Заставит ли он забыть о Самошникове? И выиграет ли конкуренцию у Рыбуса?
В этом сезоне «Рубин» с первого тура воплотил многолетнее желание болельщиков — в стартовом составе заиграл выпускник академии и уроженец Татарстана. На счету 18-летнего Ильи Рожкова из Зеленодольска два матча, с «Локомотивом» и «Ростовом», в которых он сделал результативную передачу, на него рассчитывает тренерский штаб. Игру футболиста разбирает спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
Потенциал высокий, но не хватает опыта
Илью Рожкова давно считали перспективным футболистом, еще Леонид Слуцкий привлекал его к тренировкам с основной командой. Рассчитывать на что-то большое тогда не приходилось: парню только исполнилось 17 лет, клуб не рисковал выпускать воспитанников своей академии и в целом относился к ним несколько пренебрежительно. «Нет у нас возможности вкладываться в молодых россиян, потому что, кроме Набиуллина и Степанова, школа „Рубина“ никого не дала», — говорил Слуцкий после вылета «Рубина» в Первую лигу. Но не прошло и года, и школа «Рубина» дала РПЛ еще одного игрока.
Конечно, появление Рожкова в составе можно назвать и удачным стечением обстоятельств. После ухода Ильи Самошникова левый фланг обороны остался оголенным. Туда рассматривались Алексей Сутормин, Сергей Терехов, Мацей Рыбус. Последнего «Рубин» и подписал в качестве свободного агента, но на тренировочном сборе он получил травму и до сих пор не готов выйти на поле, поэтому в товарищеских играх на сборах выступал Рожков и произвел хорошее впечатление. «Очень хороший объем работы. У него есть еще ошибки, позиционно играет не совсем уверенно, мало блокирует передач, которые можно накрыть. Это нехватка опыта. Но мы видим, что он объемный и ту динамику в атаке дает. Поэтому, конечно, я его планирую оставлять», — оценил игру Рожкова главный тренер Рашид Рахимов.
В первой встрече сезона Рахимов доверил молодому игроку место в старте, и тот не подкачал: на третьей минуте точно подал в штрафную «Локомотива», и Мирлинд Даку головой вонзил мяч в сетку ворот. Так Рожков стал самым молодым игроком команды, отдавшим голевую передачу (18 лет и 115 дней). А обошел он по этому показателю Хвичу Кварацхелию. «Выступил очень зрело, — оценил в беседе с „БИЗНЕС Online“ действия Рожкова бывший защитник „Рубина“ Рустем Хузин. — Спокойно, без нервов сыграл, рассудительно действовал. Отметил бы его дриблинг, хорошо действует в отборе и, как он наглядно показал, может хорошо подать в штрафную. Конечно, не без ошибок, но потенциал высокий».
То, что Рахимов рассчитывает на Рожкова и дальше, показала кубковая встреча с «Ростовом». Главный тренер приберег силы игрока на матч чемпионата России против «Оренбурга» в воскресенье и оставил в запасе. Однако ход матча с командой Валерия Карпина диктовал иные условия, и Илье пришлось выйти во втором тайме. Результативными действиями он не отметился, но показал, что готов к выступлениям за главную команду.
Отец возил на тренировки из Зеленодольска
В «Рубине» время от времени появляются собственные воспитанники, которых нарекают «ребятами с нашего двора». Рожков не исключение, правда, его стоило бы назвать парнем из соседнего двора, ведь он из Зеленодольска. Илья начал заниматься футболом в 6 лет в спортшколе №3.
«Илья отличался техникой, напористостью и желанием победить, — рассказал „БИЗНЕС Online“ его первый тренер Дмитрий Кондратьев. — Расстраивался, если у него что-то не получалось. Мы тренировали ребят 2004 года рождения, а Илья был 2005-го, но не сказать, что была видна разница в возрасте». Кондратьев сыграл огромную роль в становлении Рожкова. Тренер видел потенциал мальчишки и доводил его до лучших кондиций. Парня обхаживали скауты, но наставник ставил барьеры, понимая, что лучшего варианта, чем «Рубин», нет. «То, что Рожков вырос таким трудолюбивым, — заслуга его родителей, — уверен тренер. — В „Рубин“ Илья попал в 10 лет, а в интернат брали с 12, поэтому в то время всегда были поездки. Отец 6 раз в неделю возил сына в Казань на тренировки, а путь из Зеленодольска неблизкий. Семья многим пожертвовала, чтобы их сын стал футболистом».
Интересно и то, что Рожков в принципе не играл на позиции левого защитника — номинально он выступает на другом фланге обороны. Там его использовали в ЮФЛ в играх за «Рубин». Также справа он играет в сборной России U18. Как мы видим сегодня, смена флангов прошла безболезненно, а все потому, что Илья способен без потери качества играть обеими ногами — и правой, и левой. Эту универсальность отмечает и Кондратьев: «На соревнованиях его всегда признавали одним из лучших игроков, но тогда он действовал ближе к атаке, многие моменты решал за счет индивидуального мастерства. Однажды Илье пришлось встать на ворота в серии пенальти. Он потащил удар, а мы победили!.. Не знаю, что его ждет, но я хотел бы видеть его в атаке».
Рожков все еще на связи со своим наставником. Они обмениваются сообщениями и иногда встречаются, когда Илья приезжает в Зеленодольск. Кондратьев по-прежнему учит мальчишек. По его словам, в академию «Рубина» взяли еще одного местного воспитанника, голкипера. «Очень хочу посетить домашнюю игру „Рубина“, посмотреть на Илью в составе, — говорит Кондратьев. — Планирую приехать на матч со „Спартаком“. Игру с „Локомотивом“ смотрел на таких эмоциях!.. Конечно, он пример для всех мальчишек Зеленодольска: своим трудом и усердием можно вырасти в игрока „Рубина“».
Левофланговые
Отметим тенденцию: за последние годы на левом фланге обороны воспитанники академии добивались лучших результатов. В середине нулевых большим талантом считался Ленар Гильмуллин. Эльмир Набиуллин признавался лучшим молодым игроком РПЛ. В «Рубине» особые методички по воспитанию левых защитников? «Скажем прямо, будь Илья центральным защитником, он бы получал намного меньше игрового времени, — объясняет Хузин. — На этой позиции цена ошибки крайне высока, а на фланге, к примеру, за спиной, всегда есть партнер, который может подстраховать. За счет индивидуальных действий, скорости и других качеств на фланге обороны заявить о себе проще».
При всем уважении к Рыбусу хотелось бы, чтобы за команду играл свой воспитанник, и у Рожкова сегодня есть все для этого. «К команде, где выступают свои воспитанники, относишься по-другому, — отмечает Хузин. — На трибуны будут приходить, чтобы поболеть за своего сына, друга, брата, соседа, земляка».