Краткая история
История Восточного и Западного Дегунино прослеживается с 1331 года, когда впервые в исторических письменных источниках упоминается село Дегунино, расположенное на реке Лихоборка. Севернее его возникла деревня Хользуево (Фуниково). Восточнее, на ручье, стекавшем в Лихоборку, появилась деревня Бескудниково.
Самым ранним из известных нам документов, где упоминается село Дегунино, является Духовная грамота Ивана Калиты 1336 года, в которой он жалует село княгине Ульяне с малыми детьми
На протяжении XIV века оно еще дважды упоминается в завещании московских князей – в духовной грамоте 1353 года сына Калиты Семена Гордого, отдавшего село своей княгине, и в завещании Дмитрия Донского 1389 года, отказавшего Дегунино своему сыну Андрею, вместе с Можайском, Медынью, Вереей. Впоследствии село на полтораста лет исчезает из документов и появляется только в писцовых книгах при описании московского уезда 1574 года, в котором оно числится за кремлевской церковью «Рождества Пресвятой Богородицы».
В селе Дегунино тогда уже стояла Борисоглебовская церковь и вместе с нею дома причта и двор протопопа Рождественской кремлевской церкви.
Начало ХVII века - «Смутное время», поход Лжедмитрия II на Москву, его военный лагерь в Тушине… Село Дегунино разорено, деревянная церковь Бориса и Глеба уничтожена. Жители Бескудникова погибли либо бежали в страхе перед насилием польско-литовских интервентов…
Но все проходит. Деревня снова ожила. В документах упоминается, что в 1704 г. здесь были «двор вотчинников, двор скотной, людей в них шесть человек, пять дворов крестьянских, людей в них двадцать семь человек…».
По указу Петра I в 1700 году село было отобрано у Рождественского собора и передано Алексеевскому девичьему монастырю. В 1762 году взамен прежней, пришедшей в ветхость церкви была вытроена новая деревянная, также освященная во имя святых Бориса и Глеба.
В 1764 г. по указу Екатерины 11 была проведена секуляризация (отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии (хозяйствования). Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селений. Уже в 1770 г. в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей. Лихоборские мужики завели вдоль Дмитровской дороги постоялые дворы, а некоторые зарабатывали в Москве извозом.
Важным событием в жизни села стала прокладка линии Николаевской железной дороги, связавшей Петербург с Москвой. Строительство, продолжавшиеся с 1843 по 1851 год, привлекло массу рабочих рук, в том числе и из села Дегунино.
Железнодорожная колея прорезала земли села, и в 1863 году сельскому обществу была выплачена довольно значительная компенсация за отчужденную территорию, что позволило начать строительство каменного здания церкви. Нашелся и благотворитель – купец Василий Акимович Прорехов, владелец кирпичного завода, пожертвовший на новый храм 360 тысяч кирпичей. В 1863 году местный притч обратился к московскому митрополиту Филарету с просьбой о постройке каменного трехпрестольного храма с трапезной и колокольней и получили разрешение. Новое здание было сооружено к 1866 году, но архитектор остается неизвестен- на планах церкви, хранившихся в архивах, нет его подписи. Старую деревянную церковь не сломали, она существовала как кладбищенская до 1880-х годов.
Прокладка железной дороги, близость к огромному городу вызвали значительные перемены в жизни села. Сельское хозяйство начинает играть все менее определяющую роль. Мужское население села в основном были ломовыми извозчиками, работали в типографиях в Москве, служили в столичных трактирах. По данным 1884 году, в селе имелось 76 дворов, 486 жителей, две лавки, один трактир, кирпичный и шерстобитный заводы. За счет пришлых рабочих население Дегунино быстро возрастало. В 1890 году в нем уже числилось 700 жителей. Владельцем кирпичного завода в это время значился купец второй гильдии Ф.Л. Орлов, у которого в зависимости от сезона работало от 50 до 250 рабочих. Долго время после этого в Дегунино сохранялось место, известное старожилам как «Орловский сад». Позднее свои кирпичные заводы здесь построили братья Кошлины и братья Кацманы. В 1896 году основывается химический завод торгового дома Н.В Лепешкина, производивший кислоты и соли.
При нем была устроена собственная больница. Завод расположился на дегунинских землях между Николаевской железной дорогой и речкой Лихоборкой. Позднее он превратился в известный химический завод им. Войкова, выпускавший химически чистые реактивы, соли золота, платины и многое другое.
Приток населения способствовал не только росту количества жителей самого Дегунино, но возникновению новых поселков, в том числе и Нового Дегунина.
В период коллективизации в Дегунино был организован колхоз, преобразованный после Великой Отечественной войны в объединенный колхоз «Победа», в состав которого вошли также жители Верхних Лихобор и Бескудникова. В 1940 году местный храм был закрыт и в нем обосновалась трикотажная фабрика «Родина».
В 1960 г. было принято решение о расширении границ Москвы до новой окружной автомобильной дороги. Так территория будущего района вошла в состав столичной земли. По линии Савеловской железной дороги прошла граница административно-территориального деления. Она разделила поселок Бескудниково: его западная часть вошла в состав Тимирязевского района и была включена в поселок Вагоноремонт. Здесь у станций «Бескудниково» и «Лианозово», формировалась сегодняшняя промышленная зона.
В 1964 году началось строительство микрорайона Дегунино-Бескудниково. Деревня Бескудинково оказалась в центре новой застройки. Через нее пролегли улицы Дубнинская и Бескудниковский бульвар (1966-1967), застроенные 5-ти и 9-ти этажными домами.
Распоряжением Мэра Москвы в сентябре 1991 г. были установлены временные границы муниципальных округов Москвы, в число которых вошли и муниципальные округа Восточное и Западное Дегунино в составе Северного округа
Память о древнем селе осталась только в названии Дегунинской улицы и железнодорожной станции, а также в названии двух районов.
И лишь храм, затерявшийся среди многоэтажных домов, ныне возвращенный верующим, обозначает место древнего подмосковного села.
Гербы районов
Восточное Дегунино
Геральдическое описание герба
Щит московской формы скошен фигурно в виде трех листьев земляники, правое поле — зеленое, левое — золотое.
Объяснение символики герба
Золотое поле, обозначая один из цветов пламени, символизирует название муниципального образования. По наиболее распространенной версии, название «Дегунино» появилось как память о необычной черной, выжженной земле, «дегуне», на которой возникло первое поселение в этой местности.
Зеленое поле символизирует расположение на территории муниципального образования дачных мест в конце XIX — начале XX века.
Листья земляники напоминают о её выращивании на севере Москвы в 1920-е годы.
Западное Дегунино
Геральдическое описание герба
В серебряном щите московской формы два узких голубых столба и между ними уширенный, укороченный снизу, острозубчатый красный столб, окантованный снизу и с боков черной нитью, обремененный серебряным «древом жизни Гиппократа».
Объяснение символики герба
Серебряный щит означает расположение муниципального образования в северной «холодной» части Москвы.
Два голубых столба символизируют речки Бусинку и Лихоборку, протекающие по территории муниципального образования.
Уширенный, укороченный снизу острозубчатый красный столб, окантованный снизу и с боков черной нитью, символизирует исторический центр местности — «полуостров», образованный тремя ветвями Спиркина оврага.
Красный цвет столба, повторяя цвет пламени, символизирует выжженную землю — «дегун».
Серебряное «древо жизни Гиппократа» символизирует ряд учреждений здравоохранения, медицинской науки и социальной защиты, расположенных на территории муниципального образования.