Влечение к музыке, точнее к некоторому роду музыки раскрывает природу влекомого. Возможно и для самого влекомого. Какую музыку ты слушаешь, такой ты и есть. В некотором своем бытии. Значит ли это, что некоторых людей просто нет. Нет, конечно. Если человек не слушает музыку, он может все равно быть расположен к некоторого рода музыке, просто эта диспозиция не была проявлена.
Любопытна, что музыкальные предпочтения имеют какую-то фундаментальную стабильность. Почему взрослые дяди спустя десятилетия любят ту же музыку, что и в 20 лет? Потому что что-то в них осталось тем же, что-то резонирует с тем же, что и раньше, хотя, кажется, изменилось очень много. Возможно, фундаментально ничего не изменилось.
Это кстати ставит вопрос о возможность оценки личного развития через развитие музыкальных предпочтений. Тут казалось бы через разнообразнее, тем лучше, тем больше репертуар твоих душевных ролей. С другой стороны, такая неразборчивость в музыке может означать и отсутствие чувствительности к ней. Слушаю все подряд потому, что не умею чувствовать ничего.
Что же за тип обнаруживает себя за музыкальными вкусами? Какой гештальт? Что это за форма существования? Какая у нее ценность?
Отметим, что от этого типа можно отторгнуться, это своего рода уход от искусства как пространства бытия. Не буду судить, в подлинное или неподлинное уход, но можно забыть свою музыку, а можно вернуться и вспомнить. Как будто спал и проснулся, или бодрствовал и уснул.