Найти тему
diletant.media

Клотильда: святая королева франков

Оглавление

Клотильда вышла замуж за легендарного Хлодвига. Считается, что именно под её влиянием правитель франков решил креститься.

Бургундская принцесса

О Раннем Средневековье сохранилось не так много свидетельств. О многих событиях мы узнаем только из одного или двух источников. Немало сведений даёт археология, но о жизни и характере королей и королев того времени нам известно со слов хронистов, часто живших позже. Основной источник о Франкском королевстве 6-го века — «История франков» Григория Турского, написанная в конце столетия.

О жене Хлодвига известно, что она происходила из рода королей бургундов, которые правили землями на юге Галлии. Согласно Григорию Турскому, Клотильда была младшей дочерью короля Хильперика. Как и Меровинги, члены бургундского королевского дома делили земли королевства между собой. В 473 году после смерти короля Гундиоха королевство разделили четыре его сына.

Согласно «Истории франков» в 491 году старший из них, Гундобад, захватил владения второго, Хильперика. Отец Клотильды был убит (мечом, уточняет хронист), а мать сброшена в реку. Старшая сестра Клотильды Хрона стала монахиней. Хронист пишет, что Клотильду отправили в изгнание, но в дальнейшем она оказывается при дворе дяди.

Однажды на Клотильду обратили внимания послы франкского короля Хлодвига и рассказали о ней своему господину. Хлодвиг отправил к Гундобаду послов с просьбой выдать Клотильду за него замуж, что и было сделано.

Хлодвиг. (Wikimedia Commons)

Григорий Турский утверждал, что Гундобад выдал Клотильду за Хлодвига, боясь отказать могущественному франкскому королю. Но если сопоставить свидетельства других источников, едва ли бургундский король руководствовался страхом. Скорее, это был политический союз, скреплённый браком. В 501 году против Гундобада восстал его родственник Годегизель. Хотя Хлодвиг сперва поддержал мятежника, но в итоге помог бургундскому королю подавить восстание.

«История франков» относит брак Хлодвига и Клотильды к 493 году, но возможно его можно сдвинуть на 8−10 лет вперёд. В письме Авита Вьеннского упоминается, что король Гундобад хотел выдать свою дочь за одного из соседних королей. Хотя имя монарха не названо, допускают, что им мог быть именно Хлодвиг. Но принцесса скончалась в 501 году. Племянница Гундобада Клотильда в этом случае становилась заменой умершей принцессе.

Жена Хлодвига

К моменту женитьбы у Хлодвига был сын от наложницы — Теодорих. Позже он и сыновья Клотильды получат по своей части королевства. Бургунды исповедовали христианство, а Хлодвиг оставался язычником. Вскоре у супругов родился сын, и королева, согласно «Истории франков», захотела его крестить. Григорий Турский передаёт речь Клотильды, где королева нападает на языческих богов, которых почитал Хлодвиг. Примечательно, что несмотря на распространённость в королевстве бургундов арианства, Клотильда, а также её сестра исповедовали ортодоксальное вероучение. Король, согласно тому же источнику, отказывался признавать христианского бога.

Тем не менее Клотильда решилась крестить сына. Супруга короля позаботилась об украшении церкви, надеясь склонить мужа к христианству зрелищем великолепного обряда. Однако всё пошло не так, и сын королевской четы Ингомер умер сразу после крещения, «еще в белых одеждах».

Хлодвиг был недоволен, но позволил жене крестить и второго сына, Хлодомера. Когда принц был болен, Хлодвиг ожидал его смерти и упрекал жену, что крещение погубит и его. Тем не менее Хлодомер выздоровел.

-2

Статуя Клотильды. (Wikimedia Commons)

Влиянию королевы Григорий Турский приписывает и крещение Хлодвига. В 496 году (согласно хронологии Григория Турского) франки воевали с соседями-алеманнами. Другие источники, в том числе современник Авит, помещают битву и крещение короля на 10 лет вперёд. Когда франки проигрывали, король обратился к Христу и попросил его о помощи. Вскоре битва была выиграна.

После возвращения Хлодвига из похода Клотильда пригласила ко двору епископа Реймса Ремигия. Могущественный князь церкви и крестил франкского короля. Вслед за Хлодвигом, получившим в крещении имя Сигамбр, крестились его дружинники, а также две сестры короля Альбофледа и Лантехильда. Примечательно, что Лантехильда уже была христианкой, но до крещения исповедовала арианское вероучение.

Исследователь Е. Дэйли относит крещение Хлодвига к 507 или 508 году. Скорее всего, король задумывался о принятии арианского вероучения. Большинство соседних королей были именно арианами. Но в итоге склонился к ортодоксальному варианту.

Независимые от «Истории франков» источники сообщают о крещении Хлодвига, но не упоминают о роли в этом Клотильды и битвы с алеманнами. В частности, с одобрением о выборе ортодоксальной веры пишет Авит Вьеннский, но не упоминает о роли в этом королевы. Несомненно, жена-христианка не могла не влиять на Хлодвига.

Мать королей

Хлодвиг умер в 511 году. Клотильда покинула Париж и перебралась в Тур. Там вдова прислуживала при базилике святого Мартина и изредка приезжала в Париж. Всё тот же Григорий Турский фиксирует влияние вдовствующей королевы на церковные дела Тура. В частности, по её приказу епископами Тура стали бургунды Теодор и Прокул.

Королевство разделили четыре сына Хлодвига — сын наложницы Теодорих и дети Клотильды Хлодомер, Хильдеберт, Хлотарь. Исследователь Е. Дэйли обращает внимание на сложности, с которыми должен был столкнуться Григорий Турский, описывая деятельность Клотильды. Если бы запомнили только её политическую деятельность, королева могла бы войти в историю как злодейка. В то же время Клотильда запомнилась и помощью церкви.

В 523 году сыновья Хлодвига организовали совместный поход против бургундских королей Годомара и Сигимунда (сыновей Гундобада). Клотильда, согласно тому же источнику, благословила детей на этот поход, повелев отомстить Годомару (сыну Гундобада) за гибель её родителей.

Сыновья Хлодвига нанесли поражение бургундам, а Хлодомер взял в плен Сигимунда с семьёй. Затем, отправляясь в новый поход на бургундов, Хлодомер приказал казнить пленников вопреки увещеваниям аббата. В новой битве франки победили, но Хлодомер увлёкся преследованием, попал в засаду и погиб. Тем не менее война завершилась победой Меровингов.

-3

Раздел Франкского королевства между сыновьями Хлодвига. (Wikimedia Commons)

После смерти Хлодомера впервые проявляется жестокая борьба за власть в правящем доме Меровингов, которая будет сотрясать Франкское королевство всё время существования этой династии. Хлотарь взял в жены его вдову Гунтевку. Три сына умершего короля были переданы на попечение бабушки Клотильды. Предполагалось, что со временем королевство Хлодомера отойдёт им.

Во время визита Клотильды с внуками в Париж её сын Хильдеберт заметил, что мать очень тепло относится к сыновьям Хлодомера. Он послал письмо Хлотарю, предложив отстранить от власти или вообще убить племянников.

Хильдеберт объявил, что они с братом хотят возвести сыновей Хлодомера на трон. Клотильда поверила сыновьям и отправила к ним внуков. У Меровингов существовал обычай, что остриженный член рода не может править. Поэтому свержения короля сопровождалось острижением его волос. Хлотарь и Хильперик отправили к Клотильде придворного с мечом и ножницами. Старой королеве предлагалось выбрать участь для внуков — позор или смерть. Клотильда объявила, что если королями им не быть, пусть лучше умрут, чем будут острижены.

Далее Григорий Турский приводит натуралистичное описание убийства детей Хлодомера и их слуг. Согласно ему, братья-короли лично убили племянников, младший из которых умолял Хильперика о пощаде.

Приближённые спасли последнего из сыновей Хлодомера, Хлодовальда. Он сам остриг волосы и принял монашество. Судя по всему, прожил долгую жизнь и заслужил славу благочестивого священника, получив сан пресвитера.

-4

Клотильда за молитвой. (Wikimedia Commons)

Автор «Истории франков» с неодобрением пишет об участии вдовствующей королевы в политике. Но после гибели внуков Клотильда не вмешивалась в дела правления, посвятив себя церкви и благотворительности. Григорий Турский пишет, что королева постоянно раздавала милостыню, проводила ночи в молитвах, приобретала имущество для церкви.

В 534 году королева ещё была жива. В тот год Хильдеберт и Теодеберт (сын умершего Теодориха) пошли походом на Хлотаря и осадили его лагерь. Клотильда молилась в Туре, надеясь, что вражда между её сыновьями прекратится. Григорий Турский утверждает, что после этого в лагере Хильдеберта и Теодеберта разразилась буря, а короли предпочли заключить мир с Хлотарем.

Григорий Турский пытается уверить читателей, что конфликт был исчерпан именно благодаря вмешательству Клотильды. В его тексте можно увидеть некую параллель. Сначала королева обращается к сыновьям, чтобы спровоцировать конфликт. Через 10 лет — к небесным силам, чтобы конфликт остановить.

Королева Клотильда умерла в Туре в 545 году. Её тело доставили в Париж и похоронили в церкви святого Петра рядом с Хлодвигом и уже скончавшимися сыновьями Хильдебертом и Хлотарем.