Изучая французский (или любой другой иностранный) язык, вы, возможно, ощущали растерянность и задавались вопросами: за что браться в первую очередь? За грамматику, лексику, понимание на слух? В какой последовательности изучать грамматические и лексические темы? Возможно, вы ощущали, что для прогресса в из
учении языка вам не хватает структуры.
В этой статье попробую разобраться, существует ли идеальная последовательность изучения, и от чего она зависит.
На самом деле, как говорят ученые, такой идеальный порядок существует, хотя и с некоторыми оговорками.
Этот порядок называется «естественный порядок освоения языка».
Ученые обнаружили, что все дети осваивают свой родной язык в определенном и предсказуемом порядке. Причем этот порядок одинаков для всех языков, к тому же он работает и при изучении иностранного языка.
При освоении иностранного языка мы проходим одни и те же этапы, и их по несколько в каждой грамматической и лексической теме: от простых конструкций с неправильными формами (типа I NO SPEAK) до более сложных и правильных (I DO NOT SPEAK).
На их последовательность влияет (если верить ученым-лингвистам) пять факторов:
1. заметность (насколько грамматическое правило легко заметить чисто визуально) 2. сложность правила для понимания 3. насколько ясен смысл фразы (возможно, речь идет о тонком нюансе значения, трудном для перевода) 4. частота использования 5. схожесть конструкции с родным языком
И поменять местами или «проскочить» эти этапы не получится. С помощью упражнений и регулярной практики их можно только пройти все эти этапы быстрее. Так что повлиять вы (вместе с преподавателем и авторами учебников и языковых тренажеров) можете только на скорость перехода с одного уровня на другой. И даже сам этот переход - условный, вы могли заметить, что иногда, когда вы устали или давно не занимались, вы как будто возвращаетесь на ступеньку ниже.
Эта теория «естественный порядок освоения языка» вызывает споры, не является всеохватывающей и трудно применима на практике. Вы, наверное, замечали, насколько разный порядок тем в разных учебных пособиях. Авторы учебников и составители учебных курсов имеют эту теорию в виду, но отталкиваются в первую очередь от целей изучения языка и конкретных задач ученика.
Вывод прост: главное в изучении языка - регулярность занятий и мотивация. Как я писала в этой статье, и 15 минут в день может быть достаточно для прогресса. Иметь общий план - тоже важно, и о том, как его составить, я писала здесь. А еще я писала о том, как можно ускорить прогресс и не терять мотивацию к изучению.