29 июля 1817 г. в Феодосии родился человек, которому Николай I однажды сказал: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!». В честь дня рождения узнаем великого живописца таким, каким его знают немногие.
1. Айвазовский-скрипач
Мальчик рос в многодетной семье армянских переселенцев в Феодосии. Нанимать учителей для развития творческих способностей родителям было не по карману. Но это было и не нужно: 10-летнего Ованнеса (именно под таким именем был крещен Айвазовский, армянская форма имени «Иоанн») выучили играть на скрипке странствующие музыканты на феодосийском базаре. Удивительно, но никто не помнил, кто подарил мальчишке скрипку, с которой он не расставался всю свою жизнь: и на светских вечерах в Петербурге, и на кораблях Балтийской эскадры.
В биографии композитора Михаила Глинки, написанной Всеволодом Успенским, есть такой фрагмент:
«Однажды у Кукольника Глинка встретился с учеником Академии художеств Айвазовским. Он мастерски пел дикую крымскую песню, сидя по-татарски на полу, раскачиваясь и придерживая у подбородка скрипку. Татарские напевы Айвазовского очень понравились Глинке, его воображение с юности привлекал восток… Два напева вошли со временем в лезгинку, а третий — в сцену Ратмира в третьем акте оперы „Руслан и Людмила“».
2. Айвазовский-стрит-артист
В конце 1820-х годов феодосийскому градоначальнику Александру Казначееву все чаще стали поступать жалобы: в городе кто-то шалит — разрисовывает заборы и беленые известкой стены домов. Градоначальник поехал осмотреть художества. На стенах красовались фигуры солдат, моряков и силуэты кораблей, наведенные самоварным углем. Через некоторое время городской архитектор Кох сообщил Казначееву, что вычислил автора таких «граффити», — это был 11-летний Ованнес.
Удивительно, но Александр Казначеев оказался крайне чутким к творчеству человеком и даже стал покровителем Ивана.
«Рисуешь ты прекрасно, — признался Казначеев, — но почему на чужих заборах?!»
Впрочем, ответ был очевиден: Айвазовские просто не могли купить сыну краски и бумагу. Поэтому Казначеев сделал это сам, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у Коха. А когда юнец окончил уездное училище в родном городе, Казначеев, которого перевели в Симферополь, помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию.
3. Айвазовский-вундеркинд
В 1833 году Айвазовский поступил в Императорскую академию художеств несмотря на то, что был младше необходимого возраста. А уже в 1837 году 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения — на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может. Тогда он получил Большую золотую медаль Академии и выиграл поездку по Крыму и Европе.
4. Айвазовский-Пушкин
На выставке в Академии художеств Айвазовского представили чете Пушкиных. Тогда Наталья Николаевна, жена поэта, любезно заметила, что художник своим обликом очень напоминает ей молодого Александра Сергеевича. Об этом же писал один из ближайших друзей поэта — Петр Вяземский:
«Кроме отличного таланта, имеет еще одно особенное достоинство: напоминает наружностью своею нашего A.C. Пушкина».
Тогда же художник лично познакомился с солнцем русской поэзии. В письме к Н.Н. Кузьмину, 19 мая 1896 года, Айвазовский признавался:
«Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и другая, «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я его хорошо рассмотрел и даже помню, в чем была прелестная Наталья Николаевна».
Великий поэт даже появлялся на полотнах Айвазовского. Конечно, его художник писал по памяти. Из раза в раз появляясь в работах Айвазовского, Пушкин общается с морем как равный. Этому сюжету мастер посвятил около 20 картин и рисунков. Но из-за действительного сходства талантов некоторые искусствоведы сомневаются — возможно, художник писал не Пушкина, а самого себя.
5. Айвазовский-путешественник
По окончании Академии карьера Айвазовского складывалась счастливо. Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему колоссальный успех. В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. К этому времени 27-летний Айвазовский уже исколесил всю Европу: в его заграничном паспорте больше 135 виз, и таможенники устали доклеивать туда новые страницы. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей.
6. Айвазовский-контр-адмирал
Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Тогда и была сказана знаменитая фраза: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!» Осыпанный многочисленными почестями и званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать морские пейзажи всю жизнь. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ.
7. Айвазовский-покоритель стихии
Когда Айвазовскому было ни много ни мало 65 лет, он влюбился вновь. Со второй женой Анной Бурназян (Саркизовой) они проживут 17 лет в любви и согласии. Как и в юности, Айвазовский будет много писать. На 10-м году брака он успеет показать любимой океан: они поплывут в Америку через Париж. По легенде, пара была единственными людьми на корабле, не подверженными морской болезни. Пока большинство пассажиров, укрывшись в каютах, пережидали качку и шторм, Айвазовский и Анна безмятежно любовались морскими просторами.