Найти тему
Вечерняя Казань

Схватка за рождаемость: в России хотят улучшить демографию запретом абортов в частных клиниках

Уполномоченный по правам ребёнка в Татарстане Ирина Волынец предложила запретить прерывание беременности в частных медучреждениях для повышения рождаемости в стране. Инициатива уже нашла поддержку в федеральном правительстве. Но те, кого напрямую касается запрет - обычные женщины и гинекологи - чаще высказываются против этой идеи. Корреспондент «Вечерней Казани» выслушала аргументы разных сторон и попыталась понять, как очередной запрет должен послужить во благо.

Почему, имея полис в государственной клинике, пациент идет в частную? Там вежливо, комфортно и быстро - обычно эти три фактора перевешивают, когда встает выбор между «платно» и «бесплатно». Но, оказалось, удобство имеет вредный побочный эффект: в «быстро» нет ничего хорошего, если речь идет о прерывании беременности. Так считает автор инициативы о запрете абортов в частных клиниках, мама четверых детей, Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец.

Молниеносная готовность помочь женщине, не желающей рожать, лишь одна из претензий детского омбудсмена республики. А всего на то, чтобы запретить частным медучреждениям делать аборты, у Волынец нашлось шесть причин. Сформулируем их коротко:

- там пренебрегают доабортным консультированием;

- операцию делают «низкого качества» (после нее потом многие не могут родить сами и идут на ЭКО за счет государства, а это 200 тысяч рублей за процедуру - большая нагрузка на бюджет);

- частные клиники не дают достоверную статистку;

- рекламируют аборты как норму;

- делают аборты за один день;

- не соблюдается «неделю тишины».

-2

- Самая главная причина в том, что для частных клиник аборты - это бизнес. И поэтому они не содействуют тому, чтобы женщина сохранила ребенка, понимаете? А в государственных клиниках обязательно идет консультирование, - объясняет Ирина Волынец. - В частной клинике очень часто женщине просто подсовывают бумажку, на которой она подписывает, что прошла это консультирование. Но оно фактически не проводится, потому что они не хотят прибыль свою терять. А по статистике 15 процентов женщин из ста принимают решение сохранить беременность после того, как прошли доабортное консультирование (по данным Минздрава Татарстана - 12 процентов, - ред.). Мы не говорим, что все они не проводят. Но как показывают практика и статистика, подавляющее большинство частных клиник не проводит.

Доабортное консультирование - это обязательная услуга для женщины, решившей избавиться от нежелательной беременности. Пациентку направляют в кабинет психологической помощи, где она может обсудить свои страхи и сомнения с психологом, социальным работником, юристом и другими специалистами. По закону после обращения женщине дается «неделя тишины» - от 48 часов до семи дней, в зависимости от срока беременности, на окончательное принятие решения. Прийти и сделать аборт день в день нельзя, но, по мнению Ирины Волынец, этим правилом пренебрегают «частники».

- А есть статистика, что у нас в Татарстане такое-то количество клиник не проводят это консультирование? Или количество нарушений, которые были за год? - уточняем у автора инициативы.

- Нет, такой статистики нет, - признает Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане. - Для того, чтобы такая статистика была, надо, чтобы женщина обратилась с жалобой, что ей не проводят доабортное консультирование. А как она обратится, если она пришла сделать аборт и ей сделали аборт? Это не значит, что жалоб нет, ещё раз подчёркиваю. Это значит, что нет статистики по этим нарушениям. Но известно, что они консультирование не проводят. Это сообщают сами женщины, которые делают аборт в частных клиниках.

В Минздраве Татарстана подтверждают: «неделя тишины» и доабортное консультирование, где в том числе рассказывают о возможных осложнениях после процедуры, организованы только в государственной сети. В частных клиниках были выявлены случаи несоблюдения данного порядка.

- В некоторых клиниках отмечается низкое качество абортов, после которых у женщин выявляются осложнения, - говорит начальник отдела государственного контроля в сфере здравоохранения Елена Сагдеева. - Как таковой статистики об осложнениях после абортов в частных клиниках мы не ведем, поскольку это единичные случаи.

ИНИЦИАТИВУ ПОДДЕРЖАЛИ В МОСКВЕ

- Россия, по данным ООН, страна с самым высоким уровнем абортов: в среднем 54 случая на тысячу беременных женщин, то есть примерно 5 процентов женщин прекращают беременность абортом, - сообщает Волынец.

Для того, чтобы найти решение демографической проблемы, она изучила опыт других регионов. В Северной Осетии, Мордовии, в Самарской, Челябинской, Сахалинской и Калининградской областях запретили аборты в частных клиниках и только в Мордовии, по словам Волынец, количество прерываний беременности после этого сократилось на 42%.

В Татарстане 103 коммерческих клиники с лицензией на аборт, а это больше половины от общего числа медицинских учреждений в республике.

-3

- К сожалению, Татарстан входит в пятерку лидеров России по количеству абортов (на первом месте, по данным Волынец, Москва - ред.), но у нас есть возможность исправить ситуацию, - уверена детский омбудсмен и говорит, что эту инициативу уже поддержал комитет Госсовета России по демографии и министр здравоохранения страны Михаил Мурашко. Положительно, по ее словам, к идее отнеслись и в РПЦ, и в ДУМ РТ: ее лично одобрили Патриарх Московский всея Руси Кирилл и муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. В Духовном управлении мусульман и Казанской епархии «Вечерней Казани» ответили что никаких официальных заявлений по этому поводу не делали, и предположили, что поддержка могла быть высказана в частной беседе, поскольку религия в принципе запрещает прерывание беременности.

В Минздраве Татарстана рассказали, что число абортов в республике за последние три года снизилось на 10,2%: в 2020 году к этой процедуре прибегли 12 616 раз, в 2021 году - 11 645, а в 2022 - 11 335 раз. А что с рождаемостью? Смотрим официальную статистику: за пять месяцев 2023-го в Татарстане родились 14 364 малыша - на 242 меньше, чем за аналогичный период 2022 года (14 606). Связь между сокращением количества абортов и повышением рождаемости пока, мягко говоря, не очевидна. Но дело движется: «для повышения числа отказов от пребывания беременности постоянно обучают психологов и врачей акушеров-гинекологов для работы с беременными женщинами. Проводят информационно-просветительские мероприятия по профилактике абортов, а во всех центральных районных больницах на базе женских консультаций работают кабинеты медико-социальной поддержки женщин».

ЧТО ДУМАЮТ ВРАЧИ

Давайте еще раз вспомним, что такое частная клиника, помимо вежливого обслуживания и приема без очередей: у нее обязательно должна быть лицензия и нередко там работают те же врачи, что принимают в государственном медучреждении. Как же так получается, что, условно, до обеда этот медик делает все правильно, а после обеда ему закон не писан?

Бывшая сотрудница женских клиник подтверждает, что многие врачи совмещают работу и поэтому говорить, что в частной клинике делают аборты плохо, не совсем корректно: это буквально одни и те же люди с одними и теми же навыками и опытом. Более важную роль играют условия: если врачу отведено на процедуру всего 20 минут, то, скорее всего, он будет торопиться и может совершать ошибки. Парадокс в том, что такой лимит времени чаще встретишь в государственных клиниках, где пациентов много. В частных клиниках медики более спокойные и внимательные за счёт небольшого потока. На каждую пациентку обычно отводят как минимум час, за который с женщиной побеседуют и успокоят перед процедурой.

- Я работала в частном секторе и в бюджетном, отличий практически нет, просто в госбольницах очередь и аборты делают быстро — это как конвейер. Естественно, за счет этого и отношение к людям другое — никто сюсюкаться с тобой не будет. Пациентам все равно нужно, чтобы отношение было хорошее, чтобы поддержка была. Попадаются, конечно, врачи от Бога, которые и бесплатно могут оказать квалифицированную помощь, но, опять-таки, отсутствие времени и большое количество людей часто не позволяют это сделать, - считает собеседница.

Акушер-гинеколог из госполиклиники на правах анонимности объяснила, что в частных медучреждениях никто не выясняет, почему женщина решила прервать беременность. В ста процентах случаев аборт делают, невзирая на последствия:

- Женщины выбирают такие клиники, потому что там процедуру делают быстро и без огласки, с минимальным обследованием и по приемлемой цене. На женщину не оказывается психологического давления, поскольку в подобных организациях уважают частный выбор. Но делают они это всё, прежде всего, ради своей выгоды.

Мнения гинекологов разделились: одни уверены, что инициатива абсолютно бессмысленна и даже нарушает права пациенток, другие же считают, что частные клиники ориентированы лишь на зарабатывание денег и поэтому врачам до пациента и последствий по большому счету дела нет.

В казанских частных клиниках утверждают, что работают по закону и стараются отговаривать женщин от абортов, хотя эта процедура в принципе не такая уж популярная по сравнению с другими видами услуг. Например, в клинике «9 месяцев» поддерживают проведение информационных активностей и предупреждение абортов, но все равно не совсем согласны с новым решением.

- В нашей клинике все направлено на сохранение рождаемости и на то, чтобы подарить женщинам счастье стать мамой. Аборты (таблетированные) - это не основная наша услуга, мы чаще проводим такую процедуру по необходимости: например, в случае замерших беременностей. Эту услугу мы никак не рекламируем и в обязательном порядке соблюдаем правила ее проведения (речь о беседе с женщиной, «неделе тишины» и т. д. — ред.), - рассказали в клинике.

Там напоминают, что также важно не ставить женщин, принявших это сложное решение, в неудобное положение. Они должны иметь право выбора, где получить медицинскую услугу.

- Возможность выбора всегда влияет на борьбу за качество любых услуг. Частная медицина - это про большее внимание к каждому пациенту, про комфорт, про заботу, про возможность врача уделить больше времени пациенту и оказать услугу в комфортных условиях, - говорят медики.

Директор многопрофильных клиник «МЕДЕЛ», член Общественного совета Минздрава РТ Ленар Салахутдинов к возможному запрету относится спокойно, поскольку эта услуга является лишь вспомогательной для частных клиник: если её всё-таки придётся вычеркнуть из перечня, то в минус учреждение явно не уйдет, поскольку желающих сделать аборт не так уж и много. При этом собеседник подчеркивает, что в частных организациях дают пациентке возможность максимально обдумать данный шаг и без давления принять решение. Поэтому основными причинами выбора частных клиник остаются удобство, хороший сервис и конфиденциальность.

ДЛЯ СПРАВКИ

-4

По данным Росстата в 2022 году коммерческие клиники провели пятую часть от всех абортов в стране, или 102 242 процедуры. За год число тех, кто обратился за прерыванием беременности в коммерческие клиники, увеличилось на 2,8 процента, а в государственном уменьшилось на 3,7 процента (в государственных клиниках было сделано 401 683 процедуры).

По мнению гинекологов, запрет не сможет повлиять на демографическую ситуацию: вскоре после исчезновения услуги прерывания беременности в частных клиниках непременно появится «черный рынок», где так же без вопросов за деньги продолжат делать эту работу. Бесконтрольно.

- Все это чревато тем, что появятся так называемые «криминальные аборты», как было в советское время, когда женщины прерывали беременность народными средствами. Это откат назад, - поделилась мнением гинеколог Алия Гафиуллина.

О ЧЕМ МОЛЧАТ ЖЕНЩИНЫ

По российскому законодательству женщина вправе выбирать делать аборт или нет, и где именно его делать. Читательница «Вечерней Казани», делавшая аборт не один раз, рассказала, что был у нее этот опыт в государственных клиниках. Единственное, что её там смущало - все та же «неделя тишины» и уговоры врача:

- Это только тянет время и раздражает. Я точно знала, что не буду рожать, у меня уже есть двое, еще одного я бы не потянула. Когда сил терпеть уже не было, я обращалась в частные клиники, где делали всё в разы оперативнее и не лезли в душу. Там с пациентами обращались намного спокойнее и бережнее.

- На мой взгляд, государству нужно работать не в направлении запрета аборта, а работать в сторону улучшения социально-экономического положения в стране, из-за которого и происходит отток населения и снижается рождаемость с 2022 года. Нужно сделать так, чтобы люди были заинтересованы в рождении ребёнка, и рожали не двоих, а троих, например, - предлагает гинеколог Алия Гарифуллина.

Ее коллега гинеколог Римма Салахова соглашается, что если женщина не хочет рожать, то в любом случае найдет способ избавиться от беременности. Дети всё-таки должны быть желанными. Она, как и любой врач, «за» повышение рождаемости, однако если женщина не подготовлена и не хочет быть мамой, то в этом случае давить на нее нельзя.

- Если мы вспомним девяностые годы, то там были даже специальные повитухи, работающие на дому. У них были свои препараты. После их «услуг» было много осложнений и смертей, - вспоминает гинеколог.

Среди возможных причин, почему в стране упала рождаемость, медики называют страх женщины в любой момент остаться одной и то, что многие девушки слишком рано начинают половую жизнь, когда еще не готовы быть мамой, а про контрацепцию им никто не рассказывает.

Женщины, с которыми мы поговорили при подготовке этого материала, однозначно высказались против данной инициативы. Они уверены, что ни к чему хорошему запрет не приведёт, только увеличится процент подпольных абортов, количество осложнений, смертей и пациенток с бесплодием, а нежеланные дети попадут в детские дома. Идти в государственные медучреждения многие не хотят, чтобы попросту не «светиться». По мнению опрошенных, проблема демографии не в абортах, а в материальном положении многих семей, которые не в состоянии тянуть иногда даже одного ребенка, не то, что нескольких. Одного желания родить сегодня недостаточно.

- Как вы решились на четверых детей? - спросили мы автора инициативы.

- Вопрос интересный, но я с самого начала прямо с детства хотела быть мамой, - ответила Ирина Волынец.

- А вы сами обращались в государственную клинику или частную?

- Государственную, конечно, я всегда всё делала в государственной - и рожала, и в государственных состояла на учете по беременности. И всегда всё было в общем порядке, имею в виду всегда это были полностью бесплатные услуги и ведение беременности, и роды. Просто всегда шла по месту жительства и всегда, слава Богу, всё было нормально.