Найти тему

Сергей Маев: «Для каждого из нас важно, чтобы Уралвагонзавод работал стабильно»

Уралвагонзавод является единственным в России производителем танков, круглосуточно выпуская современные боевые машины для Российской армии. Наша бронетехника сегодня особенно востребована при выполнении задач специальной военной операции. О спецтехнике с маркой «УВЗ» и людях, которые ее делают, мы поговорили с генерал-полковником, председателем объединения ветеранов Главного автобронетанкового управления Минобороны России Сергеем Маевым.

– Сергей Александрович, вы неоднократно приезжали на Уралвагонзавод. Какие вопросы помогали решать? Какие впечатления у вас остались от нашего предприятия?

Уралвагонзавод является единственным в России производителем танков, круглосуточно выпуская современные боевые машины для Российской армии.

– Впервые я прибыл на Уральский вагоностроительный завод в 1975 году. В то время я проходил службу в должности заместителя командира батальона по технической части 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии, и мне было поручено принять и доставить танки в Москву для участия в параде Победы. После представления руководству завода мы прибыли в сборочный цех. В то время я и думать не мог, что моя судьба впоследствии будет тесно связана с этим заводом и цехом 130, из которого в то время ежедневно с конвейера выходил один танк. Первое впечатление сложилось такое, что меня удивила деловая сосредоточенность каждого специалиста на своем рабочем месте. Каждый занимался своим делом. Моя команда состояла из 30 человек. В цехе мы осмотрели 30 танков, предназначенных для передачи в нашу дивизию, проверили наличие запасных частей и принадлежностей, убедились в полной технической исправности каждой машины, работе средств связи. Затем погрузили танки в эшелон, укрыли их брезентом, закрепили и отправились в Москву. Это был период расцвета оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Практически все предприятия промышленности производили новые образцы вооружения и военной техники, и они заложили основу для развития наших Вооруженных сил на долгие годы вперед.

Второе посещение Уралвагонзавода состоялось в декабре 1996 года. В ноябре этого года я был назначен начальником Главного автобронетанкового управления МО РФ, и первой задачей поставил перед собой изучить состояние дел на Уралвагонзаводе. Прибыл на завод вечером, в районе 18:00. В заводоуправлении было холодно, кабинеты пустые. В кабинете директора сидел человек в шубе и валенках. Это и был директор завода. Я представился, объяснил цель прибытия и сказал, что хочу осмотреть территорию завода. Сославшись на недомогание, директор поручил сопровождать меня главному инженеру, и вместе с ним мы отправились на территорию предприятия. Состояние завода меня поразило. Кругом царили разруха и запустение, территория не освещалась, цехи не отапливались. Контраст между 1975 и 1996 годом огромный. Сразу же пришла мысль, что мы лишаемся чего-то очень важного и необходимого для обороны страны и жизни нашего народа. С тяжелым чувством я убыл в Москву, слабо представляя, какие меры нужно предпринимать для того, чтобы восстановить наше танковое производство.

Уралвагонзавод является единственным в России производителем танков, круглосуточно выпуская современные боевые машины для Российской армии.-2

Я понимал, что Уралвагонзавод – это единственное предприятие, оставшееся в России, на которое реально возложена задача производства танков для наших Вооруженных сил. Через два-три месяца после посещения завода в приемной начальника Главного автобронетанкового управления появился коренастый, улыбчивый, среднего возраста мужчина, который просто представился – я Николай Александрович Малых, директор Уралвагонзавода. Я ему сказал: «Какой же ты директор, если завод практически прекратил свою производственную деятельность?», на что Николай Александрович ответил: «Производственную деятельность завода мы восстановим в ближайшее время, – и затем добавил, – с вашей помощью...». Таким образом, начался третий этап моего знакомства с Уралвагонзаводом.

Николай Малых, как оказалось, был опытнейшим работником. В свое время он выполнял обязанности секретаря комсомольского комитета завода, затем парторга. В период лихолетья ушел с УВЗ, занимался частным бизнесом, но душой всегда оставался с заводом. В 1997 году по настоятельному требованию губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя вернулся на Уралвагонзавод в качестве руководителя этого предприятия. С его приходом на заводе действительно началось возрождение в новых экономических условиях России.

В 1998 году к нам обратились руководители Вооруженных сил Индии с предложением о подготовке контракта о поставке в Индию 360 танков Т-90. Последняя партия этих танков для наших Вооруженных сил ушла с завода в 1994 году. Многие специалисты инженерно-технической службы, начальники цехов, участков, рабочие к 1997 году покинули завод по объективным причинам. Но я отлично помню, с каким воодушевлением руководство и оставшийся инженерно-технический состав принимали меры по восстановлению производственного цикла.

Главную роль в этой работе играл, конечно, Николай Александрович, и огромную помощь ему оказывал губернатор Сведловской области Эдуард Эргартович. Министерство обороны в лице Главного автобронетанкового управления понимало, что восстановление завода является также и основой создания условий, необходимых для поставки танков и в Российскую армию. Конечно, угнетало, что работа по восстановлению танкового производства проводилась для индийских Вооруженных сил. Но мы понимали, что этими действиями сумеем восстановить танковую отрасль нашего оборонно-промышленного комплекса.

Шаг за шагом работа продвигалась вперед и в конце концов достигла такого результата, который мы видим сейчас. Это говорит о патриотизме всех рабочих Вагонки и Нижнего Тагила. Когда люди поняли, что на заводе появился настоящий руководитель, стали возвращаться с рынков и прочих мест заработка. Первое время заработная плата у уралвагонзаводцев была невысокой, но все понимали: если мы восстановим танковое производство, вернем и нормальную жизнь рабочих и иинженеров этого огромного градообразующего предприятия Нижнего Тагила. Огромный район города – Вагонка и Уралвагонзавод – это единое целое. Проводимая на заводе работа была олицетворением патриотизма и мощи уральского рабочего класса, инженерно-технического состава, которые в короткие сроки смогли мобилизовать себя и решить трудновыполнимую задачу по организации не только своего производства, но и сотни предприятий-смежников, находящихся в разных регионах страны. Первая партия в 24 машины далась трудновато, а потом всё пошло, как и в прежние годы. В настоящее время я довольно часто бываю на заводе и еще раз убеждаюсь в той патриотической мощи, которую демонстрируют трудящиеся Урала и, в частности, Уралвагонзавода, выполняя задачи по обеспечению ВС РФ для проведения специальной военной операции.

Уралвагонзавод является единственным в России производителем танков, круглосуточно выпуская современные боевые машины для Российской армии.-3

После экономической просадки завода в 2017 году по решению министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова руководителем концерна «Уралвагонзавод» был назначен молодой, энергичный, грамотный инженер-профессионал Александр Потапов – настоящий патриот нашей Родины. До назначения на должность руководителя завода был заместителем министра промышленности и торговли РФ. Он с огромным энтузиазмом и решимостью дал Уралвагонзаводу новый импульс развития. И благодаря коллективу под его руководством в сложнейшее для страны время предприятие увеличило в разы объемы производства своей продукции. Поистине, в сложный период для нашей Родины господь Бог дарует замечательных руководителей – истинных патриотов России!

Действительно, мощь этого предприятия и мощь нашего российского народа неисчерпаемы. Такое впечатление у меня остается и до сегодняшнего дня: Уралвагонзавод – это могучее предприятие с сильным рабочим коллективом, хорошо организованным руководством, умным и грамотным инженерно-техническим составом УВЗ и УКБТМ. Это живой организм, мощный механизм, который имеет четко выраженное понимание целей и задач и несмотря ни на какую обстановку готов к их выполнению.

– Насколько успешно танки Уралвагонзавода зарекомендовали себя в действии? Что вы как военный можете сказать о бронетехнике с маркой «УВЗ»?

– Об успешности можно говорить, начиная с момента возникновения танкового производства на Уралвагонзаводе. Первой пробой для предприятия стала Великая Отечественная война. С конвейера УТЗ № 183 сошли более 25 тысяч «тридцатьчетверок», что больше, чем выпустили в годы войны все заводы Германии. Т-34 является основой мирового танкостроения по техническим и конструктивным решениям, по конфигурации, по размещению экипажа, по сочетанию огневой мощи, защиты и подвижности. Может быть, по каким-то параметрам он и уступал немецким танкам Т-5 «Пантера» и Т-6 «Тигр», но если взять совокупность таких данных, как время и стоимость производства, ремонтопригодность, надежность и еще десятки факторов, то он законно признан лучшим массовым танком второй мировой войны. Эти традиции закрепились на Уралвагонзаводе и продолжаются до сегодняшнего дня. Завод производит лучшие танки с точки зрения использования в боевых условиях, нежели другие боевые машины таких мощных танкопроизводящих стран мира, как Англия – родоначальник танков, Франция, Германия, США. По некоторым характеристикам тот же «Леопард», «Челленджер», «Абрамс» или «Леклерк» превосходят Т-90М, но если взять в совокупности, то «Прорыв» – лучший танк для использования в боевых условиях. Традиции, которые сохранены на УВЗ с 1941 года, являются направляющими в сознании всего коллектива УВЗ – предприятия, где сейчас базируется вся танковая отрасль. Это единственный завод, способный выпускать такие танки, как Т-90М «Прорыв», и коллектив с величайшей ответственностью относится к этой задаче и стремится сделать так, чтобы этот уровень был еще выше. Предшествующие танки: Т-54, Т-55, Т-62, Т-72 – в свое время были лучшими в мире, и Т-90М эту марку держит. Сегодня эти вопросы стоят наиболее остро, противник есть противник: нас не гладят по физиономии, а бьют. Испытания предстоят очень суровые в противодействии с танковой армадой, которую сейчас практически все страны мира выставляют против нас. Задача сложная, но выполнимая и по плечу нашим танкам и коллективу Уралвагонзавода.

– Уралвагонзавод – разработчик «Арматы», «Прорыва», «Терминатора». Каким, на ваш взгляд, будет танк будущего?

– Собственно говоря, танк будущего уже определился по своей структуре и конструкции. Во-первых, это танк с минимальным количеством экипажа. Во-вторых, экипаж должен быть максимально защищен от поражения. Степень защищенности экипажа должна обеспечивать выживаемость независимо от того, какой удар будет нанесен по этому танку. Главная задача – четко контролировать развитие мирового танкостроения и не следовать каким-то примерам, а всегда находить свое решение, которое бы превосходило достижения в мировом танкостроении. Думаю, что лет через 20-30 танки будут полностью роботизированными. Как боевая единица будут входить в общую систему вооружения Сухопутных войск. Будет и сочетание: роботизация и экипажное управление в зависимости от обстановки. Допустим, сначала танк управляется механиком-водителем, а через некоторое время этот же танк после неких преобразований в течение 6-8 часов становится беспилотным и управляется этим же экипажем дистанционно. Сейчас такие машины с гибридной схемой управления уже появляются в общей системе вооружения Сухопутных войск на поле боя. Безусловно, танк будущего должен обладать живучестью и защитой от всех существующих средств поражения бронированных целей, иметь возможность работать в общей системе средств вооружения на поле боя, а с другой стороны – выступать как индивидуальный боец и обеспечивать ведение боевых действий без связи с другими объектами вооружения на протяжении, допустим, суток.

– Несколько лет назад вы возглавляли ДОСААФ России. В этом году подписано соглашение, по которому Уралвагонзавод и ДОСААФ Свердловской области будут вместе готовить молодых специалистов – механиков-водителей, наводчиков-операторов, командиров танков и так далее – для ОПК на фоне роста гособоронзаказа на спецтехнику. Что думаете о такой инициативе?

– На таких предприятиях, как Уралвагонзавод, были учебные подразделения для подготовки экипажей. Экипажи прибывали с войск, в течение десяти дней изучали устройство танков, а затем участвовали в сборке своих танков непосредственно на конвейере, досконально изучая машину, что называется, до винтика. Проводили проверочный пробег, контрольные стрельбы, сдавали зачеты по эксплуатации и боевому применению танков.

У ДОСААФ России не было такой задачи – готовить механиков-водителей, наводчиков и заряжающих. Это связано с тем, что она является общественной организацией и не имеет право иметь свою боевую технику. В Нижнем Тагиле в мою бытность был отличный учебный комбинат ДОСААФ. Необходимо реанимировать его учебную деятельность и заниматься традиционным для ДОСААФ России вопросом подготовки военных автомобилистов. Они так же нужны Вооруженным силам, как и танкисты. А подготовку танковых экипажей на производственных площадках Уралвагонзавода и полигона НТИИМ должны осуществлять учебные подразделения ВС РФ вместе с персоналом УВЗ по той схеме, которая была отлажена в период Великой Отечественной войны. С руководством УВЗ проводилась большая работа по взаимодействию с органами военного управления, но, к сожалению, практическая деятельность в этом направлении пока не осуществляется.

– Вы являетесь председателем объединения ветеранов Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ. Какое патриотическое воспитание молодежи ведут ветераны ГАБТУ?

– Ветераны Главного автобронетанкового управления проводят большую работу по военно-патриотическому воспитанию нашей молодежи. Мы постоянно выступаем перед ребятами, встречаемся с учащимися школ и вузов, выступаем перед рабочими коллективами, курсантами военно-учебных заведений МО РФ. Принципы патриотического воспитания остаются прежними: на великом опыте наших предшественников. У России богатая история и богатые традиции. Ярким примером является героизм наших фронтовиков и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Да и потом у нас не было спокойного времени, шла «холодная война», и все мы самоотверженно трудились и всегда были готовы отразить любой натиск противника. На этом опыте ветераны нашей организации и ведут патриотическую работу, которая сейчас крайне необходима. Сегодня в Вооруженные силы идут люди с гражданки, они должны понимать, с какой целью мы выполняем боевые задачи на присоединенных территориях. Ведь то, что случилось на Украине, появилось не сразу, бандеровское движение начиналось еще в середине 1930-х годов. Буквально сегодня читал книгу маршала бронетанковых войск Михаила Катукова, который описывает события осени 1944 года, когда советские войска стояли на Западной Украине, в районе Львова, Яворова, получали новые танки и пополнение, готовились пойти на Берлин. Катуков пишет черным по белому: одной из наиболее неприятных и трудных задач была борьба с бандеровскими формированиями; каждый день приходила информация о скоплении бандеровских банд в селениях, их бесчинствах по отношению к мирному населению, и нам приходилось направлять в эти места свои мотопехотные подразделения, чтобы уничтожать эти банды. Это всё идет с того времени, просто мы после 1945 года немного успокоились, почувствовали свою силу и мощь и выпустили эту ситуацию из-под контроля. Вместо того чтобы закончить с бандеровщиной в 1950-е годы, мы их выпустили из тюрем, они захватили в том числе и руководящие должности, а психология осталась прежней. И сейчас мы с этим столкнулись. Поэтому патриотическое воспитание для нас крайне необходимо: мы должны уничтожить этот зарождающийся украинский, бандеровский фашизм и сделать Европу спокойной, как это было после 1945 года. Когда в Германии стояли 12 тысяч советских танков, никто и подумать не смел, что надо где-то с кем-то воевать. Кстати говоря, восточные немцы нам до сих пор благодарны. Я был в Германии три года назад, местные жители очень сожалеют, что мы ушли оттуда. В районе Шверина стоит танк Т-34, оставленный нами, на нем написали белой краской: «Русские, вернитесь и снова нас освободите».

– Сегодня уралвагонзаводцы работают в напряженном режиме, выполняют повышенные обязательства по гособоронзаказу. Что вы хотите пожелать людям, выпускающим современную бронетехнику, которая так нужна Российской армии?

– Сила и мощь ВС России основана на могуществе нашего оборонно-промышленного комплекса. Уралвагонзавод является ведущим, опорным предприятием ОПК. И, конечно, для каждого нашего воина очень важно, чтобы УВЗ продолжал работать так же стабильно, целеустремленно и напряженно, как и сейчас, выполнял все задачи, которые ставят перед ним наш народ, президент, министр обороны и командиры, которые находятся на линии соприкосновения. Необходимо держать тесную связь с теми, кто воюет на наших танках, воспринимать все рекомендации, учитывать недостатки, о которых они говорят, и немедленно их устранять. Чтобы каждый танкист чувствовал себя уверенно, зная, что его жизнь будет сохранена и что на нашем танке он добьется победы. Как говорят, много танков не бывает. Понимаете, чем больше бронемашин, тем выше уверенность в победе. А это всё в руках коллектива Уралвагонзавода. Желаю заводчанам трудовых успехов и рабочего героизма в решении задач, которые необходимы для победы. А вашей газете «Машиностроитель» желаю больших успехов в патриотическом воспитании молодежи.

Уралвагонзавод является единственным в России производителем танков, круглосуточно выпуская современные боевые машины для Российской армии.-4

Подготовил Владимир Тебелев.