Найти тему
Думающая история

Африканская пошаговая стратегия

Оглавление

Арабское naqala (перемещение) или манкала используется для обозначения целого семейства игр, в которых необходимо раскладывать камешки по лункам.

Манкала появилась около 5000 лет назад, предположительно, на востоке Африки (небольшие лунки, выбитые в камнях, были найдены в Судане, Сирии, Египте и вдоль караванных путей).

Популярность игры заключается в том, что для нее не нужны специальная доска и фишки.

Импровизированное поле для манкалы (Источник изображения: https://www.techinsider.ru)
Импровизированное поле для манкалы (Источник изображения: https://www.techinsider.ru)

Можно просто выкопать в земле небольшие лунки, а в качестве фишек использовать любые мелкие вещи: семена, ракушки, камушки и т.д.

Что посеешь, то и пожнешь

Данное выражение из Священного писания очень точно отражает правила игры.

Поскольку элементами игрового поля являются лунки с камешками, то каждый ход стал называться «посевом». Особенность в том, что игрок не двигает фишки, а берет сразу горсть камней (или семян) и распределяет их по лункам в определенном порядке.

Манкала, Судан (Источник изображения: culturacientifica.com)
Манкала, Судан (Источник изображения: culturacientifica.com)

Каком? Это зависит от правил конкретной игры, ведь в каждом регионе они отличаются: айо-айо в Нигерии, абаво в Гане, эфиопская аньиволи, индийская палланкужи, вьетнамская о-ан-кван и т. д.

Однако, несмотря на широкий спектр названий, все они переводятся на русский язык как «игра», «доска», «камешки» или «лунки».

Рассмотрим одну из самых простых версий манкалы - айо-айо из Нигерии.

Поле для игры в манкалу. Большое углубление - амбар для хранения камней (Источник изображения: diceygoblin.com)
Поле для игры в манкалу. Большое углубление - амбар для хранения камней (Источник изображения: diceygoblin.com)
  1. В каждой лунке на вашей части игрового поля изначально лежит по четыре камня.
  2. Вы берете из любой лунки все камни и по одному раскладываете их по оставшимся лункам (своим и чужим) против часовой стрелки. Исключением являются так называемые «амбары» - общие для обоих игроков большие лунки, где можно копить камни без угрозы их потери.
  3. Если последний камень вы положите в непустую лунку, то вы можете забрать её содержимое и продолжить свой ход до тех пор, пока последний камень «посева» не упадет в пустую лунку.
  4. Если после вашего хода в любой из лунок оказывается четыре камня - вы забираете их себе.
  5. Проигрывает тот, в чьих лунках не остается камней (на его половине поля).

Умелые игроки раскладывают камни со скоростью пулемета, поэтому новичку бывает сложно отследить, где заканчивается один ход и начинается другой.

Используемые камушки, ракушки или семена одинаковые, поэтому они выполняют роль маркеров, а не фишек.

Самый распространенный тип доски для манкалы - два ряда по шесть лунок в каждом.

Бао, Африка, Кения, о. Ламу (Источник изображения: exchange.crystalcommerce.com)
Бао, Африка, Кения, о. Ламу (Источник изображения: exchange.crystalcommerce.com)

Игровое поле условно поделено на две части и тот соперник, в чьих лунках не окажется нужного количества камней для следующего хода, считается проигравшим. В игре даже есть специальный термин - «голод». Он отражает ситуацию, при которой в лунках одного из игроков вообще отсутствуют камни.

Целью игры также может быть сбор большего количества камней, лишение противника хода, занятие выгодной позиции и т.д.

Манкала - это игры логические, в них нет случайностей. Для победы необходимо просчитать свои действия наперед, поэтому опытных игроков считают отличными математиками.

Как вы думаете, какие аспекты общественной жизни отражаются в играх перемещения? Пишите свои предположения в комментариях :)

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"

Использованная литература