Арабское naqala (перемещение) или манкала используется для обозначения целого семейства игр, в которых необходимо раскладывать камешки по лункам.
Манкала появилась около 5000 лет назад, предположительно, на востоке Африки (небольшие лунки, выбитые в камнях, были найдены в Судане, Сирии, Египте и вдоль караванных путей).
Популярность игры заключается в том, что для нее не нужны специальная доска и фишки.
Можно просто выкопать в земле небольшие лунки, а в качестве фишек использовать любые мелкие вещи: семена, ракушки, камушки и т.д.
Что посеешь, то и пожнешь
Данное выражение из Священного писания очень точно отражает правила игры.
Поскольку элементами игрового поля являются лунки с камешками, то каждый ход стал называться «посевом». Особенность в том, что игрок не двигает фишки, а берет сразу горсть камней (или семян) и распределяет их по лункам в определенном порядке.
Каком? Это зависит от правил конкретной игры, ведь в каждом регионе они отличаются: айо-айо в Нигерии, абаво в Гане, эфиопская аньиволи, индийская палланкужи, вьетнамская о-ан-кван и т. д.
Однако, несмотря на широкий спектр названий, все они переводятся на русский язык как «игра», «доска», «камешки» или «лунки».
Рассмотрим одну из самых простых версий манкалы - айо-айо из Нигерии.
- В каждой лунке на вашей части игрового поля изначально лежит по четыре камня.
- Вы берете из любой лунки все камни и по одному раскладываете их по оставшимся лункам (своим и чужим) против часовой стрелки. Исключением являются так называемые «амбары» - общие для обоих игроков большие лунки, где можно копить камни без угрозы их потери.
- Если последний камень вы положите в непустую лунку, то вы можете забрать её содержимое и продолжить свой ход до тех пор, пока последний камень «посева» не упадет в пустую лунку.
- Если после вашего хода в любой из лунок оказывается четыре камня - вы забираете их себе.
- Проигрывает тот, в чьих лунках не остается камней (на его половине поля).
Умелые игроки раскладывают камни со скоростью пулемета, поэтому новичку бывает сложно отследить, где заканчивается один ход и начинается другой.
Используемые камушки, ракушки или семена одинаковые, поэтому они выполняют роль маркеров, а не фишек.
Самый распространенный тип доски для манкалы - два ряда по шесть лунок в каждом.
Игровое поле условно поделено на две части и тот соперник, в чьих лунках не окажется нужного количества камней для следующего хода, считается проигравшим. В игре даже есть специальный термин - «голод». Он отражает ситуацию, при которой в лунках одного из игроков вообще отсутствуют камни.
Целью игры также может быть сбор большего количества камней, лишение противника хода, занятие выгодной позиции и т.д.
Манкала - это игры логические, в них нет случайностей. Для победы необходимо просчитать свои действия наперед, поэтому опытных игроков считают отличными математиками.
Как вы думаете, какие аспекты общественной жизни отражаются в играх перемещения? Пишите свои предположения в комментариях :)