Найти в Дзене

«Shine On You Crazy Diamond». Путь шедевра Pink Floyd

Для многих «Shine On You Crazy Diamond» — сама суть Pink Floyd. Идеальное сочетание возвышенного инструментального сопровождения, текста Роджера Уотерса и одного из лучших гитарных выступлений Дэвида Гилмора. Когда группа искала новые пути после триумфа «Обратной стороны Луны», они выпустили очередной шедевр.

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Эта музыка начинается с зацикленного звука мокрых пальцев, трущих края бокалов для вина. Проходит больше трёх минут томительного вступления из парящих аккордов, прежде чем Дэвид Гилмор испускает четыре звенящие ноты — отправной импульс для всего произведения. Это одна из самых запоминающихся фраз в истории рока.

Лишь на восьмой минуте мы слышим человеческий голос. Роджер Уотерс начинает: «Помнишь, когда ты был молодым...» «Ты сиял, как солнце», — продолжают Рик Райт и Дэвид Гилмор.

-2

«Сияй» была написана в начале июня 1974 года во время лондонских репетиций, когда Pink Floyd готовились к мини-туру по Франции. Дэвид сыграл четыре ноты, которые сразу привлекли внимание Роджера, и они начали привычную процедуру склеивания трека из различных частей. Премьера состоялась 18 июня 1974 года на сцене Parc des Expositions в Тулузе.

После «The Dark Side of the Moon» с его более короткими песнями группа вернулась к старой формуле длинных многочастных композиций. И хотя их работы звучали в три-четыре раза дольше среднестатистического хита для радио, они по-прежнему придерживались блюзовых корней.

Собравшись в студии на Эбби-роуд в январе 1975 года, Дэвид Гилмор, Роджер Уотерс, Рик Райт и Ник Мейсон не сразу поняли, в каком направлении двигаться. Звукорежиссёр Брайан Хамфрис вспоминал: «Были дни, когда мы ничего не делали. У нас были дартс и пневматическая винтовка, мы разгадывали головоломки, напивались, шли домой и возвращались на следующий день. А потом внезапно всё начало вставать на свои места».

Сессии проходили четыре дня в неделю с полтретьего дня до позднего вечера. Первым треком, над которым работала группа, был как раз «Shine On You Crazy Diamond».

Процесс пошёл!
Процесс пошёл!

В какой-то момент Уотерс предложил разделить опус, чтобы он не занимал целую сторону пластинки, а начинал и заканчивал её. С решением был не согласен Гилмор, и остальные трое его уговорили. Это привело к тому, что «Welcome To The Machine», «Have A Cigar» и «Wish Ypu Were Here» оказались зажатыми между «Shine On You Crazy Diamond (Parts I–V)» и «Shine On You Crazy Diamond (Parts VI–IX)».

Подавляющая часть творчества Роджера Уотерса в составе Pink Floyd вращалась вокруг двух тем: ярости из-за судьбы погибшего на войне отца и недоумения из-за участи Сида Барретта. Харизматичный автор и большой фантазёр, тот стоял у истоков группы, но сошёл с дистанции в начале 1968 года по причине чрезмерного увлечения опасными для ментального здоровья субстанциями.

Сид больше не мог сам оплакивать свою дилемму, поэтому бывшие коллеги по группе сделали это за него. В «Shine On You Crazy Diamond» Уотерс обращается к Сиду напрямую. Его герой попал под перекрёстный огонь детства и славы и был подхвачен стальным ветром. Уотерс называет его мишенью для смеха, незнакомцем, легендой и мучеником. И призывает сиять.

Восхваляя талант и оплакивая отсутствие бывшего фронтмена Pink Floyd, музыканты достигают кульминации в девятой части «Shine On You Crazy Diamond», цитируя одну из самых известных композиций Сида «See Emily Play».

Во время финального микширования «Shine On You Crazy Diamond» 5 июня 1975 года в студии объявился неожиданный визитёр. В аппаратной появился грузный мужчина с бритой головой и практически без бровей. Никто не имел понятия, кто это был. Райт принял его за друга Роджера Уотерса, Гилмор — за кого-то из студийного персонала.

Узнав в незнакомце героя трека, который они микшировали, Гилмор повернулся к Нику Мейсону и пробормотал: «Это Сид».

Многие утверждают, что видели Сида Барретта в студии Abbey Road в 1975 году. Каждый рассказывает эту историю на свой лад. Одни говорят, что Сид бывал в студии три или четыре дня. Гилмор, считает, что он присутствовал лишь раз.

Тем не менее, Барретт и раньше захаживал к своим бывшим коллегам по группе. В 1969 году он заглянул на огонёк, когда Pink Floyd записывали «Atom Heart Mother». За шесть лет спустя Сид изменился. По словам Мейсона, некогда стройный красавец превратился в тучного парня с бритой головой.

-4

Бэк-вокалистка Pink Floyd Венетта Филдс, которая никогда раньше не встречалась с Сидом, призналась, что их гость выглядел так, будто был под лекарствами: «Атмосфера накалилась в течение нескольких минут, но затем мы вернулись к работе».

Звукорежиссёр Джон Леки пытался поговорить с Сидом, но тот не ответил. Рик Райт утверждал, что Сид достал из сумки зубную щётку и почистил зубы, слушая отрывок «Shine On», а потом спросил: «Когда мне включить гитару?»

Присутствовавший в студии писатель Ник Седжвик вспомнил, как гость стоял в аппаратной, пил апельсиновый сок и жевал мятные пастилки.

Бывшие менеджеры Pink Floyd Питер Дженнер и Эндрю Кинг ещё больше запутали историю, рассказав, что видели Барретта в студийной столовой на обеде в честь свадьбы Дэвида Гилмора с его первой женой Джинджер 7 июля. Жених этот факт отрицает.

Какими бы ни были обстоятельства визита Сида Барретта в студию в 1975 году, это был последний раз, когда товарищи по группе видели его.

Выпущенный 12 сентября 1975 года альбом «Wish You Were Here» возглавил чарты по обе стороны Атлантики и впоследствии получил шестикратный платиновый статус. «Shine On You Crazy Diamond» стала одним из самых известных, знаковых и широко обсуждаемых произведений Pink Floyd.

Как нередко бывало, Роджер Уотерс комментировал свой замысел противоречиво. В одном интервью он заявил: «"Shine On" на самом деле не о Сиде. Это символ всех крайностей отсутствия, в которые люди вынуждены впадать. Полностью отстраниться — единственный способ справиться с тоской современной жизни».

Чуть более десяти лет спустя Уотерс высказался иначе: «Это моя дань уважения Сиду и искреннее выражение моего восхищения талантом и моей печали по поводу утраты друга. В этой песне нет никаких обобщений. Она не о сумасшедших бриллиантах. Она о Сиде».

Спасибо за подписку! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и донатом!