Найти тему
Sound Island

Их величество — Kraftwerk

Kraftwerk - музыканты из Дюссельдорфа, ставшие отцами электронной музыки и прадедами драм-н-бейса и прочей техно музыки. Начав свою деятельность в 1968 году,они продолжают выпускать альбомы до сих пор. Как так вышло, что на первый взгляд заурядная музыкальная группа из Западной Германии превратилась в явление, превратившее электронную звучание в мейнстрим и оказавшее столь значительное влияние на музыку не только Европы, но и США?

Мы отправимся в Германию, разделенную на две страны с различными политическими системами; в Германию, проигравшую во Второй мировой войне и пытающуюся вернуться к нормальной жизни. Особенно это характерно было для немецкой молодёжи, которая не желала быть похожей на своих отцов, разрушивших Европу. Основатели Kraftwerk — выходцы из ее кругов. Звали их Флориан Шнайдер и Ральф Хюттер. Изначально группа Kraftwerk была дуэтом и даже не носила такого названия - вместе с другими музыкантами группа называлась Organisation, остальные же участники Карл Бартос и Вольфганг Флюр присоединились к группе позже

Изначально это был не тот коллектив, который приобрел мировую известность. Флориан и Ральф активно двигались по сцене (чего не скажешь о классическом Kraftwerk), у них был довольно эпатажный барабанщик. Музыка также отличалась от знакомых нам электронных минималистичных мелодий. Это была яркая смесь различнейших электронных экспериментов. Ральф и Флориан происходили из богатых семей и поэтому могли позволить себе купить первые разновидности синтезаторов. На них они играли что-то напоминающее краут-рок — странную и однообразную на первый взгляд космическую музыку, которая сочетала в себе флейту и синтезаторы. Она исполнялась в родном для коллектива Дюссельдорфе и не выходила за пределы родного округа. Ничто не говорило о том, что в будущем Kraftwerk прогремит на весь мир

Постепенно Ральф и Флориан стали понимать, что время бессмысленных экспериментов прошло. Нужно было менять образ группы, чтобы завоевать популярность.В группе появляется Вольфганг Флур – человек, который помог Kraftwerk создать их первую электронную ударную установку – и звук барабанов был заменен электронной перкуссией. Группа избавляется от барабанщика и перестаёт вести себя экстравагантно на сцене. В 1974 году выходит знаковый альбом Autobahn. Он был одним из первых в основном электронных поп-альбомов, получившим одобрение критиков. Спродюсированный Конрадом Планком,он стал кульминацией строгого использования синтезаторов Хюттером и Шнайдером и художественного вклада их друга и дизайнера Эмиля Шульта. Исчезли атрибуты американского рок-н-ролла, остались минималистичные, машинные ритмы и синтетические мелодии. С текстами песен, романтизирующими легендарную сеть высокоскоростных дорог Германии, Kraftwerk впервые успешно воплотили в жизнь свои электронные пристрастия, демонстрируя немецкую эстетику, вдохновленную культурой модерна. Альбом отправляет слушателя в головокружительное концептуальное путешествие, которое идеально отражает технологический перекресток, на котором оказалась западноевропейская культура в начале 70-х. “То, что мы делаем, - объяснил Флориан Шнайдер, - это создаем звуковые картины реального окружения”. Альбом был настолько новым направлением, что радиоредакция заглавного трека даже получила популярность в США, где он достиг 25–й строчки в Billboard Hot 100 - возможно, это стало такой же неожиданностью для Kraftwerk, как и для остального мира.

Затем последовала череда альбомов,которые продолжали электронное виденье группы на музыку. Выпущенный в октябре 1975 года альбом Radio-Activity, в котором Клауса Редера заменили на Карла Бартоса, был частично вдохновлен планами правительства по строительству атомных электростанций по всей Германии. Это была первая их полностью электронная пластинка, она использует тему ядерной энергии, а также одой науке, предлагающей исследование еще одного направления научного прогресса. С каждым последующим альбомом группа все больше и больше отказывается от аналоговых инструментов и все сильнее превращаясь в тот образ загадочных музыкантов-роботов,который они создавали

Уже к 1976 году Kraftwerk считались непревзойденными звуковыми новаторами,и влияли на таких людей, как Дэвид Боуи и Брайан Ино, которые в то время вместе переехали в Западную Германию, чтобы провести записи альбомов the Low и Heroes – знаковых работ в “Берлинской трилогии” Боуи конца 70-х годов. Боуи даже посетил Хюттера и Шнайдера в их студии Kling Klang. “Когда он приехал навестить нас в Дюссельдорфе на своем автомобиле, - позже вспоминал Хюттер, - он выехал на шоссе,при этом слушая Autobahn”. Сами Kraftwerk вернулись к теме транспорта, записав пространное любовное послание трансконтинентальному железнодорожному сообщению Европы.

Их шестой альбом, Trans-Europe Express, выпущенный в 1976 году, до сих пор считается бесспорным шедевром. Будучи предшественником модного в 80-ых синти-попа и являясь электронным гимном Европе, прославляющим путешествия с помощью роскошного европейского железнодорожного сообщения, которое в то время соединяло 130 городов. Более того, первый трек альбома, Europe Endless, напоминал о бескрайней красоте континента, видимой из окна поезда.

Подобно Autobahn, заглавный трек Trans-Europe Express, выпущенный в качестве ведущего сингла альбома, сам по себе был революционным – пионер хип-хопа Африка Бамбаатаа позже использовал сэмпл в своем оригинальном сингле 1982 года Planet Rock.

Следующий альбом Kraftwerk - "The Man-Machine" продемонстрировал более архетипичный взгляд: группа использовала синтезаторы, чтобы придать своей музыке танцевальный оттенок. Ярко-красная обложка Man-Machine, разработанная Карлом Клефишем, была вдохновлена советским художником-авангардистом Элем Лисицким и изображала Kraftwerk в полугероических позах, ссылаясь к агитационным плакатам того времени. На первом треке альбома Хюттер произносит “Я твой слуга” на русском,признавая влияние русского языка на мировую культуру. 

Активным же экспериментаторством группа занималась примерно до середины 80-х годов, постепенно уходя в тень под натиском массово возникающих синти-поп групп,таких как The Human League, Gary Numan,Orchestral Manoeuvres In The Dark. и появлением такого музыкального жанра как пост-панк. Последующие альбомы содержали лишь новые версии старых песен и только один полноценный альбом Tour de France.

Ни одна группа не сделала больше, чтобы убедить целое поколение музыкантов отказаться от “традиционных” гитарных инструментов и смело использовать новые музыкальные подходы. Если бы не революционное заигрывание группы с компьютеризированными ритмами, футуристическими клавишными рифами и электронным вокалом, крайне маловероятно, что поп-артисты использовали бы возможности электронной музыки так,как они делают это сейчас.

-2

Сегодня легко принять как должное повсеместное распространение компьютерных технологий и то, насколько они важны для современного музицирования, но Kraftwerk были первыми музыкантами, осознавшими их потенциал. “Мы делаем все, ” с гордостью заявил Хюттер, “ и Kraftwerk с самого начала была объединением искусства и технологий”. За два десятилетия до того, как персональные компьютеры появились в наших домах, и задолго до того, как эра Интернета обрекла всех нас на цифровое существование, музыка Kraftwerk позволила заглянуть в будущее. Благодаря своей пророческой музыкальности и яростно футуристической философии они полностью переосмыслили то, какой музыка могла бы быть в современную эпоху, и более чем заслужили свое место в качестве одной из самых влиятельных групп всех времен