Найти в Дзене
Музклассы.рф

Тайм-менеджмент ученика музыкальной школы: как все успевать?

Уметь организовать свой день так, чтобы и поработать эффективно, и качественно отдохнуть — важный навык не только для взрослых, но и для школьников. Тем более, если ребенок учится не в одной школе, а сразу в двух: общеобразовательной и музыкальной. В этой статье расскажем, каким должен быть режим учащегося музыкальной школы, как распланировать день ребенка и что нам об этом говорит СанПиН. А также разберем, как отличить лень от настоящего переутомления. Нагрузки ребенка, посещающего «музыкалку», действительно высоки. В общеобразовательной школе ученик проводит от четырех до семи часов в день, в зависимости от класса. После обеда начинаются занятия в музыкальной школе, это еще четыре — шесть часов в неделю. Приходится выполнять сразу два комплекта домашних заданий. А у кого-то, помимо двух школ, еще и репетиторы по отдельным предметам, спортивная секция или бассейн. Но сколько же может выдержать среднестатистический ребенок? Чтобы это выяснить, сперва обратимся к официальным документам
Оглавление

Уметь организовать свой день так, чтобы и поработать эффективно, и качественно отдохнуть — важный навык не только для взрослых, но и для школьников. Тем более, если ребенок учится не в одной школе, а сразу в двух: общеобразовательной и музыкальной.

В этой статье расскажем, каким должен быть режим учащегося музыкальной школы, как распланировать день ребенка и что нам об этом говорит СанПиН. А также разберем, как отличить лень от настоящего переутомления.

Время — самый ценный из невосполнимых ресурсов. Фото: Наталья Осипова / Фотобанк Лори
Время — самый ценный из невосполнимых ресурсов. Фото: Наталья Осипова / Фотобанк Лори

Нагрузки ребенка, посещающего «музыкалку», действительно высоки. В общеобразовательной школе ученик проводит от четырех до семи часов в день, в зависимости от класса. После обеда начинаются занятия в музыкальной школе, это еще четыре  шесть часов в неделю. Приходится выполнять сразу два комплекта домашних заданий. А у кого-то, помимо двух школ, еще и репетиторы по отдельным предметам, спортивная секция или бассейн. Но сколько же может выдержать среднестатистический ребенок? Чтобы это выяснить, сперва обратимся к официальным документам и узнаем принятые нормы.

Нормы учебной нагрузки предусмотрены СанПиНом

Согласно этому документу, при пятидневной учебной неделе нагрузка не должна превышать:

  • 21 час для первоклассников;
  • 23 часа для учащихся остальных классов начальной школы;
  • 29, 30 и 32 часа в 5, 6 и 7 классах;
  • 33 часа в 8 и 9 классах;
  • до 34 часов в 10 и 11 классах.

При шестидневке недельная нагрузка еще выше — от 26 до 37 часов.

В том же СанПиНе мы найдем и рекомендуемые нормы по внеурочной деятельности. На дополнительное образование отводится не более десяти часов в неделю для всех классов, а время на выполнение домашнего задания — от одного часа в первом классе до трех с половиной часов в 9–11 классах.

-2

А как обстоят дела в реальности?

Институт возрастной физиологии РАО провел исследование учебной и внеучебной умственной нагрузки и режима дня учащихся пятых классов. Продолжительность занятий в общеобразовательной школе составила пять — шесть часов. Около 80 процентов пятиклассников посещают дополнительные занятия от одного до четырех раз в неделю. Причем треть из них занимаются именно музыкой, не менее часа в день и не менее двух раз в неделю. На выполнение домашних заданий у школьников уходит от одного до четырех, а иногда и более часов, хотя по санитарным нормам на это отведено два часа.

Таким образом, нагрузка пятиклассника в некоторых случаях может быть равнозначной или даже превышать рабочую нагрузку взрослого человека при стандартной 40-часовой рабочей неделе!

А ведь ребенку необходим еще и отдых, и прогулки (для пятиклассника норма — три часа в день на свежем воздухе), достаточный сон в этом возрасте — десять часов. Результаты исследования показали, что для выполнения всех учебных задач современный школьник «крадет» время у прогулок и сна: в будние дни большинство опрошенных детей недосыпает больше, чем час. При этом ученые отмечают, что «увеличение времени выполнения домашних заданий может быть связано не только с их объемом, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы».

Как видим, ситуация непростая уже в пятом классе. Что говорить о старшеклассниках, у которых учебная нагрузка увеличивается, да еще и к экзаменам готовиться надо.

Распорядок дня школьника

Чтобы все успеть и не навредить здоровью, необходим грамотный тайм-менеджмент. Первый шаг, который должны сделать родители — это составить распорядок дня ребенка.

Важно тщательно продумать:

  • какое количество часов на какой вид деятельности можно и нужно отвести;
  • учитывать время на дорогу в школу, в музыкальную школу и обратно;
  • не забыть про свободное время и прогулку.

Если ребенок свободное время предпочитает проводить за гаджетом или компьютером, стоит отметить, сколько будет отведено на это, а сколько — на другие виды отдыха.

Пример распорядка дня пятиклассника, посещающего музыкальную школу:

-3

Старшеклассники могут ложиться спать позже — в 22.30. Соответственно, время выполнения домашнего задания может быть увеличено на час-полтора.

В те дни, когда уроков в музыкальной школе нет, это время может занимать спортивная или другая секция, занятия с репетитором. Если же ребенок посещает только «музыкалку», то освободившееся время можно использовать для прогулок и хобби.

Таким же образом составляется распорядок для выходных дней. Конечно, в выходные можно подольше поспать, нужно побольше погулять, найти время для посещения театра, музея, совместного семейного досуга. Важно помнить, что хотя бы один день в неделю обязательно должен быть освобожден от любых учебных нагрузок.

Чтобы составлять расписание было веселее, скачайте наши яркие шаблоны! Их можно распечатать и заполнить вместе с ребенком:

Расписание на неделю:

-4

Расписание на день:

-5

Режим нужно соблюдать!

Впервые составленный режим может оказаться не очень удобным. Тогда его придется подкорректировать. Но в дальнейшем, когда оптимальный распорядок будет найден, важно постараться максимально строго его придерживаться.

Поначалу это будет непросто. Особенно «соблазнительно» для ребенка затянуть время выполнения домашней работы или отложить ее на потом. Чтобы этого не случилось, можно воспользоваться таймером. Разбейте время выполнения домашнего задания на отрезки по пятнадцать или двадцать минут. Пусть между ними будет пятиминутный перерыв, чтобы ребенок не переутомился. Работающий таймер дисциплинирует, помогает не отвлекаться, ребенок знает, что скоро наступит пусть небольшой, но перерыв. В тайм-менеджменте такой способ организации рабочего времени получил название «метод помидора».

На первых порах ребенку понадобится помощь родителей, их мягкий контроль. Конечно, когда сама мама устала, ей может быть не до этого. Но стоит собрать волю в кулак и не отчаиваться. При спокойной последовательности действий привычка соблюдать режим обязательно выработается. Помните, эти усилия и старания обязательно дадут позитивные результаты!

Переутомление: когда нагрузок слишком много

Очень важно суметь вовремя понять, не испытывает ли ребенок перегрузок. Ведь даже при грамотно составленном режиме выполнение всех дел и задач может оказаться не по силам. И вовсе не важно, что, к примеру, одноклассник «тянет» гораздо больше секций и кружков, — все мы разные.

Переутомление можно выявить по следующим признакам:

  1. Нарушение сна. Утром ребенка сложно разбудить, после подъема он сонный и неактивный, а вот засыпает, наоборот, с трудом.
  2. Плохая память и низкая концентрация внимания. Ребенок кажется рассеянным, ему сложно сосредоточиться на задании, он с трудом запоминает новый материал, заучивает стихи.
  3. Изменения в поведении. Ученик начальной школы может стать плаксивым, тревожным, неуверенным, импульсивным, подросток — раздражительным и агрессивным.
  4. Плохой аппетит.
  5. Жалобы на физическое состояние. Частые головные боли, слабость, головокружение, боли в животе, повышенное или пониженное давление могут появиться при переутомлении.

При обнаружении этих симптомов, конечно, нужно обратиться к врачу. А также проанализировать режим дня ребенка, оценить его нагрузки, сравнить их с допустимой нормой и, возможно, пересмотреть организацию дня ребенка в сторону уменьшения нагрузок.

Отдыхать так же важно, как и учиться. Нужно не только грамотно распределить учебную нагрузку, но и обеспечить ребенка разнообразным отдыхом, не забывать о правильном питании и полноценном сне. Ведь только восстанавливая силы мы можем работать и учиться эффективно. Соблюдайте баланс, и тогда учеба будет в радость!

#музклассы_школьники