Нынешняя ситуация с продукцией АВТОВАЗа немного напоминает советские времена, когда стоимость автомобилей жестко регламентировалась государством, но легкой «добычей» для рядового человека индивидуальные средства передвижения все равно не были. Обновленная Lada Vesta (назвать машину как новое поколение все же будет некорректно) вернулась, очевидно, не только с целью усилить позиции марки на рынке, но и занять лидирующие места в национальном рейтинге продаж, поделив их с Грантой или даже оставить своего младшего конкурента позади. Но много ли у Весты козырей?
Кто на свеженького?
У этого автомобиля с длиной кузова 4440 мм и колесной базой 2635 мм, призванного возродить ни много ни мало массовый сегмент В+, есть потенциал: посвежевшие внешность и интерьер, а также знакомый по прежней линейке не только выбор по типу кузова, но и наличие средств безопасности и комфорта, хотя и со своими оговорками. В июне, когда началась реализация Весты на российском рынке, она сумела занять (по данным «Автостата») девятую строчку в модельном рейтинге, и производитель уверенно обещает выйти на верхние строчки еще до конца 2023 года.
В то же время рестарт выпуска и продаж модернизированной машины сопровождается множеством нюансов, играющих против нее. Пожалуй, самый эмоциональный фактор — восьмиклапанный 90-сильный двигатель в качестве базового. Что стало привычным на бюджетной Гранте, для флагмана теперь уже тольяттинского автозавода выглядит как «шаг вперед, два назад». Да, защитники такого решения скажут, мол, такие времена, и это хоть какой-то двигатель, он приемистый (максимальный крутящий момент 143 Нм достигается при 3800 об/мин), не сильно прожорливый и вообще проверенный временем.
К тому же стоимость машины с таким двигателем и налог все же пониже, чем с 16-клапанным мотором, который тоже вернулся в строй с теми же характеристиками (106 л.с., 148 Нм), что были и раньше. Тогда как в базовых технических параметрах пропасти между ними нет — оба «атмосферники» объемом 1,6 литра, оба на основе чугунных блоков, с ременным приводом ГРМ, распределенным впрыском топлива. Исходя из официальных данных, по расходу топлива разницы почти нет, а в смешанном цикле производитель и вовсе дает одну цифру — 7,3 литра на 100 км пути. Однако заметные расхождения есть по динамике разгона до 100 км/ч — для седана 13,6 секунды против 11,3 в случае более мощного (и более высокооборотного — максимальная мощность достигается при 5800 об/мин против 5000 у 90-сильного) двигателя, что и можно считать главным «драйверским» мотивом в его пользу.
Автомобиль штатно, тот есть уже в базовом исполнении, оборудован светодиодными фарами, дневными ходовыми огнями и задними фонарями, задними дисковыми тормозами. К тому же стартовая комплектация Comfort включает в себя две подушки безопасности, ABS, дистанционный ключ, иммобилайзер, запуск двигателя кнопкой, борткомпьютер, кондиционер, электрорегулировку и обогрев зеркал, передние и задние электростеклоподъемники. Однако это совсем не тот «Комфорт», что был в начале 2022 года. Сейчас отсутствует не только ESP, но также подогрев передних сидений и даже аудиосистема — имеется только подготовка во главе с антенной в виде плавника, которая теперь ставится и на седаны (ранее только на универсалы). Больше всего этому рады дилеры: «У завода нечем комплектовать эту позицию, но мы вам поставим любое головное устройство по желанию».
Правда, для этой исходной версии предусмотрен заводской опционный пакет Plus, который хоть как-то преображает машину. В этом пакете задний парктроник, электрообогрев лобового стекла, передний бокс-подлокотник, кресло водителя с регулировкой по высоте и поясничного подпора, подогрев передних сидений, боковые зеркала и дверные ручки в цвет кузова. Стоимость такого «апгрейда» 49000 рублей. Не дороговато ли?
на Теперь, собственно, о ценах. Если вспомнить Весту начала 2022 года, то седан официально предлагался от 835 900 рублей с учетом 106-сильного двигателя и начальной комплектации Classic. Сегодняшние сравнения некорректны, тем не менее как не огорчиться цифрам в 1 239 900 рублей? И это седан изначально с чуждым для него «восьмиклапанником» и без «музыки»! Вариант Comfort Plus обойдется в 1 288 900 рублей, притом аудиосистема и в данном случае не предусмотрена.
В этом же начальном оснащении Comfort седан предложен со старшим 16-клапанным двигателем, который хоть и вернулся с теми же характеристиками по мощности и крутящему моменту, но по ряду комплектующих стал другим (важно теперь, как это отразится на ресурсе). Цена такой версии — 1 338 900 рублей, то есть разница между машинами только по «силовому» признаку составляет нехилые 99 000 рублей. Однако в отличие от базового двигателя, со старшим седан предложен аж в четырех версиях оснащения. Вторым по порядку является Life, который по наполнению уже ближе к тому прежнему «Комфорту» (включая часть элементов из пакета Plus) за минусом ESP, круиз-контроля и кое-чего по мелочи. Но главное, здесь появляется медиасистема начального уровня, с дисплеем 7 дюймов. Стоимость такой версии 1 400 900 рублей.
Более насыщенная комплектация Enjoy (кожаный «мультируль», задний парктроник, электрообогрев лобового стекла, козырьки с зеркалами, мультимедиа с расширенным функционалом) стоит 1 442 900 рублей. Более всего современным стандартам оснащения отвечает верхняя версия Techno: боковые подушки безопасности, третий задний подголовник, зональная подсветка салона и входа в передних дверях, медиасистема с дисплеем 10,4 дюйма и восемью динамиками, цифровой приборный «щиток» 10,25 дюйма, очечник, два USB-разъема для задних пассажиров, литые диски на 16 дюймов (и «запаска»-докатка). Цена 1 564 900 рублей.
Теперь посмотрим, в каком виде предстали другие кузовные версии. Универсал Lada Vesta SW в базовом исполнении, то есть с мотором в 90 сил и в комплектации Comfort, стоит 1 329 900 рублей, что на 90 000 рублей дороже седана (в начале 2022 года разница составляла 59 000 рублей). И выпускается он пока лишь в этой единственной комплектации, с возможным дополнением в виде уже озвученного пакета Plus.
С кросс-версиями, которые отличаются пластиковыми накладками на кузове и увеличенным до 203 мм клиренсом (у стандартных моделей 178 мм) по номенклатуре схожая картина, но со своими особенностями. На базе универсала кроссовый вариант тоже разжалован (временно) до единственной комплектации — 90-сильный двигатель и уровень оснащения Comfort, но с учетом оригинальных колес на 17-дюймовых литых дисках. По цене 1 511 900 рублей. Тогда как «кросс» на базе седана удостоился более высокого титула, без эконом-решений по силовой части: только 106-сильный двигатель и три уровня оснащения — Life, Enjoy и Techno, по ценам 1 542 900, 1 587 900 и 1 684 900 рублей соответственно.
Что ж, по нынешним временам какой-никакой, а все-таки выбор. Правда, продвижение семейства «новой генерации» в торговую сеть нельзя назвать дружным и всеобъемлющим. Если у столичных дилеров машины стали появляться вполне оперативно и не в единственном экземпляре, то в глубинке «презентации» проходят с оттяжкой во времени, по мере поступления машин и зачастую на примере одной выставочной модели. Кроме того, основу нового предложения составляют обычные седаны или универсалы с двигателем 90 л.с., дилеры в свою очередь сетуют, что «16-клапанных пока еще очень мало, их поставки затягиваются». И активно рекламируют 90-сильный агрегат: «Это обновленный двигатель, у него оптимальные параметры по мощности, экономичности и надежности». А как проверить хотя бы ходовые качества, если тестовых автомобилей еще нет?
По комплектациям, как выясняется, тоже имеются ограничения, поскольку «у завода еще нет возможности выпускать всю номенклатуру в достаточном объеме». Первым покупателям Весты в основном приходится довольствоваться сочетанием 90-сильного двигателя и уровня оснащения Comfort, хотя нередко именно в «комплекте» с пакетом Plus. Как уже говорилось, в отношении универсала SW других вариантов пока и не существует. Седаны с двигателем 106 л.с. в комплектациях Life и Enjoy тоже замечены в предложениях дилеров, но в меньшем количестве. А вот в топовой версии Techno машины пока остаются практически вне доступа — их выпуск явно задерживается.