На пороге русской избы стоит семья, которая взглядом провожает отца и мужа на фронт. Подобная ситуация типична для лета 1941 года, когда была объявлена мобилизация и и сотни тысяч мужчин уходили на фронт. В своей картине художник Илья Овчаренко показал именно такой случай.
Мирную обстановку крестьянского двора, которую подчеркивают букет цветов, инструменты и ведро с веником, внезапно нарушила война.
Отца-воина, который уходит на фронт, мы видим в отражении оконного стекла. Солдат не оглядывается, чтобы не усугублять горечь разлуки. Но отец знает, что ему вслед смотрят три пары глаз и будут смотреть, пока он не скроется из виду.
Провожать всегда тяжелее, чем уходить. Вот и семье, которая стоит на пороге избы, тяжело осознавать, что отец и муж уходит туда, откуда не все возвращаются. На общем фоне выделяется старший сын, который с уходом отца остался в доме за мужчину. Выражение глаз наполнено горечью.
Подросток стоит рядом с инструментами (топором и пилой). Но руки молодого человека уже огрубели и физический труд навряд ли испугает его.
Стоящая с младшим ребенком на руках мать уже выплакала все слезы и теперь умильно смотрит вслед уходящему мужу и словно говорит про себя "Вернись. Я буду ждать"...