Найти в Дзене
С искусством по жизни

За что Суриков Толстого с лестницы спустил? 👀

Лиля была необычайно хороша: темные вьющиеся волосы, убранные в строгую прическу, светлая, словно фарфоровая, кожа, и очаровательный юношеский румянец, заливший щеки, когда она заметила на себе заинтересованный взгляд. Чудо, а не девушка! Она была в компании другой барышни - явно сестры, но глаз он не мог отвести от той, что была младше. Когда Суриков решил представиться (а вышло это не при первой же встрече), выяснилось, что Елизавета (которая предпочитала, чтобы её называли Лилей), ещё и говорит с премилым французским акцентом. Он испугался - дворянка! Василию Сурикову исполнилось тридцать. Он был выпускником Художественной академии, писал на заказ небольшие полотна, и вдруг ему предложили расписать Храм Христа Спасителя. Очень своевременная работа - деньги как раз нужны. Чтобы жениться, ведь Лиза была из дворянского рода. Судьба и родители Елизаветы, Август и Мария Шаре, оказались к Сурикову благосклонны и одобрили их брак. Василий, выручив хорошую сумму за роспись, сделал Елизав

Лиля была необычайно хороша: темные вьющиеся волосы, убранные в строгую прическу, светлая, словно фарфоровая, кожа, и очаровательный юношеский румянец, заливший щеки, когда она заметила на себе заинтересованный взгляд. Чудо, а не девушка!

Она была в компании другой барышни - явно сестры, но глаз он не мог отвести от той, что была младше.

Когда Суриков решил представиться (а вышло это не при первой же встрече), выяснилось, что Елизавета (которая предпочитала, чтобы её называли Лилей), ещё и говорит с премилым французским акцентом. Он испугался - дворянка!

Елизавета Августовна Шаре
Елизавета Августовна Шаре

Василию Сурикову исполнилось тридцать. Он был выпускником Художественной академии, писал на заказ небольшие полотна, и вдруг ему предложили расписать Храм Христа Спасителя. Очень своевременная работа - деньги как раз нужны. Чтобы жениться, ведь Лиза была из дворянского рода.

Судьба и родители Елизаветы, Август и Мария Шаре, оказались к Сурикову благосклонны и одобрили их брак. Василий, выручив хорошую сумму за роспись, сделал Елизавете предложение. Она согласилась, и молодые люди переехали в Москву.

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888
Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888

Они были счастливы ровно десять лет. За это время у них родились две дочери. Елизавета занималась домашним хозяйством и во всем поддерживала мужа, сопровождая его в поездках, часами позируя для его картин, и никогда не жаловалась, несмотря на то, что это давалось ей нелегко. Суриков знал, что у супруги порок сердца, но отчего-то не придавал этому большого значения. Также у нее рано развился ревматизм, который периодически укладывал молодую женщину в постель.

В 1880 году Василий Иванович серьезно заболел - Елизавета не отходила от его кровати ни на минуту, пока ему не стало лучше. Находясь между жизнью и смертью, Суриков задумывает одно из самых знаменитых своих полотен - "Меншиков в Берёзове".

Елизавета Сурикова в образе дочери Меншикова. Этюд к картине В. Сурикова «Меншиков в Березове», 1883 год
Елизавета Сурикова в образе дочери Меншикова. Этюд к картине В. Сурикова «Меншиков в Березове», 1883 год

Василий Иванович становился все более востребованным автором - после продажи крупных полотен Суриковы отправлялись в путешествия. В 1883 году они посетили Италию и Францию, постоянно откладывая поездку в Сибирь к матери Василия (она ни разу не видела ни невестку, ни внучек - художник боялся реакции суровой казачки на утонченную Лилю). Но душа рвалась на родину. К тому же, европейский климат благотворно сказался на здоровье супруги, она чувствовала себя окрепшей.

И вот, после продажи "Боярыни Морозовой" в 1887 году, Василий с Елизаветой решили съездить в Красноярск. Дорога оказалась очень тяжёлой - почти полтора месяца добирались на лошадях.

По приезду подтвердились и опасения Сурикова - невестка категорически не понравилась свекрови, теплой их встречу назвать было нельзя. К тому же, в этой поездке обострилась болезнь Елизаветы. Но она не жаловалась, понимая, что для Василия встреча с матерью была важна.

Портрет П. Ф. Суриковой (матери художника). 1887, 66×48 см
Портрет П. Ф. Суриковой (матери художника). 1887, 66×48 см

Недаром Лиля с таким недоверием относилась к Сибири, словно чуяла, что принесет она ей погибель, как той самой княжне Марии Меншиковой, для которой она позировала - писала внучка Сурикова, Наталья Кончаловская

Вернувшись в Москву, Лиля слегла, и теперь уже Василий сидел у её постели, отлучаясь только по делам.

И тут у Сурикова случилось уникальное знакомство. Не абы с кем, а с самим Львом Толстым!

Суриков повстречал его в библиотеке Румянцевского музея. Он был в восторге от их беседы, поэтому незамедлительно познакомил жену со Львом Николаевичем. Увидев изможденную хронической болезнью женщину, писатель все понял и участливо похлопал Сурикова по плечу.

Позже Елизавета, прикованная к постели, со слезами умоляла Василия больше не пускать в дом какого-то старика.

Этот ужасный старик пугает меня... - сказала она сквозь слезы.
Василий Суриков. Портрет Е. А. Суриковой. 1870—1880. Бумага, итальянский карандаш29,8 х 22,5
Василий Суриков. Портрет Е. А. Суриковой. 1870—1880. Бумага, итальянский карандаш29,8 х 22,5

Суриков не мог понять, кто так напугал его обожаемую супругу? Садовник? Почтальон? Молочник?

Лиза нехотя ответила:

Толстой. Не хочу больше его видеть.

Художник в замешательстве покинул спальню.

Все прояснила прислуга: оказывается, лишь стоило Сурикову шагнуть за порог, тут как тут появлялся Лев Николаевич. Он проходил в покои Елизаветы и часами сидел рядом с ней, задавая вопросы и интересуясь тем, что она чувствует.

И тут Сурикова осенило: они с писателем часто говорили о смерти. Толстой был невероятно заинтересован этой частью человеческого существования, он мог часами говорить о душе и том, что случается с ней после смерти. К тому же, недавно написал повесть "Смерть Ивана Ильича".

Суриков пришел в бешенство. Отложив все дела, он на следующий день остался дома, ожидая прихода Льва Николаевича.

И тот, как по расписанию, явился.

Толстой повадился к Суриковым каждый день ходить, с Лизой о душе разговоры вел, о смерти. Так напугает ее...
Так Василий Иванович в следующий раз, как пришел Толстой, с верху лестницы на него: «Пошел вон, злой старик! Чтобы тут больше духу твоего не было!» Это Льва Толстого-то... Так из дому и выгнал» - рассказывал об этой ситуации Игорь Грабарь.

Говорят, что то ли от испуга, то ли от неожиданности, Толстой кубарем полетел с лестницы.

Так закончилась дружба Льва Николаевича с Василием Ивановичем.

Последнее изображение супруги, 1888 год
Последнее изображение супруги, 1888 год

Елизавета умерла в 1888 году, ей было только тридцать. Это был тяжёлый удар для художника. Он всю жизнь винил себя за ту злосчастную поездку в Сибирь.

Суриков два года не притрагивался к краскам, пытаясь заменить дочерям ушедшую мать. Больше он не женился, прожив во вдовстве 28 лет.

Интересно, что подорвавшая здоровье Лили Сибирь стала лекарем для измученного художника - переехав в Красноярск в 1889 году, он потихоньку снова начал писать. Это был период создания картин "Взятие снежного городка", "Покорение Сибири Ермаком" и "Переход Суворова через Альпы".

Но от личной драмы он так и не оправился.