам выбирает: тип карты и ее размеры, количество государств, влияние приходных стихий, скорость и сложность игры, эпоху с которой начнётся игра, условия победы и прочие настройки.
Выбор редакции: огромная карта Земли. Сложность — император. Максимально возможное количество государств и городов-государств. Среднее влияние погодных факторов. Развитие варварских кланов. Случайно выбранные стартовый народ для игрока. Больше рандома Богу рандома!
Кооператив
Коротко о кооперативе в игре! Игра предрасположена к кооперативу, но реализовать его безумно сложно. Создание игры на небольшой карте приведёт к быстрому столкновению со своим приятелем и, либо быстрому концу игры, либо заставит смотреть друг на друга и пропускать ходы для схватки на более позднем этапе. Создание же игры на огромном карте приведёт к тому, что подготовка к финальной битве займёт 25+ часов. А это порождает следующее:
- Давай во вторник вечером начнём игру?
- Давай.
Наступила среда.
- Шикарно поиграли, только я совсем не выспался.
- Согласен, было круто, давай вечером продолжим? Я как раз изучу порох и создам мушкетёров.
- Я вечером поздно домой вернусь, давай в четверг, часиков в 9?
- Давай, но только до 11, мне надо в пятницу пораньше встать. Зато выходные свободны, наиграемся.
- Не, в выходные я на дачу уеду, придётся потом в понедельник.
Как итог — интерес к игре с живым соперником ослабевает. Таким образом, поиграть в кооперативе с живым соперником бывает очень непросто, а если вы собрались поиграть вчетвером и более, то это просто нереально. В этом нет вины разработчиков, динамика игра масштабна и не позволит насладиться ей за 3-4 часа, как в Героях, Доте или Контре. Исключения, конечно бывают, но на то они и исключения, чтобы быть крайне редкими.
Отдельным пунктом я выделяю историчность Civilization. Игра позволяет познакомиться с историей государств, а также с шедеврами архитектуры, литературы, скульптуры, музыки, науки и прочего. Краткое описание технологий и культурного достояния разных эпох расширяет круг знаний пользователя, за что отдельная благодарность Сиду Мейеру и студии Firaxis Games. Я знаю школьников, которые полюбили историю благодаря Civilization, я знаю людей, кругозор которых расширялся благодаря этой игре. Если в мире где-то есть премия за вклад в прививание любви к истории — то отдайте ее этому парню!
Геймплей
Вернемся к игре. Начало игры для всех государств одинаково — вот тебе поселенец и мужик с дубиной, вон там клочок пустой земли, ступай и строй первый город. Вот тут то первый раз игрок задумывается: а какие у моего народа уникальные преимущества? Одна фракция предпочитает селиться ближе к морю, другая известна своей дипломатией, третьей важно жить в тундре. Ладно, думает игрок, поселюсь где предлагают, а дальше разберусь как играть. Признаюсь, я тоже всегда так делал, невзирая на подобные «мелочи». Но, это прокатывает только при игре на низких уровнях сложности. Стоит выбрать себе сложность — Король и выше, и уже спустя час реального времени ты начинаешь рыдать:
«Ну, почему мой народ несчастен! почему вы голодаете! ну потерпите немного ещё и построятся эти ****** пирамиды! в смысле нам объявили войну?! какой темный век??? город восстал и объявил независимость?!!! ненавижуууууу тебя игра!!!».
Проходит день и вот, подсчитав допущенные ошибки, ты начинаешь новую игру, но уже вникаешь в каждую деталь: «так, город строим у горы, сразу создаём разведчика, изучаем колесо, выполняем задание города-государства, отправляем посольство во Францию, изучаем карту». Далее игра проведет тебя через разные эпохи, познакомит с историей и заставит ещё немало пострадать.
Достичь победы в игре можно разными средствами: возвысить свою фракцию над другими мечом; распространить свою культуру в каждое отдельное государство; создать свой культ и одержать религиозную победу; убедить генеральную ассамблею в том, что ты такой уникальный и одержать дипломатическую победу; ну или собрать у себя ведущих ученых всего мира, построить космолёт и улететь покорять вселенную.
Важным пунктом стоит отметить, что добиться лояльности других фракций можно разными путями: заплатить денег, заключить союз, угрожать военной силой, распространить на них свою веру или культуру, использовать шпионов и агентов.
Выбор редакции: достичь победы военным путём.
Проведя в игре 20-40 часов становится понятно, что твоё государство уже самое сильное, военная мощь не оставляет твоим соперникам ни единого шанса на конфликт с тобой. По морям курсируют атомные подводные лодки, по территории государства раскиданы пусковые шахты с термоядерным оружием, а столица твоего текущего оппонента окружена дальнобойной артиллерией и танками.
В этот момент игра начинает отпускать, уже неинтересно вести разведку (технологии все выучены, а украсть у соседа ты можешь 700 золотых, в то время как в твоей казне каждый ход прибавляется по 4000), банальными становятся войны, скучно исследовать мир. А далее все происходит по одному и тому же сценарию: ты сохраняешься, раскидываешь по соседям все свои стратегические запасы оружия массового поражения и выходишь из игры.
Спустя пару месяцев, когда ты ищешь во что бы поиграть, внезапно перед тобой возникает все тот же знакомый значок и ты начинаешь новое приключение длинной в 25-50 часов. И так будет продолжаться ещё около года, до тех пор, пока, ориентировочно, в 2024 году мир не увидит новую, седьмую, часть исторической саги.
Выводы
Выбор редакции: играть в Civilization VI. Затем играть в Civilization VII.
Плюсы:
- Возможность управления страной.
- Масштабность.
- Знакомство с историей.
- Развитие мышления.
- Уникальность каждой новой игры.
Недостатки:
- Сложность кооператива.
- Отсталость ИИ на поздних этапах игры.
- Потеря интереса ещё до достижения итоговой победы.
А там уже, конечно, выбор за вами.