Найти тему
Порцелиновый фан

Братья Корниловы. РУССКИЙ МОДЕРН. Художник Н.Н. Каразин.

В 1880-х годах на заводе братьев Корниловых в Санкт-Петербурге была освоена хромолитография. Это метод, который использовался с XIX -го века и затем почти весь XX-й век для создания качественных цветных изображений (обычно - копий произведений искусства (репродукций)) типографским способом путём нанесением каждого цвета с помощью отдельных печатных форм. Считается, что хромолитография в мировом фарфоровом производстве впервые была применена у Братьев Корниловых. Такая революционная технология позволила фирме мгновенно стать лидером отрасли. Плюс, конечно, выдающиеся художники, с которыми сотрудничала фирма. Особенно выделяется мастер акварели Н.Н. Каразин. Изделия фирмы Братьев Корниловых с его рисунками имели на обороте факсимильную подпись художника и надпись, запрещающую повторение рисунков другими производителями. Это первый случай защиты авторских прав в фарфоровом деле. От подделок надпись спасти не могла, судебных прецедентов не было, зато такая надпись являлась дополнительной рекламой, показывающей, что фирма находится на пике фарфоровой моды (да так оно и было!). Не без того же умысла было создано и первое в России многоцветное клеймо (в 1884-м году). Всё это указывало на "эксклюзивность" изделий, хотя они и производились в промышленных масштабах. Приблизительно так сегодня работает современный ИФЗ и заводы фирмы Норитаке в Японии, уже более сотни лет производящие посуду дорогого костяного фарфора. Братья Корниловы смогли совместить оригинальность, новизну, сюжетную занимательность и декоративную выразительность с массовостью выпуска фарфоровых изделий.

Оборотная сторона предмета с репродукцией рисунка Н.Н. Каразина. Маркировка включает клеймо 1884-1914 гг., запрещающую копирование надпись с факсимиле подписи Н.Н. Каразина и какую-то технологическую (?) цифирь, нанесённую от руки.
Оборотная сторона предмета с репродукцией рисунка Н.Н. Каразина. Маркировка включает клеймо 1884-1914 гг., запрещающую копирование надпись с факсимиле подписи Н.Н. Каразина и какую-то технологическую (?) цифирь, нанесённую от руки.

Произведения Николая Николаевича Каразина, работавшего в реалистической манере, отличались занимательностью, богатой фантазией, обращением к национальным бытовым сценкам ("корням") и описаниям природы Средней полосы России. Его акварели с подрисовкой тушью, как и работы Е.М. Бём, были растиражированы в открытках и полюбились широкой публике за житейскую достоверность, деревенский колорит и отлично выстроенную композицию. Кроме того, он был необычайно плодовит, поскольку техника акварели не требовала особой кропотливости. К новому взгляду на декор фарфора его техника подошла как нельзя лучше. Рисунок по фарфору не занимал центрального места на зеркалах тарелок и блюд - он как бы нарочно был асимметричен, иногда "раскидан" по изделию с сохранением пространств, не затронутых краской. Наверное, поэтому произведения Н.Н. Каразина, выполненные на фарфоре, кажутся невероятно "живыми" и интересными даже в XXI-м веке. Насколько плотно сотрудничал художник с фирмой Братьев Корниловых можно увидеть на фотографиях, сделанных с выставки, проходившей в музее "Царицыно" в Москве поздней осенью (ноябрь) 2018-го года. Понятно, это малая толика изделий, декорированных репродукциями его работ.

Это фото, и фото внизу уже были представлены в статье "Посуда Братьев Корниловых. Визуальные примеры продукции." Здесь, думаю, стоит повторить. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Это фото, и фото внизу уже были представлены в статье "Посуда Братьев Корниловых. Визуальные примеры продукции." Здесь, думаю, стоит повторить. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Две верхних полки украшены изделиями с репродукциями работ Н.Н. Каразина. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Две верхних полки украшены изделиями с репродукциями работ Н.Н. Каразина. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Иностранный обыватель "средней руки" (не только Западный), на которого и была в основном ориентирована корниловская посуда, живо интересовался русской "экзотикой": снежные зимы, передвижение на санях, лыжах, крестьянская "странная" одежда, ручные медведи на площадях...- всё это удивляло и озадачивало. Изделия Братьев Корниловых эти запросы иностранцев на "русскость" удовлетворяли, позволяя рассмотреть весь "национальный колорит" в деталях. На североамериканском рынке корниловские "штучки" разлетались как горячие пирожки. Получалось, что Корниловы, будучи абсолютными акулами капитализма, продавая свою посуду за рубеж, умудрялись, кроме сверхдоходного заработка, ещё и продвигать образ как новой России, задающей моду в различных сферах жизни, так и знания о русских архаичных обычаях и быте "простых" деревенских жителей.

Сначала тарелки и блюда с рисунками Н.Н. Каразина оформлялись в классической манере, т.е. сам рисунок оставался на зеркале, а дополнительно, как рамка к картине, декорировался борт (см. галерею выше). Но очень быстро на фирме поняли, что "живые", "дышащие", динамичные каразинские работы лучше не помещать в орнаментальные тиски. Они хороши сами по себе. Достаточно тонкой отводки золотом по краю. Именно свободным, раскованным рисунком каразинские композиции и привлекают глаз зрителя.

Тарелки с рисунками Каразинa экспонировались в 1888 году на Всемирной выставке в Брюсселе и на Художественной выставке в Копенгагене, в 1889 году - в Париже. Рисунки были отмечены как чрезвычайно оригинальные и опубликованы в печати.

Ну а данный скрин (см. внизу) - чтобы было понятно, во сколько сейчас оценивают некоторые (во всяком случае!) продавцы тарелки от Братьев Корниловых периода Русского Модерна с каразинскими рисунками. По-моему, оценка сильно завышена, но понятно, вокруг каких цифр цены гуляют.

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Ну и напоследок - фотографии художника, взятые из Википедии...

Друзья, это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.