Найти тему

Великий шёлковый путь. Древний путь создавший на века прочные торговые связи стран и народов Азии и Европы

«Случайно кого-то из людей, явлений природы, исторических событий, открытий, произведений искусств и тому подобное Великими не назовут. Такое определение надо действительно заслужить!»

На нашей планете не так уж и много людей, явлений природы, исторических событий, открытий, произведений искусств, которые удостоились чести называться Великими.

Из когорты Великих людей можно смело назвать братьев Кирилла и Мефодия, поэта Александра Пушкина, писателей Льва Толстого, отца и сына Дюма, драматурга Вильяма Шекспира, философа Аристотеля, астрономов Галилео Галилея и Николая Коперника, физиков Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна. Этот ряд Великих людей можно конечно же ещё продолжать и продолжать... Без сомнения они и каждый другой, кто получил к своему имени от благодарных потомков дополнение «Великий» внёс свой ощутимый вклад в развитие всей мировой цивилизации.

К нашему времени к Великим сооружениям земляне отнесли Китайскую стену, пирамиду Хеопса в пригороде египетского города Гиза, Московский Кремль, статую Иисуса Христа в многомиллионном городе Бразилии Рио-де-Жанейро, Колизей в столице Италии Риме, Статую Свободы в Нью-Йорке, Парфенон в столице Греции Афинах, Мавзолей-мечеть Тадж-Махал возведённый из чистого белого мрамора в индийском городе Агра и ещё многие другие не менее значимые сооружения чем перечисленные выше.

Великим историки называют и переселение или продвижение на новые земли обитания многочисленных народов и кочевых племён из Азии в сторону Европы в четвёртом-седьмом веках нашей эры.

Великими считаются и географические открытия таких континентов как Северная Америка, Южная Америках и Антарктида.

Великими величают Тихий океан, сибирское озеро Байкал и пятёрку Американских озёр – Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио на границе между США и Канады.

Отечественная война советского народа с нацисткой Германией в годы Второй мировой войны по её территориальным масштабам, количеству её участников, силе и ожесточённости битв и сражений так же получила статус Великой.

Из почти двухсот стран мира Организацией Объединённых Наций или ООН официально Великими признаны только шесть из них – США, Англия, Франция, Китай и наша Российская Федерация или Россия.

А в нашей Великой России среди более тысячи двухсот городов только три из них называются «Великими». Это – Великие Луки, Великий Новгород и Великий Устюг.

Особняком в этой славной когорте людей, событий, творений природы, сооружений и так далее причисленных к статусу «Великий» стоит древний сухопутный торговый караванный путь из Китая в Юго-восточные азиатские страны названным Великим шёлковым путём, да то названным так только в конце девятнадцатого века через много веков после прекращения его прямого назначения.

Почему особняком? Давайте разберёмся. Так если биографии Великих людей, истории Великих событий и открытий и так далее в большей части хорошо изучены и известны нам, а чтобы убедиться в величии существующих ныне Великих сооружений то их можно увидеть своими глазами и даже «потрогать руками» когда приедете в те места где они стоят, то Великий шёлковый путь со временем выполнив своё историческое предназначение и прекратив своё существование, как говорится, опустился в глубины истории и превратился в своеобразный миф также как и небезызвестная всем нам Древняя Атлантида.

Один из караванов на Великом шёлковом пути.

Возрождение интереса в мире к истории древнего торгового пути из Китая в Юго-восточные азиатские страны или Великому шёлковому пут произошло как уже сказано выше в конце девятнадцатого века. А случилось это после того, как немецкий учёный историк-востоковед Фердинанд Пауль Вильгельм фон Рихтгофен или Фердинанд Рихтгофен вернувшись из своего путешествия в семидесятых годах того же девятнадцатого века в Китай написал и издал в Германии в 1877 году книгу «Ознакомительные поездки в Китай». В ней Фердинанд Рихтгофен подробно описал историю древнего Китая и одно из его великих достижений – организацию торговых связей между Китаем и Юго-восточными азиатскими странами посредством создания караванного торгового пути, который Фердинанд Рихтгофен и назвал Великим шёлковым путём. Такое наименование древнего караванного пути из Китая в Юго-восточные азиатские страны прижилось и успешно вписалось в мировую историю.

Кстати сказать. Имеется и другая встречная версия появления названия Великий шёлковый путь. Отдельные историки-исследователи утверждают, что первым без добавления слова «Великий» назвал этот древний торговый путь шёлковым путём в своих воспоминаниях венецианский купец Марко Поло после своего якобы путешествия в тринадцатом веке в Юго-восточные азиатские страны, в том числе и Китай. В его время древний караванный путь из Китая в Юго-восточные азиатские страны или, как его назвал Марко Поло шёлковый путь, уже начал уходить в небытие, движение по нему товаров замедлилось и интерес к нему из-за активного развития во всём мире морского торгового судоходства значительно снизился. Возможно, из-за этого определение, данное Марко Поло этому древнему торговому сухопутному пути как шёлковый путь, так и не вышло за пределы страниц книги с его воспоминаниями.

-2

Фердинанд Рихтгофен (годы жизни 1833-1905). Обложка книги «Ознакомительные поездки в Китай».

-3

Предполагаемое изображение Марко Поло (годы жизни 1254-1324. Рождённый в семье венецианского купца Никколы Поло он ещё в детстве наслушался рассказов отца и дяди о их путешествия по торговым делам в Юго-восточные азиатские страны. Был ли он сам в этих странах, в последующем спор среди историков об этом идёт до сих пор. Записи о таких необычных путешествиях Марко Поло с его слов были сделаны итальянцем Рустикелло из города Пизы, который по случаю сложившихся тогда обстоятельств был сидельцем в одной камере тюрьмы в городе Генуя с Марко Поло. Выйдя на свободу Рустикелло, опубликовал свои записи о якобы путешествиях Марко Поло в Юго-восточные азиатские страны вписав тем самым своё имя и имя Марко Поло в анналы мировой истории и литературы).

При этом надо сказать, что после выхода книги Фердинанда Рихтгофена «Ознакомительные поездки в Китай» интерес к Великому шёлковому пути привлёк внимание разве что одних историков-востоковедов. Только в середине следующего двадцатого века после завершения восстановления мировой экономики резко упавшей в ходе шестилетней Второй мировой войны и с подъёмом уровня международной торговли, человечество по-новому взглянуло на историю Великого шёлкового пути и его значимость для развития современных мировых торговых отношений.

Рассказывая в этой заметке о возникновении и развитии Великого шёлкового пути надо начать с того, что по первоначальному основному товару перевозимому по маршрутам этого пути из Китая в третьем и во втором тысячелетиях до нашей эры в соседние Юго-восточные азиатские страны были не шёлковые ткани, а драгоценные, полудрагоценные камни и частично изделия из них. Так что Великий шёлковый путь вполне можно называть и Великим драгоценным путём. А, согласно современным археологическим исследованиям, ещё более правильней было бы называть его Великим Лазуритовым путём. Полудрагоценный камень лазурит, который в те времена добывали в Китае в Восточных предгорьях Памира пользовался повышенным спросом в соседних с Китаем Юго-восточных азиатских странах, а особенно в Древние Индии. Ценился лазурит из Китая и в Древних Египте, Греции в которые он проникал уже через торговцев-перекупщиков. Вместе с лазуритом в азиатские страны из Китая по проторенным маршрутам всё того же караванного торгового пути везли в Юго-восточные азиатские страны и другие полудрагоценные камни. Среди них был и нефрит, который добывался в Китае тех же местах что и лазурит. По именам этих полудрагоценных камней этот древний караванный торговый путь можно было бы ещё называть и Великим лазурито-нефритовым путём.

-4

Полудрагоценные камни лазурит и нефрит.

Название древнего торгового пути из Китая в Юго-восточные азиатские страны как шёлковый путь, о чём уже сказано выше впервые появившееся в опубликованных записях воспоминаний Марко Поло о его якобы путешествиях в Юго-восточные азиатские страны, как известно, связано с тем, что в Древнем Китае или правильнее сказать в Древней Китайской империи за три тысячелетия до нашей эры впервые в мире появилась ткань сотканная из нитей вытянутых из волокна находившегося внутри созревших куколок или личинок отложенных бабочками тутового шёлкопряда. Полученная из таких нитей лёгкая прочная мягкая и шелестящаяся ткань с тех пор и стала известна во всём мире под названием шёлковая ткань или шёлк.

Появление шёлковой ткани вполне можно связать и с особенностью жизни древних китайцев. Наблюдательные и сообразительные китайцы в условиях постоянной нехватки продовольствия использовали для своих пищевых нужд всё, что им давала живая природа. Случайно или нет, но китайцы проявили такое «пищевое» любопытство и к созревшим личинкам отложенных бабочками тутового шёлкопряда. К своему удивлению при их вскрытии внутри них китайские «гурманы» обнаружили только длинные лёгкие белые волокна.

-5

Бабочка тутового шёлкопряда. Созревшие куколки бабочек тутового шёлкопряда (эти куколки созревают на десятый день после того, как их отложат бабочки тутового шёлкопряда. Волокна, взятые только из одной такой куколки, растягиваются в тонкую нить на длину от трёх до четырёх тысяч метров).

Кто первым из китайцев догадался раскрыть созревшие куколки, отложенных бабочками тутового шёлкопряда, достать из них волокно и вытянуть из него прочные тонкие нити, а затем соткать из них ткань, названную в дальнейшем шёлком, история, как известно, умалчивает.

В самом Китае существует более десятка привлекательных легенд о появлении шёлка. Приведу только одну из них, которая у китайцев пользуется особым уважением и почитанием.

Согласно этой легенде в двадцать седьмом веке до нашей эры Лэй Цзу – молодая жена китайского императора Ши Хуана как-то отдыхая сидела под кроной тутовника вдыхая ароматный запах его цветов. Неожиданно на неё упал созревший кокон тутовой бабочки которые во множестве были отложены тутовыми бабочками на том дереве. Из природного любопытства Лэй Цзу раскрыла кокон и с удивлением обнаружила внутри него мягкое белое волокно. Лэй Цзу стала вытягивать его из кокона, но волокно долго ни заканчиваясь всё растягивалось и растягивалось. Так по-китайской легенде и началась история появления шёлка, которая продолжается и в наше время.

-6

Стилизованное изображение китайской императрицы Лэй Цзу.

Как известно, получение шёлковых нитей и шёлковой ткани Китай долгие века под страхом смертной казни держал в строжайшем секрете. Когда шёлковая ткань, как говорится «попалась на глаза» торговцам драгоценных и полудрагоценных камней, то она сразу же покорила их своей необычностью лёгкостью и красотой разных расцветок переливавшимися на солнечном свете разнообразными оттенками. Увидевшие шёлковую ткань торговцы сразу же сообразили какая их ждёт прибыль при её продаже в своих странах и стали скупать шёлковые ткани разнообразных раскрасок не считаясь с предложенной китайцами её ценой.

-7

Так в последних веках до нашей эры китайский шёлк сначала попал в Индию, а далее весть о шёлке, как об очередном «Чуде света» из Китая разными путями дошла и до других азиатских стран, а оттуда и до средиземноморских и центрально-европейских стран достигнув даже берегов Англии. При всём этом надо сказать, что торговля шёлковой тканью, как и другими товарами из Китая шла не напрямую, а через длинную цепочку торговцев-посредников. В силу этого китайцы даже по всей видимости и не знали где же оседали их шёлковые ткани и каким они там пользовались успехом и спросом.

Всем известно, что исходя из особенностей географического положения и своеобразности религиозного воззрения на всё что происходило в жизни вокруг китайцев эта Великая древняя страна-империя долгие века до нашей эры и в первом тысячелетии нашей эры находилась в своеобразной самоизоляции от всего окружавшего её мира.

Труднопроходимые горные системы Азии – Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш и Гималаи отделяли тем самым народ Древнего Китая от народов, проживавших в Азии. За время своего изолированного существования в Древнем Китае были изобретены и внедрены в жизнь бумага, порох, петарды или, как их ещё можно назвать древние ракеты, компас, тачка, сейсмограф, воздушные змеи. Всё это со временем при развитии торговых и других связей Древнего Китая с соседними странами и народами в дальнейшем стало доступно и для всего остального мира. Китай в свою очередь получил в обменном порядке в те же времена ряд достижений мировой цивилизации успешно приспособив их к условиям своей жизнедеятельности. Среди таковых можно назвать ветряную мельницу, телескоп и стекло.

В появлении Великого шёлкового пути как торговой магистрали между Востоком и Западом мировая история отвела решающую роль не знатному китайскому дипломатическому чиновнику Чжан Цяню.

-8

Восковая статуя Чжан Цяня в одном из музеев Китая (годы жизни Чжан Цяня 200-114 до нашей эры). Памятник Чжан Цяню в городе Сиан китайской провинции Шэньси.

А сама история Великого шёлкового пути начиналось так. За сто тридцать восемь лет до нашей эры правящий тогда в Китае император У-Ди отправил Чжан Цяня с дипломатической миссией в ближайшие к Китаю азиатские страны для поисков среди них надёжных союзников и для выяснения, как мы сегодня говорим, складывавшейся вокруг его империи военно-политической обстановки.

Обойдя сложными предгорными тропами горы Тянь-Шаня, Чжан Цянь далее с торговыми караванами пришёл на незнакомые в Китае азиатские земли, относящиеся ныне к современным территориям Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. В ходе выполнения своей миссии Чжан Цянь однажды был захвачен воинами неизвестного среднеазиатского народа и провёл в плену почти десять лет. В те времена таких пленников как Чжан Цянь вожди почти всех азиатских народов считали своей выгодной добычей и использовали их в виде своеобразных разменных монет. При этом надо сказать, что не раз в те далёкие времена бывало так, что один и тот же такой «ценный» пленник неоднократно продавался или перепродавался вождём того или иного народа вождю другого народа. Чжан Цяню повезло. Китайский император, узнав о пленении своего посланника выкупил его из плена и передал ему чтобы тот и далее продолжил выполнение данного ему императором Китая поручения.

Освободившись из плена Чжан Цянь с торговыми караванами, добрался до Ферганской долины, которая являлась тогда, да и в наши времена тоже одним из главных оазисов в Средней Азии. Чжан Цянь был поражён всем увиденным в Ферганской долине – количеством больших и малых городских поселений с хорошо развитыми различными ремеслами и земледелием. Еще больше Чжан Цяня поразило обилие разнообразных товаров, в том числе удивило и множество китайских товаров, среди которых особым спросом у покупателей пользовались шёлковые ткани. Восхитили Чжан Цяня своей красивой статью и арабские кони-скакуны, не идущие ни в какое сравнение с низкорослыми китайскими лошадками.

Возвратившись в Китай Чжан Цянь подробно рассказал императору У-Ди обо всём им увиденном и услышанном, а также представил императору Китая письменный отчёт в котором, в том числе написал о том, что среднеазиатские страны и народы уже давно ведут активную торговлю не только с Индией и странами Ближнего Востока, но и народами далёких средиземноморских стран. В своём отчёте Чжан Цянь обратил особое внимание китайского императора на широкую продажу в Ферганской долине многих товаров из Китая и конечно же на то, что огромным спросом у покупателей в Ферганской долине пользовались шёлковые ткани. Чжан Цянь в этом же отчёте раскрыл и необходимость скорейшего налаживания выгодах прямых торговых связей между Китаем и азиатскими странами минуя торговцев посредников.

Через год после возвращения Чжан Цяня в Китай и составления им отчёта о выполнении своей миссии в котором напомню сказано о необходимости прямой торговли товаром из Китая со странами и народами Азии, из одной срединной провинции Китая по распоряжению китайского императора У-Ди в дальнюю дорогу на Запад под надёжной охраной был отправлен первый в истории Китая огромный караван с товаром основой которого стали шёлковые ткани. Среди товаров, находившихся в том караване кроме шёлковых тканей, на продажу значились рис, чай, посуда из фарфора, пряности, косметика. панцири черепах, клыки тигров и еще многое другое что рекомендовал взять в торговый караван всё тот же Чжан Цянь.

Разнообразный товар первого китайского каравана после прибытия его в ту же Ферганскую долину был быстро распродан, а за вырученные при продаже товара золотые и серебряные монеты был закуплен товар нужный в Китае и караван отправился в обратный путь. При этом надо сказать, что при осуществлении первых торговых связей между Китаем и странами Средней Азией в торговых операциях всё же преобладал натуральный обмен товарами.

Обратно тот же караван повёз в Китай изделия из стекла, кожи, шерсти, восточные ковры, косточки разных азиатских фруктов и винограда, семена овощей и трав, которые не росли в Китае. Особенно бережно в караване относились к живому грузу – арабским скакунам, курдючным овцам, огромным по сравнению с китайскими сторожевым собакам. А для забавы императора Китая в его личный зоопарк в клетках, установленных на колесных повозках путешествие в Китай, совершили и по две пары совсем молодых львов и леопардов. Кстати сказать, привезли караванщики в Китай ещё кошек и котов персидской породы, которые не только прижились на новом месте, но и завели в дальнейшем многочисленное потомство.

Караван с хорошими вестями об успешной торговле и с закупленным богатым разнообразным товаром через несколько месяцев пути прибыл в родные края. Вскоре был снаряжён с китайским товаром и второй караван. Так началось регулярное движение товаров из Китая в страны Средней Азии, а оттуда через торговцев-перекупщиков на Запад, которое продолжалось еще не менее полутора тысяч лет.

Маршруты движения различных товаров как с Востока на Запад из Китая, Индии, Среднеазиатских и Ближневосточных стран в Европу, так и с Запада на Восток из европейских стран, в том числе и из России, если бы за всё века существования Великого шёлкового пути нанести на карту, то они бы напоминали корни могучего дерева.

-9

Основные маршруты движения товаров по Великому шёлковому пути.

Наряду с основными маршрутами на Великом шёлковом пути в зависимости от времени года, погоды существовали и другие второстепенные побочные пути доставки товаров. Менялись маршруты движения товаров по Великому шёлковому пути и при обходе тех территорий, на которых велись те или иные военных действия.

Кроме движения товаров Великий шёлковый путь одновременно служил и проводником обмена между народами Азии и Европы культурными, а также другими ценностями и достижениями мировой цивилизации. Вместе с торговцами в составе караванов как в ту, так и с другую сторону по разным маршрутам Великого шёлкового пути шли и поэты, художники, ученые, паломники и философы из разных стран. Великий шёлковый путь кроме этого способствовал не только распространению в местах его прохождения главных постулатов мировых религий – христианской, буддийской, иудейской и исламской, но и позволял в силу этого народам проживавшим на тех территориях по которым он проходил сравнивать значимость для них тех или иных мировых религий и осуществлять выбор той религии, которая была бы ближе к их душам и образу жизни.

Великий шёлковый путь способствовал и распространению информации по всему миру о технологиях производства пороха, фарфора, стекла и бумаги. Сегодня неважно знать были ли при этом технологические секреты изготовления этих или иных материалов куплены за хорошие деньги или были украдены порой ценой чьей-то или даже чьих-то жизней, главное, что такие материалы стали со временем служить на благо всего человечества.

Как известно, Великий шёлковый путь положил начало появления и распространения в мире географических карт, соответствующих знаний и всеобщему пониманию, где же на нашей планете Земля находятся те или иные страны и какие в них проживают народы.

Также надо сказать, что к нашему времени история Великого шёлкового пути ещё до конца и полностью не изучена. Это признают даже сами китайские учёные-историки и сегодня никто в мире не может сказать, когда будет поставлена последняя точка в книге описания истории Великого шёлкового пути как величайшего достижении мировой цивилизации.

Учёные-историки разделили историю Великого шёлкового пути на три её периода в зависимости от того кто вёл контроль над передвижением товаров на маршрутах Великого шёлкового пути и собирал с владельцев караванов и торговых людей соответствующие подати.

Считается, что до шестого века нашей эры контроль за передвижение товаров на восточных маршрутах Великого шёлкового пути вёл Тюркский каганат – азиатское кочевое государство созданное на основе объединения разных древних тюркских племён проживавших тогда на нынешних территориях Северо-Восточного Китая, Монголии, Манчжурии, Алтая и Туркестана.

С появлением в Азии Великой монгольской империи контроль над движением товаров на азиатских маршрутах Великого шёлкового пути почти на семь веков перешёл, как говорится, на сторону этой империи. После распада Великой монгольской империи в нашем пятнадцатом веке на огромных просторах Сибири Поволжья и Крыма появилось нескольких ханств, которые продолжили вести контроль за перемещением товаров на маршрутах Великого шёлкового пути, но только на тех, которые проходили по их землях. На остальных же азиатских территориях за исключением Индии контроль за перемещением товаров по маршрутам Великого шёлкового пути осуществляла империя Тамерлана.

На европейских маршрутах Великого шёлкового пути контроль за перемещением товаров как в ту, так и в другую сторону также вёлся по территориальному принципу. Его осуществляли по своим правилам и законам Римская империя и Византийская империя или Византия.

По мере развития мировой торговли у Великого шёлкового пути начиная с тринадцатого века появился значимый конкурент – интенсивное торговое мореходство из портов практически всех приморских стран Европы в морские порты стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Великий шёлковый путь в этих условиях стал постепенно терять свои завоёванные веками торговые позиции между Азией и Европой. При этом надо сказать, что к тому же перемещение товаров с использованием морских маршрутов стало осуществляться по времени намного быстрее, чем с использованием сухопутных путей. Так время движения товаров по тем временам даже по самым дальним морским маршрутам из портов Азии в порты Европы составляло до полугода. Караваны же по сухопутными маршрутам Великого шёлкового пути из Китая только до Индии шли год, а порой и более года.

-10

Маршруты основных торговых сухопутных и морских путей в тринадцатом-пятнадцатом веках.

В пятнадцатом и шестнадцатом веках Великий шёлковый путь выполнив свою главную историческую миссию – создание основ международной торговли и сближения при этом разных стран и народов проживавших на территориях его прохождения распался на отдельные порой не связанные между собой маршруты и участки торговых путей, а затем окончательно перестав действовать ушёл, как говорится, в историю.

PS. Вчера 27 июля у меня был день Рождения. Получил от друзей и подписчиков в «Одноклассниках», «ВКонтакте» многочисленные поздравления. Большое всем Вам Спасибо! Надеюсь, что интерес у всех Вас к моим заметкам со временем не угаснет, а со своей стороны продолжу Вас радовать новыми заметками. Читайте мои заметки и получайте при их чтении информацию, которая возможно ранее Вам была неизвестна.

С Уважением к Вам. Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 28 июля 2023 года.

Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.

Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!

Обещаю, вас ждёт много интересного!

Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!

Продолжение заметок следует!