Найти в Дзене
Зэ Атлетик

NBA 75: Холлингер: Кто был величайшим игроком по подборам истории? И как мы можем это определить?

Кто является величайшим игроком по подборам НБА всех времен? Раньше мне казалось, что я знаю ответ на этот вопрос, поскольку имеющиеся у нас данные позволяли считать его очевидным. Затем мы получили более точные данные. Так часто бывает в научном поиске, а в моем случае это было именно так. В 2002 году в выпуске Pro Basketball Forecast я задал вопрос "кто является величайшим игроком по подборам всех времен" и рассказал читателям о том, что в то время было передовой дискуссией о новой статистике под названием Rebound Rate. Поскольку подбор можно сделать только в том случае, если кто-то промахнулся, моя логика казалась железной. Однако по сравнению с сегодняшними инструментами мое новейшее оборудование было солнечными часами и колесницей. Сейчас мы знаем гораздо больше о том, как измерить влияние, чем 20 лет назад (или, на самом деле, 5 лет назад), и мы знаем, что рассмотрение одного отдельного игрока является необходимым, но недостаточным для оценки его более широкого влияния. Для
Оглавление
John Hollinger Nov 18, 2021
John Hollinger Nov 18, 2021

Кто является величайшим игроком по подборам НБА всех времен?

Раньше мне казалось, что я знаю ответ на этот вопрос, поскольку имеющиеся у нас данные позволяли считать его очевидным.

Затем мы получили более точные данные.

Так часто бывает в научном поиске, а в моем случае это было именно так. В 2002 году в выпуске Pro Basketball Forecast я задал вопрос "кто является величайшим игроком по подборам всех времен" и рассказал читателям о том, что в то время было передовой дискуссией о новой статистике под названием Rebound Rate. Поскольку подбор можно сделать только в том случае, если кто-то промахнулся, моя логика казалась железной. Однако по сравнению с сегодняшними инструментами мое новейшее оборудование было солнечными часами и колесницей.

Сейчас мы знаем гораздо больше о том, как измерить влияние, чем 20 лет назад (или, на самом деле, 5 лет назад), и мы знаем, что рассмотрение одного отдельного игрока является необходимым, но недостаточным для оценки его более широкого влияния.

Для примера, связанного с подборами, нам достаточно взглянуть на Андре Драммонда. По моему статистическому методу 2002 года он, несомненно, вошел бы в число лучших подбирающих мяч игроков в истории. Драммонд четыре раза возглавлял лигу по количеству подборов и вновь возглавил ее в 2021 году. За те годы, когда мы подсчитывали Rebound Rate, карьерный показатель Драммонда в 24,6% является самым высоким за все время.

За все время!

Андре Драммонд!

Андре Драммонд забирает щиты. (Джесси Д. Гаррабрант / NBAE via Getty Images)
Андре Драммонд забирает щиты. (Джесси Д. Гаррабрант / NBAE via Getty Images)

Однако оказывается, что здесь действуют и другие переменные, которые усложняют ситуацию.

Например, подборы распределяются гораздо более неравномерно, чем раньше. В этом можно винить 3-очковую линию: оказывается, трудно подбирать много, когда ты постоянно находишься в 23 футах от корзины, а значит, центровые - и особенно неискушенные центровые - получили большую долю подборов в свое распоряжение.

Это видно из данных: Лидер лиги по показателю Rebound Rate имеет показатель 25,0 и выше каждый год, начиная с 2015-16 годов, шесть игроков достигли этой отметки. Так было не всегда; подборы чаще распределялись по составу, потому что больше игроков попадали в кольцо. Например, в 1988-89 гг. Роберт Пэриш лидировал в лиге по Rebound Rate с 20,1 балла; в 2019-20 гг. он занял бы девятое место. Андре Драммонд прошлых лет имеет на пять очков меньше.

Это не единственное, что изменилось. Команды в целом стали гораздо менее агрессивно действовать на щитах, в результате чего Rebound Rate в нападении неуклонно снижается. Если в 1990 году команды, играющие в нападении, забирали 32,3% промахов, то к 2021 году этот показатель составил 22,2%. Природа зверя изменилась.

Наконец, мы стали лучше измерять сложность подбора. Видя, как Рассел Уэстбрук делает трипл-дабл, выхватывая каждый промазанный штрафной бросок, мы поняли, что не все подборы одинаковы. Такие статистические показатели, как "спорные подборы", дают нам больше информации о происходящем и позволяют отличить игроков, забирающих защитные щиты при пропущенных штрафных бросках, от тех, кто выигрывает настоящие мячи 50 на 50.

Более того, мы можем вернуться к вопросу: "А правильно ли мы вообще оцениваем?". Rebound Rate - это, конечно, хорошо, но разве не является конечной целью убедиться в том, что подборы получает команда, а не вы сами? И разве не важно, что происходит с показателем Rebound Rate команды, когда в уравнение добавляется или вычитается отдельный игрок?

Возьмем, к примеру, Драммонда. У него один из самых высоких показателей Rebound Rates в истории лиги, он четыре раза лидировал в этой категории. При этом он еще и "пожиратель очков": трижды он становился лучшим по показателю Offensive Rebound Rate и четырежды - по Defensive Rebound Rate. (Некоторые игроки значительно лучше играют на одном конце площадки, чем на другом).

И все же... вернемся назад и посмотрим на "лучшие" сезоны Драммонда по подборам. В 2016-17 годах Детройт совершил 51,2% подборов, когда Драммонд играл... и 53,0%, когда он не играл.

Хотя этот сезон является исключительным, общая картина его карьеры не совсем похожа. У Драммонда было несколько сезонов, когда он сильно влиял на общее количество подборов в Пистонс, но также как минимум три, когда его влияние было более сдержанным.

Андре Драммонд - on-off Rebound Rate

-3

Если он так хорош в подборах - семь лет подряд он занимал первое или второе место по показателю Rebound Rate! - почему же его влияние на подборы в команде не столь велико?

К сожалению, НБА располагает этими данными только за 2007-2008 годы, поэтому мы не можем использовать их для исторических сравнений. Но мы можем импровизировать, чтобы взглянуть на их влияние с другой стороны. Прежде чем мы это сделаем, давайте посмотрим на нескольких современников Драммонда.

Руди Гобер on-off Rebound Rate

-4

Клинт Капела on-off Rebound Rate

-5

Прайм Дуайт Ховард on-off Rebound Rate

-6

Хассан Уайтсайд on-off Rebound Rate

-7

Хассан Уайтсайд?

Да, Хассан Уайтсайд. Он стоит сразу за Драммондом в списке лидеров по Rebound Rate, и его влияние на командные подборы кажется гораздо более значительным; в частности, команда Майами была откровенно плоха без него (47,2%? Bleccch) и очень компетентна, когда он играл.

Тем не менее, не похоже, чтобы современный игрок внушал такой же страх доминирования в подборах; возможно, отчасти потому, что все лучшие "большие" теперь играют на периметре. Джоэл Эмбиид (или Кевин Лав до него) может уничтожать людей на щите, но при этом ему приходится бросать трехочковые.

Тогда... Rebound Rate завышает Драммонда?

Может быть. А может быть, и нет. Видите ли, дифференциал "on-off" - это сравнение между игроком и тем, кто его заменяет; таким образом, наличие неудачного запасного может заставить игрока выглядеть намного лучше в сравнении. ("Конечно, мы выглядим плохо, когда играю я, но когда в игру вступает вот этот чудак, мы все равно на 10 очков хуже"). Например, в 2018-19 и 2019-20 годах без Клинта Капелы подборы Рокетс упали до нуля, в том числе и потому, что его поддерживали эмодзи "пожимание плечами".

И что тогда делать со следующим вопросом: Многие величайшие команды по подборам добились успеха вовсе не из-за одного великого подбирающего. Не окажется ли в списке величайших команд по подборам и действительно великий подбирающий?

Так получается далеко не всегда. Например, наши Гриззлис в 2012-13 гг. были одной из лучших команд по подборам за последнее время, совершая 52,7% подборов с промахов. Отчасти потому, что наши "большие" были хороши у щита, особенно Зак Рэндольф... а отчасти потому, что наш шутинг гард подбирал как мощный форвард, что давало нам автоматическое преимущество.

Мало кто из игроков работал на щитах, причем на обоих концах площадки, лучше, чем покойный великий Мозес Мэлоун. (Кен Риган / NBAE via Getty Images)
Мало кто из игроков работал на щитах, причем на обоих концах площадки, лучше, чем покойный великий Мозес Мэлоун. (Кен Риган / NBAE via Getty Images)

Подобных примеров, когда состав команды определяет ее Rebound Rate, можно встретить множество. Например, лучшей командой по подборам, которую мне удалось найти, была команда Трэйл Блэйзерс 1994-95 годов, в остальном совершенно обычная команда, которая выиграла 44 игры и была разгромлена в первом раунде плей-офф, но при этом подбирала абсурдные 55,3% промазанных бросков. В качестве примера можно привести тот факт, что в этой команде Клиффорд Робинсон, рост которого составлял 6 футов 10 дюймов, играл на позиции малого форварда, а иногда рядом с ним на позиции шутинг гарда играл 6-8 Харви Грант.

Назовем это баскетбольным эффектом Даннинга-Крюгера. Если мы смотрим только на Rebound Rate, то думаем, что знаем все, а если включаем другую информацию, то уверенности становится все меньше.

Это имеет значение, когда мы смотрим на исторические показатели подборов, потому что у нас не так много данных. В моем предыдущем исследовании на эту тему, опубликованном в 2002 году в Pro Basketball Prospectus, было выявлено четыре игрока, которые, если ориентироваться только на показатель подборов, были однозначно лучшими. Примечательно, что по моей методике приходилось выводить показатели Rebound Rate для игроков, игравших до 1971 года, но ответ "Билл Расселл и Уэс Анселд", скорее всего, не оспаривался бы их современниками.

Расселл и Анселд, согласно моей методике расчета Rebound Rate до 1971 г., провели по шесть из восьми лучших сезонов:

Оценка рейтинга подборов для периода до 1971 года

-9

Источник: 2002 Pro Basketball Prospectus

А как насчет Уилта Чемберлена, самого результативного игрока лиги по подборам? Его показатели за игру немного увеличивались за счет того, что он никогда не выходил на замену. По Rebound Rate он, скорее всего, не дотягивал до уровня Рассела.

Самое интересное здесь то, что с тех пор, как я впервые написал об этом почти два десятилетия назад, у нас нет никакой новой информации; эпоха до 1971 г. остается "черным ящиком" за пределами некоторых основных статистических данных. Тем не менее, тот факт, что Анселд и Расселл оказали огромное влияние на победу, позволяет нам с большей уверенностью говорить об их подвигах на площадке: эти парни не воровали подборы на штрафных бросках, чтобы пополнить свою статистику.

Тем не менее, нам осталось обсудить два имени, которые, по моей новой скромной оценке, по-прежнему являются двумя величайшими подбирающими игроками в истории: Деннис Родман и Мозес Мэлоун, один из которых прославился тем, что собирал подборы в воздухе, а другой - тем, что делал то же самое у щита.

Мэлоун несколько раз менял команды, поэтому рассматривать его влияние на подборы особенно интересно. У нас нет данных по его эпохе "on-off", но есть данные по "new team". Каждый переход Мэлоуна в другую команду приводил к значительным изменениям, как в команде, в которую он переходил, так и в команде, которую он покидал.

Моуз Мэлоун изменил количество подборов в команде

-10

В других аспектах деятельность Мэлоуна, конечно, не нуждается в представлении. Он восемь раз лидировал в лиге по Offensive Rebound Rate и четыре раза по Rebound Rate; безусловно, он был самым опасным подбирающим в эпоху после слияния. Я еще достаточно молод, чтобы видеть его игру и воочию наблюдать за тем, что он творил, в частности, в финале 1981 года, когда он играл против одного из величайших фронткортов в истории и совершил 46 подборов в шести матчах.

То же самое можно проделать с Родманом и его сменами команд:

Деннис Родман изменил показатели по количеству подборов в команде

-11

Вот тут-то все и становится безумным. Вы видели все цифры по другим великим подбирающим игрокам в истории в таблицах выше, а затем появляются данные по Родману, и они совершенно с другой планеты.

Родман возглавлял лигу по Rebound Rate восемь сезонов подряд, с 1990-91 по 1997-98 гг., и его влияние на команду было столь же очевидным - например, Буллз 1995-96 гг. имели второй в истории Offensive Rebound Rate и одну из лучших разниц по подборам. Все помнят его по выступлениям за Буллз и Пистонс, но наиболее впечатляющим, пожалуй, является отрезок в Сан-Антонио. Он провел два года в Сан-Антонио; Сперс играли плохо до его прихода и после его ухода, но в период его пребывания в команде были одними из лучших в лиге, а Родман установил до сих пор действующий рекорд по Rebound Rate, несмотря на то, что играл в эпоху, когда высокие Rebound Rate были чем-то необычным.

В результате Родман не просто лидировал в лиге по Rebound Rate в свои лучшие сезоны, он лидировал с совершенно невероятным отрывом. В 1994-95 гг. его Rebound Rate (29,7) был самым высоким за все сезоны, по которым у нас есть данные, и, учитывая историческую тенденцию, это был поистине настоящий подвиг Родмана: ни один другой игрок в том сезоне не был выше 20. Показатель Родмана почти на 50% превышал ближайшего конкурента - Тайрона Хилла из Кливленда, у которого он составлял 19,9. Кстати, он делал это, играя рядом с Дэвидом Робинсоном; поскольку подборы - игра с нулевой суммой, "Адмирал", конечно, немного снизил его показатель.

Родман, играя за лучшую команду в истории, показал Rebound Rate 26,6 - самый высокий в истории, за исключением его показателя за год до этого в Сан-Антонио, - и это довольно весомое доказательство того, что он подбирал так, чтобы помочь команде, а не просто собирал подборы для своей статистики. (Хотя, конечно, и в этом он был виноват.) Те Буллз были элитной командой по подборам в целом.

При росте всего 6-7, но, возможно, самом быстром вторым прыжком в истории и целеустремленности в подборах, Родман был бесспорно лучшим в умении забирать подборы себе, причем на втором, третьем, а то и четвертом прыжке. Позднее он также стал регулярно практиковать подборы в нападении, что впоследствии Тайсон Чендлер превратил в искусство.

Итак, кто же является величайшим подбирающим игроком в истории? Скромно замечу, что я не так уверен в этом ответе, как два десятилетия назад, потому что данные никогда не будут достаточно чистыми, чтобы мы могли ответить на этот вопрос со всей полнотой.

Однако мы можем воспользоваться теми данными, которые у нас есть, наряду с проверкой зрения и историческими сведениями, и составить специальный список величайших подбирающих игроков в истории. У нас никогда не будет достаточно информации для того, чтобы определить место Рассела по отношению к Мозесу Мэлоуну, но у нас есть довольно приличные данные, указывающие на то, что эти двое, вероятно, на голову и плечи выше всех игроков, не названных Деннисом.

Все становится еще сложнее, если мы пытаемся превратить нашу святую троицу по подборам в гору Рашмор. Разумные люди могут спорить о том, принадлежит ли к ним Анселд или, возможно, другой игрок из эпохи после слияния. Никто из нынешней эпохи, похоже, не дотягивает до этого уровня, хотя Хассан Уайтсайд имеет более весомые аргументы, чем можно было бы ожидать.

Ну а на вершине горы, безусловным Джорджем Вашингтоном, должен быть Родман. Все данные, которые мы имеем под рукой, подтверждают основной вывод о том, что его работа на щите в 1990-1998 годах остается вершиной этого искусства. В условиях, когда подборы в современной игре становятся все менее актуальными, возможно, пройдет еще немало времени, прежде чем мы увидим достойного соперника.

(Иллюстрация: Уэс МакКейб / The Athletic; Фото: Дик Рафаэль/NBAE via Getty Images)

John Hollinger

Что вы думаете об этой истории?