Иж-2126 "Орбита" всегда воспринимался советскими, а после и российскими автолюбителями, как заднеприводная ВАЗовская "девятка". И для этого есть вполне реальные основания, потому что даже визуально у них схожие пропорции, дизайн, а также на "морде" Ижей красовались фары от ВАЗовской "восьмёрки".
Вместе с тем Иж "Орбита", а после 2000 года - "Ода", продавались гораздо хуже чем ВАЗ-2109. И действительно, автомобилей девятой серии было выпущено за всё время около 1,5 млн. экземпляров, а вот Ижей-2126 было произведено всего лишь 230 тыс.
Почему же советским и российским автолюбителям ВАЗовские хэтчбеки нравились больше, чем Ижевские?
Итак "девятка" начала сходить с конвейера в 1987 году, а "Орбита" на три года позже - в 1990 году. В те непростые времена практически каждый автолюбитель точно знал, чем Жигули отличаются от Лады, а также мог пояснить, чем Москвич отличается от Ижа. Но сейчас это уже не более чем вопросы истории.
Так вот Москвич-2141 в то время воспринимался исключительно как хэтчбек для пенсионеров. И всё из-за сильно смещённого вперёд двигателя. На Ижмаше же решили, что надо бы сделать нормальный заднеприводный хэтчбек с нормальной развесовкой, и чтобы всё было по классике. Варианты с поперечно расположенным двигателем и передним приводом даже не рассматривались.
И вот как раз в этом и кроется первая проблема Ижа-2126, которая довольно ощутимо била по кошельку "счастливых" обладателей "Орбит" и "Од". Так расход топлива по городу составлял 10 - 11 л на 100 км. И это довольно много, потому что ВАЗовская "девятка" по городу потребляла 8,5 - 9 л на 100 км.
Причиной повышенной прожорливости был именно задний привод с его карданом. И в 90-е годы автолюбители были не готовы переплачивать за возможность ездить как на старой доброй классике и дрифтить зимой на снегу. И поэтому предпочитали "девятку" за те же деньги.
Спасать ситуацию решили добавлением раздатки и установкой привода на переднюю ось. Так Ижи стали полноприводными. Однако по своей проходимости они уступали проверенной временем ВАЗовской "Ниве". Но при этом опять же расход топлива у Иж-2126 4х4 возрос из-за полного привода и приблизился к Нивовскому.
Так автолюбители не понимали: зачем покупать полноприводный Иж-2126, если он потребляет бензина столько же, сколько и "Нива", но при этом на бездорожье он объективно хуже. Хуже он и по геометрической проходимости, и по жёсткости кузова, который то чрезмерно скручивался, а то и вовсе лопались сварные швы.
Даже несмотря на то, что Ижмаш закупил для производства этой модели 300 японских штампов от Fuji Heavy Industries, а также установили немецкую автоматизированную линию сварки от Kuka, качество сварки зачастую определялось пресловутым человеческим фактором.
Когда на Ижмаше поняли, что они не могут конкурировать ни с "девяткой" по экономичности, ни с "Нивой" по проходимости, руководство решило сделать упор на увеличение вместительности. Так появился Иж-2126 в кузове "универсал".
И разумеется такой багажник был больше, чем у ВАЗ-2104. Дизайнеры даже сделали выступ на крыше как раз под установку третьего ряда сидений с намёком на "минивэнистость".
Однако все эти планы по перехвату инициативы были разрушены, потому что в 1997 годы вышел ВАЗ-2111 - это так называемая "десятка" в кузове универсал. Она была переднеприводной, у неё был меньше расход топлива, а вот багажник оказался ещё больше.