Все должности и специальности на флоте важны, сложны и одинаково почетны. Спорить с этим никому не советую – не стоит оно того. Чтобы судить об этом объективно, нужно послужить везде и на всех видах и типах кораблей, а таких людей на флоте вряд ли сыщешь… И тогда только поймешь, что везде есть и свои плюшки, и подзатыльники...
Хотя, разница, безусловно, существует. Взять хотя бы подводников. Они ведь тоже разные.
Гидронавтов не трогаем – это статья особая.
Атомоходчики, то есть те, кто ходят в море на атомных подводных лодках, безусловно – «белая кость». Почему бы и нет? Всё-таки, им довелось служить на самых современных подводных кораблях, да ещё с атомными энергетическими установками, да с мощным оружием на борту. Поэтому, видимо, встречалось и встречается некоторое пренебрежение в их среде по отношению к подводникам-дизелистам.
Такого же рода, как у небезызвестного Казимира Козлевича – водителя знаменитой «Антилопы Гну» - к людям, передвигающимся на телеге…
И это – понятно. Сам так считал, когда учился в училище. Особенно после нескольких учебных практик на флоте.
Условия жизни на БПК 61 проекта с РПКСН проекта 667-а ни в какое сравнение не шли. Хотя, возможно, надводные и подводные корабли сравнивать нельзя в принципе…
На дизельных подводных лодках практик у нас не было, но курсантам и так с ними все было ясно: достаточно было посмотреть на основные ТТХ.
Поэтому при распределении все рвались на атомоходы, и попасть на «дизелюху» среди выпускников считалось вроде как неудачей…
И тому, конечно, были веские основания…
Во-первых, на атомных подводных лодках условия жизни гораздо приличнее. И каюты просторнее, и коридоры шире, и зоны отдыха существуют, и сауны с бассейнами, и даже курилки.
Во-вторых, у атомоходчиков был ОУС – льготы за особые условия службы. Это и надбавка к зарплате, и дополнительные сутки отдыха, которые дизелистам вообще были неведомы…
В-третьих, - иной расчёт выслуги лет: на атомных подводных лодках один год шел за два, на дизельных же: год за полтора, как у всех северян, включая и береговых, бербазовских… И, сколько не бились, чтобы поднять дизелистам-северянам этот коэффициент с полуторного, берегового, хотя бы до 1,75 – все без толку… Даже в популистскую эпоху перестройки…
В-четвёртых, у атомоходов и сам ранг лодки, и, соответственно, звания на соответствующих должностях выше. На «Акулах» в свое время командир вообще был – контр-адмирал. И теоретически внутри одного прочного корпуса офицеру можно было пройти всю свою службу от лейтенанта до адмирала, неторопливо поднимаясь по ступеням служебной лестницы.
У дизелистов же высшее звание у командира лодки – капитан 2 ранга. Это ведь только в нашем кино командир «Варшавянки» Гена Янычар носит три большие звезды на погонах.
В-пятых, боевые службы у АПЛ по продолжительности не превышали трёх месяцев, у дизелистов же в определенные периоды затягивались до 18! Было такое, было, когда эскадринские ходили в Средиземку бригадами, по 10 лодок сразу. Было и не раз, и не два… Сам ходил на 7,5 месяцев.
В-шестых, атомоходчики в море практически всегда находятся в подводном положение, потому что всплыть – себя обнаружить, сорвать выполнение боевой задачи. Дизелистам же волей-неволей приходилось всплывать один раз в сутки-двое. Здесь, конечно, можно сказать, что они регулярно дышали свежим воздухом, а не искусственным, внутрилодочным. Это да. Только вот при всплытии лодка подвержена внешним воздействиям: в шторм ее качает, и очень даже крепко - выбирай оптимальный по отношению к волне курс, или не выбирай… И от шторма частенько под воду не спрячешься – заряжать-то аккумуляторные батареи по-любому нужно.
А все подводники знают, что в сильный шторм лодку покачивает даже на глубине 50 метров. Что уж тут говорить о поверхности…
В-седьмых, служба у атомоходчиков – почти всегда плановая, размеренная. Зачастую свою «линейку» экипажи АПЛ знали наперед чуть ли не на год: когда у них учебный центр, подготовка к морям, боевая, послепоходовый отдых, отпуска, новый прием лодки у резервного экипажа.
Дизелюшку же могли выгнать в море совершенно для экипажа неожиданно, в силу одним адмиралам ведомых обстоятельств. Для этого же не нужно было вводить в рабочий режим атомный реактор: дизеля заводись и побежали…
И ещё есть один отличительный момент – лодочный запах, дух…
Некая смесь «ароматов» корабельного железа, саляры, масла и кто его знает ещё - чего, крепко проникающих в форму, даже если ты спустился внутрь прочного корпуса ненадолго.
Вернешься вечером домой, снимешь шинель – а жена с кухни уже говорит: сразу понятно, что папа с лодки пришел – на всю квартиру ей пахнет…
На атомоходах, конечно, тоже присутствуют свои синтетические запахи, но тонкий аромат саляры – это чисто наше, дизелистское…
Так что, как не крути – на атомоходе служба круче: и чище, и просторнее, и почетнее, и денежнее. И на пенсию быстрее выйдешь, размер которой поболее.
Но большинство дизелистов, уверен, свою службу на иную никогда бы не променяли, только в случае крайней служебной необходимости.
Потому что живёт в сердцах многих мужчин такая особая чёрточка - гордиться собственной способностью преодолевать трудности, придающая особый, по-настоящему важный и истинный, смысл их жизни.
У дизелистов эта гордость своя – корпоративная, некоторым образом уникальная и неповторимая, потому как то же самое, общее с атомоходчиками, военно-морское подводное дело они годами делают в худших условиях и за меньшее вознаграждение, но – ничуть не хуже!
Наверное, и женщины поэтому дизелистов всегда жалели больше и, соответственно, любили крепче! Это я вам точно говорю!)))
Всех без исключения военных моряков, и морских авиаторов, и морских пехотинцев, и БРАВовцев, и флотских тыловиков, и командиров-преподавателей обширной и многоплановой сети учебных заведений, и гидрографов, и особистов поздравляю с Днём Военно-Морского флота!
А братьям моим и сослуживцам по дизельному полярнинскому подплаву – отдельный привет в канун его 90-летия!