Найти в Дзене
TechInsider

Что случится с головой человека, помещенной в ускоритель частиц? Анатолий Бугорский рассказал о своем ужасном опыте

Всем детям в детстве говорила мама "не суй свой нос куда не следует". Но Анатолий Бугорский не прислушался к совету и засунул свою голову в ускоритель протонов… В тот день, 13 июля 1978 года ускоритель У-70 разделил его жизнь на "до" и "после". 13 июля 1978 года в Институте физики высоких энергий в Протвино, недалеко от Серпухова, во время одного из эксперимента произошел неожиданный сбой в системе детекторов. Бугорский тогда позвонил на пульт управления и сказал: "Снимите пучок через 5 минут", после чего отправился на объект, чтобы починить неисправность. Он много раз совершал этот путь: коридор – лестница – бетонный лабиринт подземного зала – дверь со светящимся табло, запрещающем вход, – камера синхротрона. Вот только в этот раз лампочка табло почему-то не горела. Еще и дверь в камеру была открыта. Анатолий пришел к ускорителю немного раньше и даже не подозревал, что устройство все еще работало… Вспышка ярче тысяча солнц Анатолий наклонился к неисправному детектору. Пучок протонов м
Оглавление

Всем детям в детстве говорила мама "не суй свой нос куда не следует". Но Анатолий Бугорский не прислушался к совету и засунул свою голову в ускоритель протонов… В тот день, 13 июля 1978 года ускоритель У-70 разделил его жизнь на "до" и "после".

13 июля 1978 года в Институте физики высоких энергий в Протвино, недалеко от Серпухова, во время одного из эксперимента произошел неожиданный сбой в системе детекторов.

Бугорский тогда позвонил на пульт управления и сказал: "Снимите пучок через 5 минут", после чего отправился на объект, чтобы починить неисправность. Он много раз совершал этот путь: коридор – лестница – бетонный лабиринт подземного зала – дверь со светящимся табло, запрещающем вход, – камера синхротрона. Вот только в этот раз лампочка табло почему-то не горела. Еще и дверь в камеру была открыта. Анатолий пришел к ускорителю немного раньше и даже не подозревал, что устройство все еще работало…

Вспышка ярче тысяча солнц

Анатолий наклонился к неисправному детектору. Пучок протонов мощностью 200 000 рентген проник в затылочную область головы и менее чем за секунду вышел через ткани левого крыла носа.

-2

Никакой боли Анатолий не ощутил, а только "увидел вспышку ярче тысячи солнц". Он сразу понял, что произошло непоправимое, но решил никому об этом не рассказывать. Вместо этого он, согласно протоколу, завершил работу, записал в дневнике информацию о своем посещении ускорительного канала и отправился домой ждать первых симптомов лучевой болезни. Чтобы убить человека, достаточно было бы дозы в 300, а то и в 600 раз меньше чем то, что получил Анатолий.

Всего за несколько дней левая сторона головы чудовищно распухла, кожа начала отслаиваться. Бугорского сразу же отправили в Москву в специальную клинику, где лечили пострадавших от радиационного облучения. Врачи, да и сам Бугорский, ожидали его медленной мучительной смерти. Выжить после такой радиации было просто невозможно.

Борьба за жизнь

Когда во время войны в Орловскую деревню пришли фашисты, полуторамесячный Анатолий Бугорский несколько часов провел в снегу. И при это он выжил! Во время подросткового возраста, Анатолий однажды наступил на оборванный провод ЛЭП. Тряхнуло его значительно, но он вновь остался жив. А вы говорите, пучок протонов! Да, доза радиации была огромной, но она облучила далеко не весь организм. Протонный луч оказался настолько узко сфокусированным, что прошел прямо сквозь тело. Если бы луч был чуть шире, тогда пораженным оказалась большая часть мозга, что привело бы к смерти.

Как сложилась жизнь

Однако бесследно встреча с лучом не прошла. Половина лица Анатолий оказалась парализованной, также мужчина полностью потерял слух на левое ухо, со временем начали появляться сильные головные боли. Но самое главное, что жизненно важные органы, такие как костный мозг и желудочно-кишечный тракт, были не тронуты.

-3

Да, было время, когда усиливались эпилептические приступы, даже с потерей сознания. Но интеллектуальные способности при этом нисколько не пострадали.

В конечном счете, Бугорский вернулся к работе спустя 18 месяцев после случая. Из-за политики Советского Союза по сохранению секретности в вопросах, связанных с ядерной энергетикой, Бугорский более десяти лет не имел право разглашать подробности трагедии. О его истории узнали только после Чернобыля.

Сейчас Анатолию Петровичу 80 лет, он продолжает заниматься наукой. В том числе на протонном ускорителе У-70, с которым оказалась связана невероятная история.

А вы знали про историю Анатолия? Делитесь в комментариях!