Россия, увы, продает нефть выше потолка цен, разочарованно пишет Wall Street Journal. Как же так: цена на Urals взлетела выше 60 долл. за баррель. Европа тоже жалуется, что механизм не работает.
Дело в том, что Запад изначально не справился со своей главной задачей - предотвратить морские перевозки. Идея "потолка" казалась идеальной, но ее реализация не удалась. "Мы смогли приспособиться".
В последние дни Россия одержала победу на мировых сырьевых рынках, поскольку продает нефть выше установленного Западом ценового потолка, пишет Wall Street Journal.
"В последние дни Москва одержала победу в борьбе за влияние на мировых нефтяных рынках, поскольку цена на самую желанную для страны нефть оказалась выше потолка, установленного Западом",
- пишет газета, ссылаясь на информацию компании Argus Media, занимающейся данными о сырьевых товарах.
По данным агентства, цена на флагманскую для страны нефть марки Urals "превысила 60 долл. за баррель впервые с момента введения США и их союзниками новой санкционной политики в декабре 2022 года".
"Это признак того, что Кремлю удалось, по крайней мере, частично, приспособиться к ограничениям", - подчеркивает газета.
"Цена на российскую нефть марки Urals растет вслед за стоимостью эталонных сортов на мировых рынках. При текущей цене в 82 долл. за баррель Brent нефть Urals в порту Приморск оценивается в 66 долл. за баррель, а дисконт составляет 16 долл. за баррель",
- указывает Тамара Сафонова, доцент кафедры маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Однако дело здесь даже не в текущих котировках. Нефть действительно дорожает, что обусловлено глобальным балансом: на рынке наблюдаются признаки дефицита предложения, а действия ОПЕК+ "подогревают" цену. Только Саудовская Аравия объявила о резком сокращении добычи в июле-августе - сразу на один миллион баррелей в сутки.
Тем не менее, Россия пробила "дыру" в картонном ценовом потолке гораздо раньше. И все потому, что Запад не справился со своей главной задачей - помешать танкерным перевозкам.
Смысл ценового "потолка" заключался в том, чтобы снизить доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов, но при этом не потерять российские поставки на мировые рынки. Это привело бы к дефициту сырья и нефти по цене 100 долл. за баррель.
"Это уже произошло в мае-июне прошлого года - тогда российская нефть массово считалась токсичной, и все боялись ее покупать. В результате в США и Европе выросли цены на топливо, ускорилась инфляция, с которой они до сих пор не могут бороться",
- напоминает Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
Запад решил сконцентрироваться на критически важном сегменте - страховании танкерных перевозок, которое является уделом международных компаний. Например, 90% всех сделок по страхованию судов приходится на Lloyd's of London - пул британских страховщиков-монополистов в этой области.
"Предполагалось, что это будет своего рода стоп-кран для России: если она хочет, чтобы кто-то транспортировал и доставлял ее нефть, она должна будет продавать ее не дороже 60 за баррель при погрузке на танкер. Хочешь доставить - продавай дешево",
- поясняет Виталий Ермаков, эксперт сектора международных экономических исследований Центра международных экономических исследований НИУ ВШЭ. А какова реальность?
Предположение о том, что Россия будет вынуждена зависеть от западных компаний, было основной ошибкой. Вместе со своими союзниками Москва сформировала собственный танкерный флот - уже через три-четыре месяца после введения потолка.
"На практике оказалось, что мировой флот разделен. Существует отдельный теневой флот, который сейчас перевозит санкционную нефть - российскую, венесуэльскую и иранскую. Эти перевозчики понимают, что все они попадут в "черный список", но им не нужны другие рынки - они работают исключительно с тремя видами подсанкционной нефти. Они понимают, что санкции будут длиться годами, объемы перевозок большие, ставки фрахта хорошие, так почему бы не специализироваться на этом сегменте рынка",
- поясняет Игорь Юшков.
В результате ничего не получается: Россия не обращается к международному флоту, у нее есть свой лояльный пул танкеров: ей совершенно все равно, по какой цене перевозить нефть. Что касается страхования, то и этот вопрос у них решен. Российские компании страхуют и перестраховывают часть перевозок.
Эксперты поясняют, что основной объем покрывается государственной гарантией. Никто не должен беспокоиться: если танкер сломается, государство выплатит деньги.
Поставки "до двери". Экономисты подчеркивают, что Россия уже давно поставляет нефть по рыночным ценам, и это касается всех сортов.
В свете всех этих потрясений привязка к эталону Urals уже весьма условна. Трейдеры могут определить цену сделки только при погрузке на танкер.
Ценовой "потолок" распространяется на любые сорта российской нефти. И, например. Сахалинские сорта, такие как "Витязь" и "Сокол", которые перевозятся морем десятками миллионов тонн, никогда не стоили меньше $60 за баррель - за все время действия "потолка". Проблем с экспортом не было, - подчеркивает Юшков.
Важно и то, что основная часть российской нефти экспортируется с доставкой до покупателя, чтобы он не боялся никаких санкций.
Таким образом, нефть разгружается, например, в индийском порту, где ее можно купить по любой цене. Это никак не ограничивается санкциями. В санкциях так и записано: запрет на цены распространяется только на страхование и морские перевозки, но не на покупку, подчеркивает аналитик.
Разумные скидки. Россия успешно перенаправляет нефть и нефтепродукты, от которых отказалась Европа, в Азию, прежде всего в Индию и Китай. Поставки на индийский рынок выросли почти на 90%. Пока Россия перестраивала логистику и создавала теневой флот, новым покупателям предоставлялись скидки.
Это позволило привлечь к российским ресурсам дружественные и нейтральные страны. Резкое увеличение закупок российской нефти индийскими нефтеперерабатывающими заводами способствовало росту цен. Повлиял и дефицит сырья на мировом рынке, созданный ОПЕК+. Конкуренция между покупателями обострилась.
В результате, как сообщила газета Times of India со ссылкой на источники, Москва сократила скидки на сорт Urals с почти 30 долл. за баррель в середине прошлого года до менее чем четырех.
"Первоначально речь шла о скидках в размере около 40-50 долларов за баррель, что не соответствовало действительности. Реальная цена оказалась выше, так как все оценки скидок не включали фрахт",
- отмечает Виталий Ермаков.
Как подчеркивает Сафонова, фактически Запад сам предложил России механизм укрепления своих позиций на новых рынках.
Этот механизм крайне негативно отразился на энергетическом секторе ЕС, привел к ценовому хаосу и одновременному формированию добавленной стоимости новых международных посредников при продаже российских ресурсов на мировом рынке нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, в конечном итоге все уравновесил рынок - баланс спроса и предложения, а также экономические интересы всех заинтересованных сторон - продавца, покупателей и перевозчиков. Запад, неумело пытаясь подорвать российскую экономику, подверг себя риску: половина стран ЕС уже находится в состоянии рецессии.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Лучшая благодарность за интересный материал – это лайк, подписка, комментарий. Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях (Продолжение следует)...