Почти всегда происходящее на съемочной площадке остается загадкой для зрителя. Сидя перед экраном телевизора или в зале кинотеатра, мы даже не догадываемся, какие истории случались с актерами, когда была выключена камера, скольких трудов иногда стоило снять одну единственную сцену и на какие уловки шли режиссеры, чтобы в конечном итоге зритель восхищенно смотрел на экран.
А ведь иногда так хочется заглянуть за завесу тайны и узнать, что же происходило на съемочной площадке наших любимых советских фильмов.
Хитрость Леонида Гайдая на съемках фильма «Бриллиантовая рука».
Сценарий комедийного фильма «Бриллиантовая рука» писался специально под Юрия Никулина, и, узнав об этом, в цирке актеру выделили отпуск на полгода. Вместе с ним на съемки поехали жена Татьяна, которая появилась в кинокомедии в образе экскурсовода, и 10-летний сын Максим.
Недолго думая, Леонид Гайдай воспользовался ситуацией. Он предложил Максиму Никулину небольшую роль мальчика с ведерком и удочкой, которого Геша встречает на острове.
Сниматься Максим согласился с энтузиазмом, но, когда его сначала по двадцать раз заставляли репетировать одно и то же, а потом пошли дубли, в которых Андрей Миронов бил его ногой и сбрасывал в воду, юный актер стал подходить к отцу и устало спрашивать: «Папа, скоро они закончат?». «Они» – это оператор Игорь Черных и режиссер Леонид Гайдай, который предъявлял к мальчику претензии как к актеру.
У Максима никак не получался момент, когда Андрей Миронов его пинает. Миронов только замахивался ногой, а Максим уже начинал падать в воду. Выглядело это неестественно. Чувствовалось, что юный актер ждет удара.
Первый дубль, второй, третий... Когда было испорчено семь дублей, Леонид Гайдай громко сказал: «Все! В следующем дубле Миронов не будет бить Максима, а просто пройдет мимо», а сам прямо перед съемкой шепнул Миронову: «Бей, как раньше. И посильней.»
Прозвучал «Мотор!», Максим спокойно нагнулся за удочкой и вдруг внезапно получил пинок такой силы, что упал в воду и, почти плача, закричал: «Что же вы, дядя Андрей?..» Этот эпизод был снят и вошел в финальный монтаж фильма «Бриллиантовая рука».
«Белое солнце пустыни» и... парик Спартака Мишулина.
В фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» Спартак Мишулин вынужден был сниматься «полулегально». Дело в том, что главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек запретил своим ведущим артистам сниматься в кино в начале театрального сезона, а Мишулин, согласившись на роль Саида, этот запрет нарушил.
Возможно, Плучек и не заметил бы, что между спектаклями Мишулин занят на съемках, если бы не одно обстоятельство: для роли Саида Спартаку Васильевичу пришлось обриться наголо. Конечно, гримеры на съемочной площадке тут же сделали актеру парик, которым в театре он прикрывал свою бритую голову, но разоблачение все равно произошло. Причем, виновником его стал сам Спартак Мишулин. Однажды он столкнулся у входа в театр с Плучеком и, поздоровавшись, снял с головы кепку… вместе с париком.
– Это что такое? – возмутился Валентин Плучек. – Значит, все-таки снимаетесь, Спартак Васильевич?
Отпираться было поздно и Мишулин честно во всем признался.
– И у кого же, если не секрет? – поинтересовался Плучек
– У Мотыля, – ответил Мишулин.
И вдруг случилось неожиданное. Валентин Плучек довольно улыбнулся и, похлопав актера по плечу, сказал: «У него можно».
Оказалось, что последний фильм Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“» Плучеку очень понравился и он был совершенно не против, чтобы актеры его театра снимались в картинах этого режиссера.
«Должок» от Бориса Грачевского.
Во время своей учебы во ВГИКе будущий создатель киножурнала «Ералаш» 20-летний Борис Грачевский попал на практику к великому сказочнику Александру Роу.
На съемочной площадке фильма «Варвара-краса, длинная коса» Грачевский был администратором. Помимо бега за реквизитом, ему иногда приходилось выполнять довольно нетривиальные задачи – ловить голубей или искать сухой лед. А в один из дней Борис Грачевский оказался перед камерой.
На площадке шла подготовка к сцене. Реквизиторы вынесли огромный таз с водой, куда кому-то из съемочной группы требовалось нырнуть с надетой на руку перчаткой с когтями.
Грачевский был самым юным на площадке и ему выпала честь сняться в наиболее пугающем эпизоде сказки «Варвара-краса, длинная коса». Именно рука Бориса Грачевского появлялась из-под воды и грозила царю пальцем со словами: «Должок...».
«Тоже мне выдумал – артист!»
Роль Федулы в фильме «Афоня» стала для актера Борислава Брондукова знаковой. Артист настолько вжился в этот образ, что однажды охранники ресторана московской гостиницы, где проходили съемки, приняли его за настоящего пьяницу.
В перерыве Борислав Брондуков, не переодеваясь, вышел на улицу покурить и вдруг... пропал. Артиста уже ждали на съемочной площадке, но никто из ассистентов режиссера не мог его найти.
И вдруг кто-то из съемочный группы заметил, как один из охранников выкидывает пытающегося зайти обратно в гостиницу Брондукова со словами: «Тоже мне выдумал – артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!»
«Знаем мы таких актеров! Сейчас милицию позову!»
Похожий случай произошел и с Юрием Никулиным на съемках фильма «Когда деревья были большими». К своей первой большой драматической роли – побитого жизнью Кузьме Иорданову – артист подошел со всей ответственностью. Он долго входил в образ, несколько дней не брился и вместе с художником по костюмам подбирал для Иорданова подходящую одежду.
В самый первый съемочный день снимали эпизод в мебельном магазине. Юрий Никулин приехал на площадку заранее и, уже в гриме и костюме Иорданова, собирался было зайти в магазин, однако директор внезапно загородил артисту проход. Трехдневная щетина и мятый костюм Никулина произвели на директора магазина соответствующее впечатление.
– Вы куда, гражданин? – грозно спросил он.
– Мне в магазин, – ответил Никулин.
– Нечего вам там делать!
– Да я актер, в кино снимаюсь!
– Знаем мы таких актеров! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Сейчас милицию позову! – закричал директор.
На шум вышел режиссер Лев Кулиджанов. Он заступился за Юрия Владимировича и провел его в магазин со словами: «Ну, если народ вас так воспринимает, значит, в образ вы вошли прекрасно!».
Сигареты для козла Наполеона.
Изначально съемки всех эпизодов «будущего» в фильме Павла Арсенова «Гостья из будущего» хотели снимать в Гаграх. Уже были выбраны подходящие места, установлены декорации, но в дело вмешались погодные условия и из Гагр съемки перенесли в московский Ботанический сад.
Артист Игорь Ясулович, который играл в фильме Электрона Ивановича, перед своим появлением на съемочной площадке очень волновался, ведь его партнером должен был стать козел, пусть даже и дрессированный.
Несколько раз перед началом съемок Ясулович подходил к дрессировщику и спрашивал, как ему себя вести с козлом, сколько времени нужно на то, чтобы его подрессировать, привыкнуть к нему. А дрессировщик очень спокойно говорил: «Не волнуйся, все в порядке. Подойдет время – узнаешь что к чему».
Так оно и вышло. В одном из эпизодов нужно было, чтобы козел бежал за Электроном Ивановичем. Актер начал переживать: «Вот, уже сейчас скажут "Мотор!". Что делать-то?» А дрессировщик говорит: «Доставай сигареты и помани его».
Прозвучал «Мотор!», Игорь Ясулович достал пачку сигарет и козел, действительно, начал за ним бегать. Так, будто привязан на веревочке. После первого дубля актер удивился, а дрессировщик, пожимая плечами, спокойно сказал: «А что удивительного? Табак – растение. Та же трава».
Испытания с массовкой на съемках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Перед съемками фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» директор Владимир Комаровский подал объявление в местной газете о наборе в массовку, где указал: «Пешие – по 5 рублей, конные – по 10. Приходить с паспортом».
На следующий день на съемочной площадке образовалась огромная очередь. Местные жители, мечтающие побывать в кадре, сдавали паспорта для оформления, и в каждом из них между страницами лежали пяти- и десятирублевые купюры. Думали, что для участия в съемках нужно заплатить. Денег с местных съемочная группа, конечно, не взяла, но об этом происшествии узнали люди из ОБХСС. Разразился скандал, режиссера Никиту Михалкова и директора Владимира Комаровского обвинили во взяточничестве и неизвестно, чем бы эта история закончилась, если бы в дело не вмешался Сергей Михалков.
Испытания с массовкой, однако, на этом не закончились. Для сцены ограбления поезда Никита Михалков построил всех в ряд, рассчитал на первый-второй и сказал: «Первые завтра будут играть людей в поезде, а вторые – бандитов, которые грабят состав». Но такое положение дел местных жителей не устраивало: «Меня – грабить? Вы что!?»
Кое-как эту ситуацию уладили и начали расходиться, как вдруг кто-то из массовки с серьезным видом спросил: «Оружие вы будете давать или нам свое принести?..» А наутро обиделись, что им выдали холостые патроны.
Для установления более тесного контакта съемочной группе «Свой среди чужих, чужой среди своих», по воспоминаниям очевидцев, даже пришлось принять участие в массовой драке «стенка на стенку». Только тогда москвичи завоевали авторитет у местных жителей и работа пошла в гору.
«По три, так по три...»
О похожей ситуации, которая произошла на съемках кинокартины «Не горюй!», писал в своей книге «Безбилетный пассажир» режиссер Георгий Данелия:
«На съемках фильма "Не горюй!" мы набирали в массовку крестьян из ближайших деревень. А крестьяне под Тбилиси – люди состоятельные.
Съемки идут девятый час, и массовку мы не щадим. И я спрашиваю у Дато:
– А они знают, что мы платим всего по три рубля? Ты скажи еще раз, чтобы потом скандала не было.
– Массовка, имейте в виду! Три рубля, а больше ни копейки не можем! – объявил в рупор Дато.
– А никто и не настаивает, – сказали крестьяне. – По три, так по три.
Скинулись по три рубля, и староста массовки принес их Дато».
Хоть три рубля от местных на съемках фильма «Мы из джаза».
В начале фильма «Мы из джаза» герои давали концерт на улицах Одессы. Проходящие мимо местные жители даже не сразу понимали, что снимается кино и останавливались поглазеть на уличных музыкантов.
Одна серьезная зрительница долго наблюдала за тем, как Александр Панкратов-Черный после выступления ходит с кепкой вдоль массовки, а в перерыве подошла к нему и спросила: «Сынок, и много ж тебе дают за эту музыку?».
«Да вот, всего-то 27 копеек накидали», – с грустью сказал актер, решив пошутить, но женщина восприняла эти слова серьезно и громко закричала на всю улицу: «Граждане одесситы, не позорьте город! Дайте этому хмырю хоть три рубля!»
Неожиданно к Панкратову-Черному действительно стали подходить люди и предлагать деньги, что вызвало замешательство в актерских кругах, но... Соблазн побороли, ситуацию объяснили и от денег отказались.
Тигр Пурш, Евгений Леонов и «голый зад».
Над кинокомедией «Полосатый рейс» от души хохотала вся страна. Не смешно было только одному человеку – актеру Евгению Леонову, для которого съемки в этом фильме стали настоящим испытанием. Леонов, как и его псевдо-укротитель Шулейкин, до ужаса боялся полосатых хищников, поэтому согласился сниматься лишь при условии, что у него не будет сцен, где понадобится прямой контакт с тиграми.
Для знаменитого эпизода, где Шулейкин принимает ванну, режиссер Владимир Фетин придумал одну деталь, которая помогла бы Леонову свободно чувствовать себя перед камерой и не бояться хищника. Между ванной, где сидел актер, и тигром Пуршем (к слову, для этой сцены выбрали самого воспитанного зверя) поставили толстое стекло. Евгений Леонов сам проверил надежность конструкции и, успокоившись, блаженно погрузился в пенную воду.
Однако, посмотрев в камеру, оператор сообщил режиссеру, что стекло дает блики и в кадре это очень заметно. Стекло быстро убрали, а актера решили не предупреждать – для пущей натуральности. Получилось действительно натурально.
Леонов открыл глаза и уперся взглядом в морду Пурша, от которой его ничто не защищало. Разбрасывая вокруг хлопья пены, актер в ужасе выскочил из кадра нагишом. Момент этот оказался настолько органичным, что именно его Владимир Фетин оставил в окончательном варианте фильма.
Уже позднее Евгений Леонов часто шутил на творческих вечерах о том, что именно он в кинокомедии «Полосатый рейс» «первым показал советскому зрителю свой мощный голый зад». Забавно, но среди писем, которые актер получал от своих поклонников, один раз попалось и такое: «Я привыкла, что в кино показывают красивые подтянутые тела. А ваше голое тело не вызвало у меня никаких эмоций».
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: