Найти тему
Soldado Channel

Как сложилась судьба уникального немецкого бомбардировщика, управлять которым летчик должен был из положения лежа?

В годы Второй мировой появилось множество новых образцов военной техники, и некоторая часть этой техники обладала той или иной "изюминкой". И если говорить о самолетах, то одним из самых необычных проектов той эпохи был немецкий пикирующий бомбардировщик Henschel-132.

Henschel-132. Источник фото: https://mavink.com/explore/Henschel-HS-132
Henschel-132. Источник фото: https://mavink.com/explore/Henschel-HS-132

Итак, все вы, конечно, знаете о самом легендарном пикирующем бомбардировщике той войны - немецком Junkers Ju 87. На начальном этапе Второй мировой данная машина проявила себя блестяще. "Юнкерсы" этой модели могли нести большие бомбы и с достаточно высокой точностью метать их даже по сравнительно небольшим целям - огневым точкам, танкам и т.д. И до середины войны эти самолеты были самыми распространенными пикирующими бомбардировщиками Германии. Однако чем дольше длилась война, тем сильнее устаревали эти машины, и к середине противостояния они уже не могли похвастаться прежней эффективностью. На смену Junkers Ju 87 пришли другие бомбардировщики, в том числе в 44-м году Министерство авиации Германии выдало заказ на разработку малоразмерного скоростного пикирующего бомбардировщика с реактивным двигателем. За заказ взялась фирма Henschel.

Что требовалось от конструкторов Henschel? По заданию самолет должен был быть малого размера, скоростной, обладать серьезным вооружение и хорошими летными характеристиками. При этом Министерство авиации требовало, чтобы машина была дешевой и простой в производстве. В общем, звучали все требования как сказка, но фирма Henschel решила, что справится с задачей.

Henschel-132. Источник фото: http://www.inpayne.com/models/luft46/hs132a-rs.html
Henschel-132. Источник фото: http://www.inpayne.com/models/luft46/hs132a-rs.html

И вот, в свое время прототип, который получил название Henschel-132, был готов. Что это был за самолет? Это была машина, имевшая много металлических, но много и деревянных узлов (к примеру, крылья). Такое решение было принято как раз для удешевления производства. Но та самая "изюминка" самолета - это место пилота. Дело в том, что пилот этой машины размещался лежа. Но и это было сделано не просто так. Положение лежа позволяло летчику переносить еще более серьезные перегрузки, что для пикирующего бомбардировщика очень важно. Кроме того, для удобства была сделана и отлично остекленная кабина - пилот имел хорошую обзорность по краям и вперед, и только задняя полусфера оставалась для него закрытой, что не критично для скоростного самолета - на хвост все равно никто бы не сел. А вот турбореактивный двигатель располагался прямо на крыше, позади кабины - это было сделано в угоду ремонтопригодности, ибо считалось, что так техперсоналу будет легче обслуживать и чинить движок в полевых условиях.

В общем, машина Henschel-132 и правда очень понравилась чиновникам из Министерства авиации Германии, и компанию попросили создать 3 реальных работающих образца. Henschel приступила к постройке в марте 45-го года. Интересно, что конструкторы действительно планировали создать все 3 машины, но с некоторыми отличиями. Между собой все модификации должны были отличаться мощностью двигателя и вооружением.

Но, как вы понимаете, поскольку постройка началась в марте 45-го, то ничего хорошего из этого уже не вышло. Работы над Henschel-132 велись весьма быстро, ударными темпами, но советские войска двигались куда стремительней. Так или иначе, один самолет немцы практически достроили, но при приближении советских солдат сами уничтожили его. 2 других прототипа, которые были готовы более чем на половину, советская армия захватила и изучила.

То, что досталось советским войскам. Источник фото: https://alternathistory.ru/opytnyj-pikiruyushhij-bombardirovshhik-henschel-hs-132-germaniya/
То, что досталось советским войскам. Источник фото: https://alternathistory.ru/opytnyj-pikiruyushhij-bombardirovshhik-henschel-hs-132-germaniya/

Надо отдать должное, немцы даже под конец войны умели создавать поистине уникальные вещи, как этот Henschel-132, который обладал внушительной скоростью и многими другими характеристиками, управлялся пилотом лежа, был прост и дешев в изготовлении...Другое дело, что летных испытаний он не проходил, а потому достоверно сказать, как бы машина повела себя в воздухе, невозможно. И все же на западе считается, что Henschel-132 - это что-то такое, что несколько опередило время, машину часто называли прорывом в области самолетостроения. Я с такой оценкой не совсем согласен, ибо в небе самолет не был, но все же стоит признать, что многие решения в этом проекте действительно как минимум интересны.

Кстати говоря, управление военной техникой лежа - это придумка не немцев. В 30-е годы американцы создали разведывательный автомобиль, который также управлялся из лежачего положения. О том, что представлял собой этот "чудо-агрегат" и какая судьба его ждала, вы можете почитать в ЭТОЙ моей статье.

Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.