Найти тему
Культурный рассвет

“Христос остановился в Эболи”: о политических репрессиях против интеллигенции в фашистской Италии

Преследование интеллектуалов не делает чести никакому политическому режиму. А если преследуются еще и интеллектуалы, выступающие за социальное освобождение, критикующие существующие общественные отношения, то бюрократическая машина борется не только с конкретными персонажами, но и с их идеями. Эту тему, хоть и по касательной, затрагивает Франческо Рози в фильме “Христос остановился в Эболи” (1979).

1935-й год. Фашистская Италия под руководством своего дуче Бенито Муссолини развязывает 2-ю итало-эфиопскую войну с намерением аннексировать Эфиопию со всей сопутствующей великодержавной оберткой вроде воспоминаний о могуществе Римской империи. Эти события порождают новый виток противодействия итальянского правительства с несогласными, и в первую очередь с левыми.

Конечно, такие фигуры как основатель компартии Антонио Грамши уже гниют в тюрьме, но кругом много лиц поменьше, которые раздражают муссолиниевских атлантов бесконечным социальным и антивоенным активизмом, а также борьбой за какую-то несчастную демократию. Пора было решать вопрос и с ними. Так в 1935-м фашисты громят либерально-социалистическую группу “Справедливость и свобода”, из состава которой десятки демократов и социалистов отправляются по тюрьмам и ссылкам.

-2

Маховик затягивает и Карло Леви - врача, давно оставившего медицинскую практику ради политической борьбы и связанного с ней творчества. Сначала его сажают за решетку, а затем ссылают в богом забытую южную деревушку Алиано в провинции Лукания. И хотя по условиям это лучше тюрьмы, Леви попадает в полную изоляцию от общественно-политической жизни Италии, а фашистские надсмотрщики не спускают с него глаз. Зато Леви получает возможность хорошенько присмотреться к тому, как живут люди в Алиано.

Он понимает, что, несмотря на значительную культурную отсталость, на которую действующая администрация смотрит совершенно безразлично, в здешних крестьянах спрятан большой человеческий потенциал. Карло Леви решает, что может помочь им хоть чем-то, если вспомнит казалось бы уже забытое ремесло врача.

-3

Франческо Рози снимает фильм в конце 70-х, когда политические столкновения в современной ему Италии несколько стихают, и это неминуемо отражается на эстетике - в ленте “Христос остановился в Эболи” гораздо меньше боевого пафоса, чем в произведениях предшествующего периода. И режиссера куда больше интересует атмосфера провинциальной жизни, в которой Карло Леви (его мастерски исполнил Джан Мария Волонте) пытается нащупать контакт с населением Алиано, чем общая накаленная обстановка в Италии - отсюда ощущение некоторой пасторальности.

И тем не менее, если проанализировать события, то невольно в поле зрения попадает и вопрос политических репрессий против интеллигенции: ведь получается, что всяких образованных гуманистов, способных работать на благо общества практически в любых условиях, авторитарная власть всячески вырывает из этого общества. А если режим препятствует росту культуры, науки, образования, здравоохранения и массы прочих социально-важных сфер - зачем нужен такой режим?

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!