Одно из самых противоречивых решений, принятых в СССР в годы Великой Отечественной войны, — это приказ №227 народного комиссара обороны Иосифа Сталина от 28 июля 1942 года, больше известный как «Ни шагу назад!». Поверхностно с его смыслом знакомы все, кто имеет хотя бы тройку по истории. Но такое знание оставляет лишь негатив: дескать в тяжелейшие для страны годы высшее командование заставляло стрелять по своим, если те отступали. Однако на деле все было намного сложнее. И такие меры, как ни крути, во многом спасли страну от захвата оккупантами из Третьего рейха.
Полное название документа — «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» — гораздо лучше раскрывает его суть. До коренного перелома в ходе войны Красная армия отступала на восток. Туда, где в том числе располагались оборонные предприятия. Кроме того, двигаясь по русской земле, захватчики вели геноцид местного населения. И вот этого действительно нужно было избежать любой ценой. А приказ имел цель не только создать специальные заградотряды в рядах армии в дополнение к аналогичным в НКВД. Он также был обращен к самой природе человека, к его инстинкту самосохранения. Каким бы патриотом ни был советский солдат, перед лицом неминуемой гибели кто-то мог бы отступить. Если же и в таком случае ждала смерть, он все равно шел вперед. За Родину, за Сталина. Еще больше это работало с фронтовиками, которые до войны и вовсе не держали в руках оружия. А таких было большинство...
Едва ли Верховный главнокомандующий действительно рассчитывал тем самым снизить пораженческие настроения в рядах войск, хоть в документе о таком и говорилось. Но вот другое его положение — поддержать строжайший порядок и железную дисциплину — было реализовано успешно. Наказывали не только рядовых, но и командный состав, если его представители отдавали приказ к отступлению. В связке с приказом №270, запрещавшим сдачу в плен и оставление врагу оружия, эта инициатива действительно работала, хотя и приводила к большим потерям. Кроме того, если рассуждать дальше, несложно понять, какой была бы судьба солдат в случае попадания в немецкий плен или захвата всей страны фашистами. Быстрая смерть от рук своих же земляков ужасна. Но пытки в концлагерях — еще страшнее.
Справедливости ради, нужно отметить, что расстрел на месте был далеко не главным наказанием. Сотни тысяч нарушителей отправились в места лишения свободы или пополнили штрафные роты и батальоны, то есть сохранили жизнь и возможность в том или ином статусе ковать будущую Победу. А многие сбежавшие с позиций в дальнейшем были вынуждены на них вернуться — по доброй воле или под давлением заградотрядов.
Был ли приказ «Ни шагу назад!» бесчеловечным в отношении солдат Красной армии? Лишь отчасти. Его единственной целью было спасение мирных людей, и это оправдывает многое. И не стоит думать, будто Иосиф Сталин сам был в восторге от таких своих действий. Ведь 29 октября 1944 года он подписал другой приказ, расформировавший заградотряды. Они больше не понадобились, потому что наши войска уже шли на запад, чтобы освобождать всю Европу. И добились они такого во многом потому, что ранее не имели возможности отступать.