Классика – благодатная пища для ума, души и сердца. Когда вы пересматриваете их на разных этапах жизни, вы неизбежно открываете для себя новые смыслы. Вот почему ценно не только перечитывать классику, но и пересматривать ее.
«Тихий Дон», 1957
Это грандиозное кинополотно ждало своего звездного часа долгих 16 лет. Задержка была вызвана внезапным конфликтом между автором романа и Иосифом Сталиным. Однако Михаил Шолохов, несмотря на разногласия, активно участвовал в создании фильма. Он предложил устроить на хуторе Диченский около города Каменска-Шахтинского литературную казачью станицу. Были возведены казачьи курени, майдан с храмом, усадьба Листницких и даже вокзал. Актерам пришлось провести колоссальную подготовительную работу. Например, Петр Глебов (Григорий Мелехов) с нуля научился верховой езде. Элина Быстрицкая (Аксинья) стирала грязное белье в ледяной воде и таскала на плечах коромысло с неподъемными ведрами.
«Жестокий романс», 1984
Экранизация пьесы Александра Островского «Бесприданница» и сегодня вызывает значительный интерес у зрителей. Однако мало кто знает, что во время съемок актер Андрей Мягков, сыгравший Карандышева, чуть не погиб. В одной из сцен персонаж плывет на лодке к пароходу. Актер не заметил, что подошел слишком близко. А в это время лопасти судна образовали воронку — лодка перевернулась, и актер у всех на глазах ушел под воду. К счастью, Мягков выжил, отделавшись лишь небольшой царапиной на руке. Ну а Никита Михалков немного переусердствовал с вживанием в образ взбалмошного барина Паратова. Он часто устраивал банкеты для съемочной группы. Однажды, получив лицензию на охоту, Михалков отправился в костромские леса, а потом угощал всех жареным медвежьим мясом.
«Женитьба Бальзаминова», 1964
Эта экранизация объединила сразу три пьесы Островского. Главному герою в сценарии 25 лет, а актеру Георгию Вицину, сыгравшему роль, 45. Чтобы привести себя в форму, Вицин месяц тренировался с профессиональными футболистами на стадионе. Кроме того, он придумал специальный грим для персонажа, в том числе взлохмаченный рыжий парик и множество веснушек, чтобы скрыть морщины. Интересно, что Людмила Шагалова, сыгравшая маменьку Бальзаминова, на самом деле была моложе Вицина на 5 лет. Примечательно, что знаменитую сцену поцелуя с Нонной Мордюковой актерам пришлось повторить перед камерой 29 раз. Все остальные дубли режиссер забраковал.
«12 стульев», 1971
Среди почти двухсот актеров, пробовавшихся на роль Остапа Бендера в этой экранизации, были такие известные имена, как Владимир Высоцкий, Спартак Мишулин, Евгений Евстигнеев, Алексей Баталов, Михаил Козаков и даже Муслим Магомаев. Однако Леонид Гайдай был пленен типажом грузинского актера Арчила Гомиашвили, который уже давно с аншлагами играл великого комбинатора в театре города Поти. Интересно, что Гомиашвили сумел убедительно изобразить Остапа, скинув на пробах лишних десять лет. Поиск режиссером аутентичного набора стульев, изготовленного известным мастером Гамбсом, оказался напряженным делом. Единственная владелица стульев категорически отказывалась с ним расставаться. В качестве решения опытным мебельщикам в Объединенных Арабских Эмиратах было поручено создать точные копии. По окончании съемок Гайдай выкупил уцелевшие копии для своей личной коллекции.
«А зори здесь тихие», 1972
Фильм режиссер посвятил женщинам, прошедшим Великую Отечественную войну. Ростоцкий выразил личную благодарность медсестре, которая несла его несколько километров после того, как он был ранен в бою. Кроме того, все остальные члены съемочной группы были фронтовиками. Поэтому пяти актрисам на роли разведчиц пришлось выдержать строжайший отбор. Съемки проходили в Карелии со сложными болотами, густыми лесами и крутыми скалами. Примечательно, что особого признания заслуживает беспрецедентная для отечественного кинематографа сцена в бане. Ростоцкий несколько дней убеждал актрис сняться нагишом. Он сделал все, чтобы эпизод получился целомудренным, и картина приобрела от этого особую душевность и пронзительность.