Найти в Дзене
V-Продаже

Jaguar XK 140

В серию ХК Jaguar вошли лучшие за всю историю этой британской марки спортивные автомобили, во многом превосходящие даже такие выдающиеся модели, как Jaguar E-Type и XJ. Вторая мировая война парализовала автомобильную промышленность Великобритании, поэтому в первые послевоенные годы выпускались в основном модели, разработанные еще до начала боевых действий. Политика стимулирования экспорта, проводившаяся правительством, была призвана обеспечить приток валюты, необходимой для восстановления промышленного производства. Уважение к национальным интересам, с одной стороны, и стремление "особые" автомобили, с другой, заставили основателя фирмы Jaguar Уильяма Лайонса отказаться от "чужих" двигателей, применявшихся в серии SS, и начать конструировать собственные. Собрав небольшую команду инженеров во главе с Уильямом Хайнсом, куда входили такие специалисты, как Уолтер Хассан и Гарри Уэслейк, Лайонс сконструировал и построил свой первый четырехцилиндровый экспериментальный двигатель, пометив его

В серию ХК Jaguar вошли лучшие за всю историю этой британской марки спортивные автомобили, во многом превосходящие даже такие выдающиеся модели, как Jaguar E-Type и XJ. Вторая мировая война парализовала автомобильную промышленность Великобритании, поэтому в первые послевоенные годы выпускались в основном модели, разработанные еще до начала боевых действий. Политика стимулирования экспорта, проводившаяся правительством, была призвана обеспечить приток валюты, необходимой для восстановления промышленного производства. Уважение к национальным интересам, с одной стороны, и стремление "особые" автомобили, с другой, заставили основателя фирмы Jaguar Уильяма Лайонса отказаться от "чужих" двигателей, применявшихся в серии SS, и начать конструировать собственные. Собрав небольшую команду инженеров во главе с Уильямом Хайнсом, куда входили такие специалисты, как Уолтер Хассан и Гарри Уэслейк, Лайонс сконструировал и построил свой первый четырехцилиндровый экспериментальный двигатель, пометив его литерой "Х". Следующие несколько лет шла работа над его модификациями. Двигатели выпускались сериями: ХА, ХВ, ХС и т.д. (вторая буква в названии серии означала поколения агрегата). Мощность моторов постепенно росла и наконец достигла 160 л.с.

ХК 140 обладал не только стилем и мощью Jaguar, но и скоростью гоночного болида.
ХК 140 обладал не только стилем и мощью Jaguar, но и скоростью гоночного болида.

В 1948 году был создан четырехцилиндровый XJ мощностью 150 л.с. с двойным распределительным валом. Этот двигатель устанавливался на купе MG: он разгонял автомобиль до 280 км\ч. В то время считалось, что гоночной машине просто необходим шестицилиндровый двигатель, поэтому на свет появился XK объемом 3,4 литра, также снабженный двойным распредвалом. Для нового мотора пришлось проектировать специальные шасси и кузов. 50-е годы ХХ века подарили миру много прекрасных спортивных автомобилей, но Jaguar ХК были особенными. Они отличались не только красотой и элегантностью, но и выдающимися техническими характеристиками, которые обеспечили им победы в самых престижных гонках, таких как "24 часа Ле-Мана". Серия ХК стартовала в 1948 году моделью ХК 120 с рядным шестицилиндровым двигателем объемом 3,4 литра и мощностью 160 л.с. Своим названием первый ХК обязан максимальной скорости в 120 миль в час (193 км\ч), сделавшей его самым быстрым серийным автомобилем в мире. С такими данными успех машине был обеспечен: ХК доминировали на всех гонках 50-х годов. Эти автомобили с кузовами в разном исполнении (родстер, купе и кабриолет) продавались вплоть до 1961 года. Объем и мощность двигателя за это время выросли: к примеру, у ХК 150-3,8 литра и 265 л.с. соответственно.

Модель ХК 140 имела огромный успех в США, поэтому местные автопроизводители спешно принялись разрабатывать сходную по характеристикам машину.
Модель ХК 140 имела огромный успех в США, поэтому местные автопроизводители спешно принялись разрабатывать сходную по характеристикам машину.

В 1954 году Jaguar запустил в производство модель ХК 140. Внешне она мало чем отличалась от ХК 120 (бамперы увеличились в размерах, решетка радиатора стала цельной), но механическая часть подверглась множественным изменениям, незаметным с первого взгляда. Мотор сместился вперед почти на шесть сантиметров, освободив место для ног, сделав салон просторнее, а посадку более эргономичной. Значительно улучшилось рулевое управление: на смену червячному механизму пришел реечный. В подвеске использовались телескопические амортизаторы. Четыре с половиной метра длины Jaguar XK 140 источали роскошь и элегантность. Особенно красива была открытая двухместная версия: длинный капот (расстояние от лобового стекла до переднего бампера составляло без мотора три метра), сдвинутые назад сиденья, обилие хромированных деталей и стильные 16-дюймовые спицевые диски, характерные для спортивных моделей той эпохи. Небольшие двери, абсолютно гладкие с внешней стороны, открывались изнутри при помощи ручки непривычной формы, но удобной и практичной. Задняя часть автомобиля с двумя выхлопными трубами и небольшими габаритками уступала в элегантности остальному кузову, но тоже сверкала хромом. Задних поворотников не было, поскольку в то время они не считались обязательным элементом. В багажнике лежала складная крыша в свернутом состоянии и окошки. При желании в багажник можно было поместить еще пару дорожных сумок, но не более того. Места в салоне, как и у всех родстеров, было немного, но два человека вполне могли путешествовать не испытывая неудобств, хотя и с минимальным комфортом. По центру передней консоли располагались переключатели и панель приборов, составленная пятью сферами: двумя большими по бокам и тремя маленькими по центру. Модель была оборудована тахометром, спидометром (скорость измерялась в милях в час), датчиками температуры воды и масла, показателями расхода топлива и заряда аккумулятора, часами и т.д. Кожаные сиденья сделали откидными, чтобы облегчить монтаж складной крыши. Небольшой рычаг коробки передач был немного сдвинут вперед.

Логотип Jaguar стал символом британского автомобилестроения 50-х годов.
Логотип Jaguar стал символом британского автомобилестроения 50-х годов.

Двигатель ХК 140 производили сильное впечатление. Это был рядный шестицилиндровый агрегат объемом 3442 см, выделявшийся на фоне своих собратьев двойным распредвалом и двумя карбюраторами SU. Стандартный ХК 140 выдавал 190 л.с. при 5500 оборотах в минуту, но при установке головки типа "С", используемой на гоночных Jaguar, мощность возрастала до 210 л.с. Технические характеристики этой модели середины прошлого столетия вызывают удивление и восхищение: в тот период практически не было автомобилей, способных преодолеть скоростной рубеж в 200 км\ч, не говоря уже о времени разгона от 0 до 100 км\ч, не превышавшем девяти секунд. И это при том, что вес машины составлял около 1300 килограммов. Что касается ходовой части: шасси этой машины было образовано продольными лонжеронами, усиленными Х-образными распорками. Двигатель располагался в передней части, а привод был задним. Переднюю подвеску сделали независимой торсионной, задняя представляла собой жесткую ось с рессорами. Тонкий руль внушительных размеров не был оснащен гидроусилителем. Тормоз, как и руль, не имел никаких вспомогательных устройств: чтобы остановить машину, требовалось приложить значительные усилия, тем более что педали были очень тугими. Коробка передач-четырехступенчатая, с несинхронизированной первой передачей. Тяжелый руль, большие для того времени 16-дюймовые диски и внушительная колесная база (2,59 метра от оси до оси) значительно затрудняли маневрирование на ограниченном пространстве.

Салон ХК был подобен роскошной гостинной с изысканным интерьером. Многие детали, включая сиденья, изготавливались вручную.
Салон ХК был подобен роскошной гостинной с изысканным интерьером. Многие детали, включая сиденья, изготавливались вручную.

Самые мощные версии, двигатели которых оснащались головкой типа С-Type (от гоночных моделей), выдавали 210 л.с. В 1957 году, спустя почти десять лет после торжественного запуска первой модели серии ХК, Jaguar представил версию ХК 150, существенно отличавшуюся от своих предшественниц. Линии кузова были более сглаженными и современными, а лобовое стекло цельным (на начальной модели оно состояло из двух частей.

Этот Jaguar отличался плавностью хода и удобной спортивной посадкой.
Этот Jaguar отличался плавностью хода и удобной спортивной посадкой.