С самого начала массового появления серийных авто с электрическими силовыми установками (электромобилей), заявлялось, что помимо 100-процентной экологичности они ещё и намного выгодней собратьев с классическими ДВС. Со временем мы «узнали», что для того, чтобы "заправить" электромобиль электроэнергией нужно это электричество сначала произвести, а эти самые батареи, которые хранят электроэнергию ещё и не вечны.
How much is the cell?
Недавно издание Insider обнародовало информацию, в которой рассказало во сколько может обойтись владельцу электромобиля Tesla - одного из самых раскрученных электромобиля, замена батарей.
Как заявляла в 2021 году сама компания Tesla: «По нашим оценкам, автомобиль списывается, примерно, после 200 000 миль (320 000 км) в США и, примерно, после 150 000 миль (240 000 км) в Европе.» Кроме того, Tesla даёт гарантию на батареи – 8 лет или те же 150 – 200 тыс. миль в зависимости, что наступит ранее. И стоимость эта может достигать 20 000 долларов США.
Как заявлял сам Илон Маск (а он врать не будет), замена батарей в последствии может обойтись владельцу в сумму от 5000 до 10 000 долларов. Но по факту в США уже есть реальные случаи, когда автовладельцы получали счета по замене батарей на 16-20 тысяч долларов, что в переводе на наши рубли составило бы около 1 600 000 рублей. Зато не надо заправляться и менять масло и прочие расходники, скажут адепты Алана Маска.
Но, что, если посчитать стоимость содержания машины с ДВС и электромобиля на протяжении 240 000 км? Этим я и решил заняться. Ведь не всё так просто с этими «электричками». Тем более то, что любит «петь» на своих презентациях Алан Маск, часто не очень «женится» с реальной жизнью.
С чем сравнить?
Итак, для сравнения берём Tesla Model X и Audi Q5 Sportback. Почему именно эти модели? Tesla Model X – модель полноприводная, аля кроссовер. Кроссоверы в наше время самый популярный форм-фактор автомобиля, и кроссовер обязательно должен быть полноприводным. Audi Q5 Sportback – наиболее схожая по характеристикам модель с ДВС.
Бюджетных электромобилей пока мало, даже в мире, поэтому сравнивать с условным Kia Sportage считаю не верным. Ниже сравнительные данные двух авто.
По заветам ИЛОНычА
Для понимания предлагаю вспомнить, в чём главные отличия «электрички» и классического авто с ДВС:
1. Электромобиль не имеет двигателя внутреннего сгорания, поэтому ему не требуется жидкое топливо. 2. Если нет ДВС, значит и не нужно его обслуживать – менять масло, антифриз, фильтра, свечи (форсунки) и т.п.
А какие же затраты в действительности будут за 8 лет эксплуатации у владельца той же Audi Q5 Sportback?
1. Топливо
Обратимся в наш родной Яндекс. По его статистике владельцы Q5 тратят около 5 500 рублей на топливо каждый месяц (не так уж много, по-моему), то за 8 лет получим сумму почти в 530 000 рублей. Если пересчитать сумму исходя из среднего расхода топлива и количества пройденных километров, то сумма получается под миллион российских, а точнее более 820 000 рублей. Это из расчёта средней стоимости 95-го в 48 рублей за литр.
2. Расходники и жидкости для ДВС
При условии, что замена масла и расходников в двигателе 2.0 TFSI будет проводится каждые 15 000 км, то стоить это будет, примерно, 30 000-40 000 рублей в год. Примерно то же самое указывает и статистика Яндекса.
В итоге за 8 лет получаем сумму в районе 280 000 - 300 000 рублей. Конечно, можно найти сервис с ценами и по демократичней, а можно вообще не менять ничего. Тогда расходы вообще будут нулевые. Но это, конечно, уже юмор. И не берём в расчёт замену деталей подвески и тормозной системы. У «электричек» они также присутствуют.
В итоге за 8 лет Audi Q5 Sportback может наездить своему владельцу от 810 000 до 1 120 000 рублей.
Ну, а что насчёт Tesla?
А что тут считать-то? Топливо не нужно. Масло, свечи тоже. Зарядился и поехал. Электричество же всё дармовое. "Не совсем", - скажут жители не газифицированных населённых пунктов. Считаем стоимость электроэнергии из расчёта пусть даже 3 рубля за кВт*ч. Вот, например, данные о затратах на электричество одного из реальных владельцев Tesla Model 3 из России. В итоге за 8 лет эксплуатации все затраты на электромобиль всего 135 000 рублей.
Уходим на рекламу...
Безусловно несравненный результат. Но последующая после 8 лет замена батарей выдаёт сумму более 1 700 000 рублей. В итоге даже последующий капитальный ремонт ДВС на Ауди, который пусть обойдётся и в 500 000 рублей по сегодняшним ценам окажется дешевле.
Скажете Tesla даёт гарантию 8 лет на батареи. Всё это рекламный ход - не больше. Да, даёт, но только на заводской брак, а не на повреждения батарей в результате ДТП или, например, нетрезвую езду с полётом на высокий бордюр. Справедливости ради, стоит сказать, что расход топлива у ДВС в реальности не всегда совпадает с паспортными данными. Ведь «дизель-гейт» показал, как образуются эти данные по расходу и выбросам. Впрочем, думаю, что заявленный запас хода «электричек» вычисляется в таких же тепличных жарких и солнечных Калифорниях.