Несколько лет назад мне подарили две кулинарные книги Елены Молоховец начала XX века. К своему стыду, ранее мне мало что было известно об этой даме, но теперь я поведаю о ней вам.
Для начала немного из истории кулинарных книг.
Первой кулинарной книгой на Руси считают «Домострой», наиболее популярной редакцией которого является издание XVI века. Разумеется, по большей части это пособие по домоводству, но и приготовлению блюд здесь уделили немало внимания. В книге рассказывается о блюдах из мяса и рыбы, квашенной капусты, о киселях и сладостях (о том, как появился десерт, было рассказано в этой статье).
Со временем, как вы знаете, высшие слои русского общества всё больше и больше тяготели к западноевропейским привычкам и в итоге пришли к тому, что в домах и в высшем свете говорили, например, по-французски, а русский язык оставляли для крестьян и простого люда. Заинтересованность в западных ценностях и моде не могли обойти стороной и кулинарию. В России стали всё больше интересоваться зарубежными блюдами. К слову, во Франции был настоящий кулинарный бум, в XVII веке там уже издавались сотни книг с рецептами! Конечно, сложно отрицать, что подобная «мода на еду» помогла довольно явно очертить границы французской кухни, которая сформировалась и стала известна далеко за пределами Франции. И сегодня, когда мы представляем себе эту кухню, на ум приходят вино, багеты, круассаны, сыры…
Но и русская кухня живет, объединяя под своим крылом блюда всех национальностей, проживающих на ее территории.
В конце XVIII века русский дворянин Сергей Друковцев составил книгу рецептов «Поваренные записки». Она не являлась собранием русских блюд, а представляла собой переводы зарубежных рецептов. Затем чуть позже появилась книга Василия Левшина, а точнее шеститомник «Словарь поваренный, приспешничий, кандиторский и дистиллаторский», там куда большее внимание уделялось берлинской, австрийской, саксонской кухням, ну и немножко русской. Но не будем ругать господина Левшина, так как спустя 20 лет он исправился и составил книгу «Русская поварня, или Наставление о приготовлении всякого рода настоящих русских кушаньев и о заготовлении впрок разных припасов». Эта книга состояла из двух частей, где отдельно выделялись скоромные блюда и постные. Благодаря этой книге удалось сохранить старинные русские рецепты.
Но следует отметить, что вышеназванные книги представляют собой довольно сжатое описание приготовления без количества продуктов и каких-либо подробностей. Например:
«Взяв бураков, скрошить по-обыкновенному, обжарить немного в постном масле, спрыснув мукою; развести в горшке горячею водою, и присолив, варить. — Когда бураки варить, не обжаривая в масле, с одною водою, в этом случае забелить оные соком маковым или конопляным.»
Бураком раньше называли свёклу.
Довольно серьезным собирательством рецептов занимались мужчины-владельцы трактиров, что неудивительно, ведь от этого зависел их «бизнес».
Первой поваренной книгой, написанной женщиной, стала «Ручная книга русской опытной хозяйки» 1842 года авторства Екатерины Авдеевой. Книга предназначалась для людей «среднего состояния» и включала в себя русскую, зарубежную кухни и различные десерты.
И вот мы переходим к тому, с чего начали. В 1861 году появляется книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве». Она стала невероятно популярной. Ее тираж составил 300 000 экземпляров. В чем заключается необычность сей книги? К каждому рецепту автор приводит меры, вес ингредиентов, их стоимость и различные советы по выбору продуктов. Выпустив свою книгу Елена не остановилась и продолжила собирать рецепты, корректировать и дополнять их. Таким образом после первого издания, в котором содержалось 1500 рецептов, в последующие было включено около 4500! Еще одной интересной особенностью книги Молоховец стало то, что она расписала меню на каждый день года, что позволяло разнообразить гастрономическую жизнь. Судя по популярности, свалившейся на Елену, ее отчасти можно сравнить с Юлией Высоцкой, у которой есть и книги, и студии, и даже выпуск своих аксессуаров для кухни. Только по уровню новаторства Елену ни с кем сравнить нельзя. И вот, казалось бы, пришла слава, появились деньги, успех. Жизнь удалась! Но если углубиться в биографию Елены, то можно увидеть там множество трагедий, которые были разбавлены светлой полосой в виде издания ее книг.
Дело в том, что Елена Бурман родилась в довольно обеспеченной семье архангельского чиновника, но рано осиротела. Ее отправили в Санкт-Петербург в Смольный институт благородных девиц. Она заканчивает институт с отличием, однако остаться в столице не может ввиду отсутствия материальных возможностей. Елена возвращается в Архангельск и совершает единственно возможный в то время и в ее положении поступок – выходит замуж за архитектора Франца Молоховца, который был старше ее на 11 лет. И так сложилось, что ее муж не был успешен, у него была скромная должность коллежского секретаря, которой полагалось довольно скромное жалование. При этом Елена без конца и края рожает, на свет появилось 10 сыновей. Денег катастрофически не хватает. И Франц решает перебраться в Курск, надеясь реализовать себя там в качестве архитектора. К сожалению, успеха в этом ему достичь не удалось. Семья постоянно экономила на всём. Говорят, что именно благодаря этому Елена узнала столько кулинарных и бытовых тонкостей, позволивших ей в будущем выпустить книгу. Конечно, скромная жизнь семьи Молоховец выглядит в наших глазах не такой уж скромной – у семьи была прислуга. Но вероятнее всего это связано не столько с тем, что Молоховец прибеднялась, а с тем, что труд простых людей тогда ничего не стоил, многие были готовы трудиться за ночлег и похлёбку. Разумеется, когда Российская Империя распалась, по трудам Молоховец прошлись по полной программе, смешав с грязью их содержание и её саму. Но всегда нужно понимать контекст. Однако об этом позже.
Следует понимать, что именно бесконечная необходимость экономить заставляла Елену погружаться в быт. В ее книге можно найти советы, что, например, можно приготовить из оставшихся после обжарки мясных костей. Даже кости птицы шли в дело, любым остаткам пищи в книге предлагалось применение.
Елена аккуратно копила рецепты и бытовые премудрости и в 1860 году отнесла рукопись в Цензурный комитет. Ее книга выйдет без малого через год. Елена постесняется подписать книгу своим именем, поэтому в первом издании указано «Е. М…цъ». Именно из-за этого появятся плагиаторы и люди, называющие себя теми самыми авторами.
Тем не менее, книга Елены станет невероятно успешной и принесет ее семье приличные деньги. В 1866 году Елена перевезет свою семью в Санкт-Петербург. Удивительная ситуация для того времени, когда «виновницей» благосостояния в семье является женщина. В столице Молоховец продолжала завоевывать популярность, но издательство требовало, чтобы в книге появлялось всё больше оригинальных советов, от этого Елена стала давать советы, связанные со здоровьем, при этом далекие от медицины. И так постепенно ее авторитет сходил на нет, ее начинали высмеивать.
В 1889 году Елена овдовела. И с тех пор её судьба будет преподносить ей только печальные сюрпризы. Ее дети умирают один за другим, не достигнув совершеннолетия. Из троих, оставшихся в живых сыновей, один сделал карьеру в жандармерии, другой служил на флоте и погиб во время осады Порт-Артура, третий был бухгалтером и отправился работать в Сибирь. Но информации о детях Молоховец очень немного. Елена начинает составлять новые рукописи, её бросает от темы защиты православной русской семьи к спиритизму. Она тратит все свои деньги на издание этих брошюр и книг. Тем самым она окончательно подрывает свой имидж. Люди смеются над ней, она погружается в бездну непонимания своих идей обществом, денег нет. Умрёт Елена в декабре 1918 года от сердечной недостаточности, хотя есть мнение, что причиной смерти стал голод.
Как бы там ни было, бессмысленно отрицать, что Елена Молоховец – масштабная личность. И тем печальнее, что новая власть стала втаптывать в грязь ее заслуги, высмеивая ее книги. А всё от скудного ума и какой-то неприличной оголтелости, царившей вокруг. И в голову никому не приходило, что не от того Молоховец неприязнь вызывает, что не вписывается в новую жизнь, а от того, что людям есть нечего, что живут все бедно как церковные мыши, и подобные рецепты вызывают зависть. И мерзкие стихи про нее писали (Где ты, писательница малосольная, Молоховец, холуйка малохольная (с)). И цитату ей приписали («Если к вам пришли гости, а у вас ничего нет, пошлите человека в погреб, пусть принесёт фунт масла, два фунта ветчины, дюжину яиц, фунт икры, красной или чёрной и приготовьте лёгкие закуски...»), которой ни в одном из ее изданий нет. Но кого это тогда волновало, ведь куда проще понизить общую моральную планку для общества, чем тянуться к более высокой. В любом случае, Елена Молоховец была новатором в своем деле, была невероятно успешной и никогда не стояла на месте. Безусловно, для своего времени она достигла невероятных высот, будучи женщиной.