В интервью Максиму Транькову Софья Акатьева раскрыла музыкальный секрет своей новой короткой программы, которой достаточно неожиданно оказался вальс "Маскарад" советского композитора Арама Хачатуряна. В связи с этим немного истории. Своему появлению эта музыкальная композиция обязана Михаилу Лермонтову, героиня пьесы которого "Маскарад" (1835 г.) Нина Арбенина на балу произносит следующие слова:
Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье
Кружилась я быстрей - и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…
В одной из самых первых сценических постановок драмы Лермонтова знаменитым театральным режиссером Всеволодом Мейерхольдом в качестве такого нового, необыкновенного вальса, который должен был стать эмоциональным центром спектакля "Маскарад", использовалось далеко не новое произведение Глинки "Вальс-фантазия". Так вышел из сложного положения композитор Александр Глазунов. Кстати, премьера спектакля Мейерхольда состоялась в революционном 1917 году.
Годы спустя своеобразный вызов Лермонтова принял Арам Хачатурян, который стал композитором нового спектакля "Маскарад", поставленного в московском Театре им. Евгения Вахтангова и приуроченного к его столетию. Театральная премьера, а вместе с ней и появление на свет вальса "Маскарад", состоялась в субботу 21 июня 1941 года, буквально за считанные часы до начала Великой Отечественной войны... Через 2 года Арам Ильич переработал музыку в оркестровую сюиту и именно в этом варианте вальс "Маскарад" мы знаем сейчас. В частности он звучит в одноименном балете.
"Маскарад" в Танцах на льду
Рано или поздно бал "Маскарад" должен был прийти и в фигурное катание. Пионерами здесь оказались Людмила Пахомова и Александр Горшков, которые под вальс Хачатуряна стали первыми в истории Олимпийскими чемпионами в танцах на льду (1976 г.).
Трех-дольный ритм с размером такта 3/4 оказался достаточно удобен для танцев. После Людмилы и Александра "Маскарад" звучал в программах Климовой и Пономаренко, Крыловой и Овсянникова, Грушиной и Гончарова, Домниной и Шабалина, Бобровой и Соловьева. Лучшим лично я назову танец Оксаны Домниной и Максима Шабалина. Это было чудесно!
Хореографом стала Татьяна Тарасова. Оксана и Максим не только смогли полностью раскрыть драматический характер музыки Хачатуряна, но и с помощью хореографии показали суть пьесы Лермонтова.
"Маскарад" в Спортивных парах
"Не дружат" с вальсом спортивные пары. Единственными кто рискнул и в итоге не прогадал стали Татьяна Волосожар и Максим Траньков в Олимпийском сезоне 13/14. Их сочинский прокат "Маскарада" стал для меня самым эмоциональным выступлением спортивных пар в истории фигурного катания. Абсолютно гениально и на одном дыхании.
Максим и Татьяна отошли от фигуры Нины Арбениной и показали танец других персонажей пьесы Лермонтова - юного, беззаботного князя Звездича и влюбленной в него легкомысленной, кокетливой баронессы Штраль.
"Маскарад" у Мужчин
Вальс у одиночников - это очень большой риск из-за крайне неудобного ритма и высокой вероятности падений, тем не менее рисковали здесь гораздо чаще, чем в спортивных парах. У мужчин под "Маскарад" показывали свои короткие программы американец Адам Риппон в 2006 году, который тогда сотрудничал с хореографом Еленой Сергеевой, а также японец Нобунари Ода в 2008 году. Причем Ода катал вальс 2 года подряд.
Нам же с вами, российским зрителям, прежде всего памятен "Маскарад" от Ольги Глинки в исполнении "князя Звездича" 18-летнего Дмитрия Алиева в Олимпийском сезоне 17/18. Лучший прокат этой программы у Димы получился на корейской Олимпиаде. Безупречные каскад 4+3 лутц-тулуп + четверной тулуп, тройной аксель в музыкальный акцент и все это с очень короткими заходами на прыжки. Изумительно выдержанный ритм вальса Хачатуряна и что немаловажно очень красивый образ в красном мундире. Смотреть и пересматривать. Прокат, как "брызги шампанского". Дмитрий стал тогда настоящим покорителем женских сердец.
По крайней мере Татьяну Анатольевну он совершенно точно покорил. Ее восторженный голос слышен даже в этой записи Олимпийского канала с англоязычными комментаторами 😀. До 100 баллов за короткую программу Дмитрий не дотянул, судьи преступно зажали компоненты дебютанту взрослых стартов, но это было невероятно эмоционально. В пандемийном сезоне 20/21 Дима вернул эту программу к жизни, но как оказалось ее время уже ушло, прежнего эффекта Вау не было.
"Маскарад" у Женщин
Программа Дмитрия вне всякого сомнения стала лучшим одиночным вальсом "Маскарад" в фигурном катании на данный момент. Женская история этого вальса ограничивается программами Елены Соколовой и Мао Асада. Елена использовала музыку Арама Хачатуряна в первой половине своей произвольной программы сезона 01/02, а вот случай японки Мао Асада абсолютно уникален - сначала в сезоне 08/09 "Маскарад" стал ее произвольной программой, а в следующем олимпийском сезоне 09/10 уже короткой. Такой выбор стал возможен благодаря Татьяне Тарасовой, которая тогда работала с Мао в качестве тренера-хореографа. Более успешным и по спортивным результатам (серебро ОИ 2010 + золото ЧМ 2010), и по визуальному впечатлению стал вальс в варианте короткой программы.
Еще одним соревновательным "Маскарадом" в женском одиночном катании должна была стать короткая программа Евгении Медведевой в сезоне 20/21 в постановке Джеффри Баттла. Женя показала российским зрителям свою новую программу на открытых контрольных прокатах.
Очень жаль, что проблемы со здоровьем не позволили Жене войти в сезон и презентовать эту программу в своем окончательном варианте.
Как вы видите история вальса "Маскарад" в одиночном фигурном катании не очень большая, ведь есть музыкальные темы гораздо более креативные с точки зрения хореографии, но вместе с тем более простые по своему ритму. Тем интереснее посмотреть на постановку Даниила Глейхенгауза и Этери Тутберидзе для 16-летней Софьи Акатьевой, которая станет самой юной исполнительницей вальса Хачатуряна в истории фигурного катания.
Всего доброго и до новых встреч на моем канале !