Найти тему
Фонтанка.ру

Российским предприятиям не хватает рабочих рук. Читайте на "Фонтанке"

Специалистов дефицит, хватаешь любого. Сколько готовы платить рабочим предприятия Петербурга

Российским предприятиям не хватает рабочих рук. Дефицит кадров особенно очевиден на фоне восстановления экономической активности: через год после закручивания санкционных гаек 31,5 % предприятий, участвовавших в опросе ИНП РАН, утверждают, что не пострадали от санкций (годом ранее этот показатель достигал лишь 18 %). Запустить инвестиционные проекты готовы 40 % в этом году против 26 % в прошлом. При этом доля компаний, признающих нехватку кадров, выросла до 50 %, на избыток рабочих рук «жалуются» лишь 1,6 %.

«Фонтанка» выяснила, каких рабочих рук не хватает компаниям Петербурга, и сколько они готовы платить за труд.

Одна из проблем — низкая мобильность трудовых ресурсов, которые никак не удается переманить из депрессивных регионов в промышленные. Но людей можно понять — большинство из квалифицированных рабочих уже не юноши, чтобы срываться в никуда. А программы предоставления жилья у нас пока что буксуют. Для того, чтобы привлечь работяг на петербургские производства, в мае этого года власти даже намеревались издать постановление, согласно которому работникам оборонных предприятий будут предоставлять жилье. Ответить, было ли принято в итоге это постановление, в комитете по промышленной политике затруднились. В жилкоме же подтвердили, что возможность проживания у них есть: рабочие промки получили доступ к жилфонду, который дают в соцнайм или очередникам по договору с предприятием. Однако, по данным жилкома, до сих пор никто по таким договорам не заселялся и даже не обращался.

Кого ищут и сколько готовы платить в машиностроении

Кировский завод

Группа компаний «Кировский завод» — одно из крупнейших промышленных предприятий РФ, которое объединяет порядка 20 предприятий машиностроения.

Как следует из каталога завода «Кировец», на одном из крупнейших в России промышленных предприятий открыты 18 рабочих вакансий, актуальный перечень был опубликован 24 июля. Предприятие ищет слесарей, токарей, шлифовщиков, плавильщиков, операторов станков с ЧПУ, а также монтеров, в том числе и электро, фрезеровщиков и маляров. На сайте завода о зарплате не говорится ни слова, но отмечается, что работник получит полный социальный пакет согласно «Кодексу Кировца», а также добровольное медицинское страхование и возможность посещать спортивные секции на стадионе «Кировец». По данным вакансий, размещенных на сервисе поиска работы, в зависимости от участка, слесарям готовы платить от 48 до 80 тысяч рублей, токарям, фрезеровщикам и шлифовщикам — от 55 до 105 тысяч, оператору станков с ЧПУ — от 65 до 85 тысяч рублей, сварщику — от 55 до 60 тысяч, электромонтеру — от 63 до 75 тысяч рублей.

Диапазон потребностей »Петербургского тракторного завода», входящего в группу «Кирзавода», шире. Кроме тех же вакансий, что и у «Кировского завода», здесь ждут в штат плавильщика металла и резчика горячего металла, стропальщика, кузнеца на молотах и прессах и в компанию к нему ученика. Зарплата слесарей здесь начинается от 50 тысяч рублей, оператору станков и фрезеровщику предлагают на 5 тысяч больше, чем на «Кирзаводе», токарям обещают от 70 тысяч. Кузнецам, ученику и учителю предлагают стартовать с 50 тысяч, такая же зарплата ждет стропальщика, резчика и плавильщика — на 10 тысяч больше, чем у кузнеца.

Крупнейший производитель энергетического оборудования из группы «Кирзавода», АО «Завод Киров-Энергомаш», обновил данные о поиске сотрудников тоже недавно, 24 июля. Свой сайт у компании не активен, а вот на HeadHunter открыты 19 вакансий, 8 из них требуют умелых рук. Вилка по зарплате оператора станков с ЧПУ здесь от 90 до 120 тысяч рублей, зарплата сварщика стартует с отметки в 80 тысяч, слесаря — с 70, вилка по токарю — от 70 до 200 тысяч в зависимости от участка. Токари, кстати, нужны аж на 7 позиций.

АО «Металлургический завод «Петросталь» группы «Кировского завода» занимает ведущие позиции среди производителей металлопроката. Данных о вакансиях на сайте предприятия нет, а вот HeadHunter точно знает, что здесь нужны сталевары: среди 45 разнообразных вакансий укротителям металла отведено пять позиций. Сталевару электропечи и вакуумной готовы платить от 90 тысяч рублей, подручному сталевара мартеновской печи — от 50 до 60, разливщику — от 70 тысяч рублей, труд простого подручного сталевара оценили в 65 тысяч. Нужен здесь электрогазосварщик, ему предлагают от 90 тысяч, зарплата слесарей, их сюда тоже ищут, начинается от 65 тысяч. Больше всего среди рабочих профессий готовы платить токарю — от 100 тысяч рублей.

Объединенные заводы буровой техники им. В.В. Воровского из группы «Кирзавода» специализируются на производстве буровой техники и инструмента, среди основных контрагентов — Газпром, Роснефть, Росатом, Транснефть и РЖД. На сайте компании размещены 8 вакансий — токарь-расточник, автоэлектрик, слесарь механосборочных работ, наладчик ЧПУ (токарная группа), оператор плазмы, контролер ОТК, технолог и инженер-конструктор. Данных о том, сколько готовы платить работягам, увы, нет ни на сайте компании, ни на HeadHunter.

АО «Локомотив» специализируется на перевозке грузов железнодорожным транспортом, ремонте и модернизации железнодорожной техники, и основной ее клиент — «Кировский завод». Предприятию нужны слесарь по ремонту подвижного состава, монтер пути и машинист-инструктор локомотивных бригад, но сколько им готовы платить, не сообщается.

Обуховский завод занимается машиностроением, специализируется на машинах с механическими, гидравлическими, гидромеханическими и электромеханическими приводами. На предприятии открыты 168 вакансий. Больше всего необходимости у завода в инженерах — для конструкторов, проектировщиков, электроников и электронщиков открыты 27 позиций. Есть потребность и в слесарях-сантехниках, таких позиций 8, платить им готовы от 55 до 107 тысяч рублей. Нужны токари и фрезеровщики: здесь вилка по зарплате от 51 до 110 тысяч рублей в зависимости от разряда.

Кого набирают и что обещают в судостроении

В объединенную судостроительную корпорацию, ОСК, по всей России входит порядка 40 предприятий, из них 16 находятся в Петербурге.

В АО «Адмиралтейские верфи», центре неатомного подводного кораблестроения России, открыта 31 рабочая вакансия. Ищут токарей, фрезеровщиков, штамповщиков, судовых электромонтажников, электросварщиков ручной сварки и много кого еще. Больше всего на предприятии готовы платить оператору станка с программным управлением, до 90 тысяч рублей, дешевле всего оценили труд водителя автопогрузчика — в 35 тысяч. Заработок токаря держится на уровне 80 тысяч рублей, слесарям готовы платить по вилке 45–55 в зависимости от участка.

На АО «Балтийском заводе», где производят корабли 1 ранга и суда ледового класса, кроме ИТР, нуждаются в 10 видах рабочих профессий. Меньше всего готовы платить судовому рубщику — 90 тысяч до вычета налогов, газорезчику и токарям различных специализаций обещают 100 тысяч, фрезеровщику готовы платить 120. Дороже всего оценен труд токаря-расточника и токаря-валовика — 150 тысяч рублей.

Старейший судоремонтный завод России, АО «Кронштадтский морской завод» держит открытыми 78 вакансий. Помимо директоров различных подразделений и менеджеров, завод ищет, кем бы закрыть 16 вакансий: слесарей, судовых электромонтажников и электросварщиков. Правда, сколько им готовы платить за труд, в объявлении не пишут — вопрос решается по итогам встречи.

На ПАО «Пролетарский завод», которое специализируется в области судового и энергетического машиностроения, открыто 39 вакансий, из них треть — рабочие профессии. Дешевле всего здесь ценят труд формовщика — ему готовы платить 45–55 тысяч. На 5 тысяч больше будут зарабатывать гальваники, токари, и электромонтажер. Самая высокая зарплата у зуборезчика и фрезеровщика — 60–90 тысяч рублей, у оператора станков с ЧПУ — 60–100 тысяч.

На сайте АО «Средне-Невский судостроительный завод», лидера композитного судостроения, размещено 16 вакансий рабочих специальностей. Завод работает с композитными материалами, то есть с эпоксидной смолой, за это каждому рабочему предусмотрена доплата 4 % от оклада «за вредность». Понятное дело, и нужны здесь те, кто умеет работать с пластмассами. Сборщику пластмассовых судов здесь готовы платить от 49,3 до 70,4 тысячи рублей, в зависимости от разряда, токарю и фрезеровщику — до 70,4 тысячи, причем обоим последним по итогам месяца светит премия в 100 % от оклада. Слесари здесь тоже нужны, но им готовы платить от 55 до 64,5 тысячи рублей, в зависимости от специальности.

На ПАО судостроительный завод «Северная верфь» строят ракетные крейсера, корабли ПВО и противолодочные, эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы и еще много каких. Открыто о наличии вакансий рабочих профессий на сайте завода не говорится, зато там действует акция «приведи друга»: за новичка из числа сварщиков или слесарей «старичку» полагается премия в 12,5 тысяч рублей. На HeadHunter предприятие разместило 37 вакансий, из них порядка 12 — рабочие. Больше всего здесь готовы платить сборщику корпусов металлических судов — до 135 тыс. руб., чуть меньше, до 132 тыс. руб. зарплата у сварщика, слесарю-монтажнику судовому обещают платить до 125,8 тысяч, трубогибщику готовы платить 70–127 тыс. руб., в зависимости от квалификации. Дешевле всего оценили труд судового разметчика — 50–55 тыс. руб.

Вакансии и зарплата в приборостроении и микроэлектронике

Петербургская компания АО «Заслон» разрабатывает, производит и поставляет все, что завязано на микроэлектронике. «Заслону» нужны инженеры: инженеров-проектировщиков требуется аж 10 на разные позиции, самое меньшее, 60 тысяч рублей на руки, готовы платить схемотехнику, конструктору СВЧ-плат — от 73 тысяч. Инженеров-электронщиков открыто тоже 10 вакансий, здесь зарплата повыше: за разработку СВЧ-плат готовы платить от 88 тысяч на руки. Еще нужны пять сервисных инженеров на вилку 57–73 тысячи рублей, семь технологов с зарплатой от 70 тысяч на руки. Слесарей и работников ручного труда здесь тоже ищут: токарю и слесарю готовы платить 80 и 73 тыс. руб. соответственно.

Ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации АО «ОДК-Климов» со страниц сайта приглашает на работу слесарей-сборщиков авиационных двигателей, шлифовщиков, токарей и испытателей-механиков на авиационные реактивные двигатели. Однако на сайте поиска рабочих рук вакансий гораздо больше — 230. Здесь тоже нужны инженеры, причем в больших количествах: конструкторов и проектировщиков ищут на 42 позиции, сервисных инженеров и инженеров-механиков открыты 14 позиций. Зарплаты, в зависимости от позиции, колеблются в диапазоне от 44 до 150 тысяч рублей. Потребность в слесарях и сантехниках тоже есть, в зависимости от участка им готовы платить от 35 до 100 тысяч рублей. Токарь и шлифовщик так и вообще могут зарабатывать по 120–130 тысяч рублей соответственно, они, к слову, здесь тоже нужны.

У лидера российского рынка микроэлектроники и микросистемотехники АО «НПП «Радар ММС» в Северо-Западном округе открыты 234 вакансии. И здесь тоже жаждут видеть инженеров: для конструкторов и проектировщиков открыты 42 позиции, зарплата для рядовых позиций не указана, ведущему сулят от 100 тысяч. Программистов и разработчиков готовы принять на 21 вакантное место. Уровень зарплаты тоже не раскрывают, кроме как для инженера-программиста — ему готовы платить от 90 тысяч. Работников ручного труда тоже ищут. Слесарю и сантехнику на «Радаре» готовы платить от 70 тысяч рублей, токарю от 90 тысяч, фрезеровщику от 95.

В концерне «Морское подводное оружие — Гидроприбор», которое создает морское подводное оружие, открыты 74 вакансии. Больше всего здесь нуждаются в технологах — 14 актуальных позиций, от простого инженера с зарплатой от 45 тысяч до заместителя начальника отдела с зарплатой в 75 тысяч. Тружеников рабочих профессий здесь ценят дороже: оператору станков с ЧПУ готовы платить от 100 тысяч рублей, шлифовщику 5–6 разряда, токарю и наладчику станков с ЧПУ — от 110 тысяч рублей, наладчику станков с ЧПУ в токарной группе предлагают зарплату от 120 тысяч.

Спрос на персонал вырос почти вдвое

В июле петербургские компании, занимающиеся производством и распространением электронно-вычислительной техники и радиоэлектроники, ищут более 2,2 тысяч различных специалистов. Спрос на персонал в этом сегменте местного рынка труда не падает. Например, в сравнении с июлем прошлого года, число новых рабочих мест в секторе радиоэлектроники выросло на 23 %. Работодатели ищут самых разных специалистов, начиная с менеджеров и заканчивая технарями. Причем последним уделяется особое внимание: спрос именно на инженерные специальности в сфере радиоэлектроники в Петербурге поднялся на 89 % за год, говорит Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru СЗФО.

Не отстает и сфера тяжелого машиностроения. «За год в данной отрасли у петербургского рынка труда вырос спрос на персонал сразу на 184 % (за июль компании разместили более 3 тысячи вакансий в тяжмаше)», — отмечает Мария Бузунова.

По отдельным направлениям видны серьезные скачки спроса на работников. Так, компании, занимающиеся производством двигателей, разместили более 1,2 тысячи вакансий, что на 222 % больше, чем летом прошлого года. В сфере авиационной промышленности открыто за месяц более 900 вакансий для специалистов разных направлений, что на 144 % больше прошлогодних показателей. В сфере производства и ремонта судостроения спрос на специалистов вырос на 173 %, говорит эксперт.

В тяжелой промышленности ищут самых разных специалистов, но преимущество отдаётся инженерным кадрам — схемотехник, сервисные инженеры, технический писатель в станкостроении, а также рабочим специальностям — разметчики, операторы станков, наладчики, машинисты, сварщики, токари.

Предприятиями-лидерами по числу вакансий в тяжелой промышленности в июле, по словам Бузуновой, стали: «Силовые машины», Управляющая компания, «Радар ММС», «Климов», «Северо-Западный Региональный Центр Концерна ВКО», «Алмаз-Антей — Обуховский Завод», АО «Заслон», «Балтийский завод», Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», ЛМЗ им. К.Либкнехта, НПК «Морсвязьавтоматика», «Красный Октябрь», «Машиностроительный завод Арсенал», «Элком», АО «Завод "Знамя Труда"», «Звезда», НПО Завод «Волна», группа компаний «ТрансМашХолдинг».

Курсов, где в Петербурге научат быть на «ты» со станком, в интернете десятки. За плату от 20 до 35 тысяч рублей и 140 часов теории с практикой ученика выпустят с корочкой оператора станка с ЧПУ и возьмут работать туда, где есть фрезерные станки. На начальном этапе ученику будут платить в среднем 40–60 тысяч рублей, через полгода можно рассчитывать на получение разряда и прибавку.

Чем идти в курьеры, можно по такой же схеме выучиться на токаря, фрезеровщика, слесаря или шлифовщика. По окончании курсов можно устроиться на работу на любые предприятия Петербурга — обучающие центры заключают с ними договоры сотрудничества. Более того, крупные заводы, если обратиться в их отделы кадров, могут дать направление на такие курсы и сами их оплатить под обязательство потом прийти к ним работать.

Наталья Вязовкина «Фонтанка.ру»