В предыдущих статьях я рассказывал о полноцветной FDM/FFF-печати с послойным окрашиванием струйными головками.
Ну а если окрашивать не слой, а непосредственно пруток перед экструдером?
Идея настолько очевидная, что скоро с десяток лет будет.
Кто был первым – неизвестно.
Но уже в 2015 году появилась система окрашивания филамента при помощи 64-х картриджей с красителем.
Картриджи:
Схема была предложена американской компанией 3DTLabs и названа Chameleon.
Для смены цвета было достаточно просто переключиться между картриджами.
Примеры печати:
Быстрое переключение и наличие 64-х цветов позволяло печатать «почти полноцветные» изделия, переход цвета был несколько плавный, но для большинства целей этого было достаточно.
Проект не получил необходимого финансирования и тихо умер.
В том же 2015 году на выставке CES был представлен двумя студентами Университета Висконсина специализированный экструдер под названием Spectrom.
Экстурдер обеспечивал смешивание бесцветного прутка с красителями стандарта CYMK и обеспечивал достаточно быструю смену цвета, без перехода, и окрашивание выдавливаемой «колбаски» на всю глубину, а не только поверхность.
Примеры печати достаточно многообещающие:
Прямо на выставке на принтерах ROBO 3D была продемонстрирована цветная печать.
Увы, это проект так же «не взлетел»
Но любителям цветной печати не нужно отчаиваться.
«На коленке» подобные системы легко сделать, окрашивая пруток цветным маркером.
Таких проектов среди любителей было наклёпано немало, ниже приведены примеры печати с окрашиванием прутка перманентным маркером от блогера ЧучаТВ:
Недостатки очевидны – окрашивание только поверхности, неполная гамма цветов, трудно предсказать переход.
Еще один метод для любителей, не требующий специального оборудования предложил Девид Гоззард. Он предложил печатать филамент самим, обеспечивая необходимый градиент смешения цветов. Для этого печатается спираль одним филаментом, потом поверх допечатывается филаментом другого цвета, при экструдировании цвета смешиваются.
Девид использовал только два цвета, но ничего не мешает модернизировать идею и печатать тремя, четырмя цветами.
Девид свой метод предложил в прошлом году, и получит он распространение, или нет – покажет будущее.
Ну а под конец статьи про безумные идеи расскажу о и Андреасе Мюллере, который предложил аналог принтера Da Vinci Color.
Андреас Мюллер предложил окрашивать каждый слой перманентными маркерами.
Все просто – печатаете слой, после чего принтер захватывает маркер и окрашивает напечатанный слой и ставит маркер на место. Обеспечивается это креплениями для маркера на экструдере, и платформой для парковки, на которой располагаются несколько маркеров в специальных патронах. Разработано крепление под маркеры Sharpie, Amazon Basics и Shuttle Art, но ничего не мешает переделать систему под любой другой маркер в кргулом корпусе.
Для подготовки G-кода используется слайсер Cura со специальным плагином.
Результат печати:
Главный недостаток – ухудшение межслойной адгезии, поэтому печать рекомендуется вести с большим заполнением и большим количеством периметров, а окрашивать только два внешних периметра.
Андреас Мюллер предложил свою систему в 2021 году, и пока она не получила широкого распространения.
Ну а о профессиональных решениях в области цветной 3D-печати я уже рассказывал:
Статья-путеводитель по подборке: