Найти тему
Бердчанка

Хочу быть матушкой! Легко ли быть женой священника

Статья от читателя, орфография и пунктуация сохранены.

Причиной написать статью стал недавняя переписка со знакомым студентом православной семинарии. Он мне рассказал, что запрещен в служении как священнослужитель (диакон) и жена с ребенком оставила его.  Помню его как целеустремленного юношу, который преодолевая сопротивления жизненных обстоятельств, шел к своей заветной цели - стать священником. Иногда ему приходилось немного «заплывать за буйки» семинарских правил в достижении своих целей.  Этот разговор заставил меня вспомнить множество примеров разрушения семьи священнослужителей, включая очень трагические.  Своей статьей я хочу предостеречь семинаристов их будущих «матушек» от легкомысленных мечтаний и необдуманных, решений, которые могут повлиять на вашу дальнейшую семейную жизнь и церковное служение. Для тех кто далек от православной церкви я немного приоткрою дверь и познакомлю читателя с ее внутренней кухней.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Современная и реальная жизнь православных сильно отличается от той благолепной картинки, которую рисует в свои передачах и программах телеканал «Спас». По моим наблюдениям уже бывшего «воцерковленного» прихожанина РПЦ, случаи разводов, измен и семейного насилия не так уж редки в священнических семьях. Однажды мне пришлось видеть непростую жизнь хорошего человека и священника, которая окончилась его трагической смертью. Не один я наблюдал, как его супруга постоянно манипулирует им и всеми остальными, устраивая скандалы и истерики. Она постоянно конфликтовала с коллегами по работе. Будучи преподавателем в семинарии, она со студентами вела себя грубо и непрофессионально.  Доведенный до клинической депрессии муж не выдержал и сбросился с балкона 6 этажа.  Любопытный или недоверчивый читатель может сам легко проверить мои наблюдения о реальной жизни православных семей на православном интернет – ресурсе - «Ахилла.ру».

Причинами разрушения брака не редко могло стать измена одного из супругов, алкоголизм батюшки и конечно очень низкий доход семьи. Существует общее предубеждение, что работа священника очень доходная. Неудивительно, что представительницы прекрасного пола, ищущие стабильности и материального удовлетворения мечтают стать женой священнослужителя - «попадьей».  В их понимании Православная церковь своими строгими канонами может гарантировать не только финансовое благосостояние, но и высокие моральные и нравственные устои.  Логично предполагая, что в семинарию отбирают самых лучших из православных мирян.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Известно, что в Православии есть женатое – «белое» и неженатое –« чёрное духовенство ». По церковным правилам, что бы стать священнослужителем (с начала диаконом, а потом священником-пресвитером) необходимо – вступить в брак. Заключение брака должно как светским с печатью, так и церковным - «Венчанным». Каноны также запрещают, что бы кандидат в священнослужители не должен быть второбрачным, как и его жена. Иначе рукоположение в священный сан невозможно. Хотя в реальной жизни строгость соблюдения канонов решает начальник священника, его епархиальный – епископ (архиепископ ,митрополит и патриарх).  Известны случаи, когда рукополагали мирян и состоящими во- втором браке или его жена ранее состояла в браке.
Поступить в семинарию женатому мирянину возможно, но чаще женатых студентов переводят на заочное отделение семинарии.  На очное отделение семинарии идут неженатые мужчины от 17 до 35лет. Обучение в семинарии сильно отличается от обучения в светском ВУЗе. Оно чем - то напоминает военное училище, где воспитанники находятся под постоянным присмотром администрации. В православных семинариях власть администрации представляется в лице дежурного помощника инспектора (проректора по воспитательной работе).  Семинаристы плотно заняты не только учебой, но и всякого рода послушаниями (работой чаще физической или реже интеллектуальной).

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Кроме учебы и послушаний в семинарии воспитанники также принимают участие в богослужении.  Где они повышают свой «скил», участвуя в нем: помогая в алтаре, на клиросе (чтением и пением). Поэтому времени на то, что бы найти супругу не так уж и много, а точнее его совсем нет. В связи с перечисленными трудностями, а также личными особенности психики студента не редко возникает ситуация, когда окончивший духовную семинарию выпускник, может какое-то время не получать посвящение в духовный сан.  Причины могут быть следующими: он не женат, а постригаться в монашество он не желает. Администрация семинарии различными способами помогает решить проблему. Например, кроме богословского факультета, где могут учиться только юноши, открывается факультет церковного пения и иконописи, куда могут поступать и девушки. Воспитанница регентского факультета после прохождения обучения и сдачи экзаменов по программе:- «регент хора», получает церковный диплом, и специальность, благодаря которой может управлять церковным хором. Для священника жена- регент это серьезная помощь. Ведь часто молодого священника посылают служить в приходы, где нет никакого хора церковного, а жена –регент сможет петь и читать на богослужении помогая мужу. Часто студентками регентского хора становятся девушки из консервативных (многодетных) православных семей, где папа почтенный протоиерей, а мать тоже в прошлом регент в прошлом решают судьбу дочери посылая, учится на регента. Цель тут прагматичная - чтобы она нашла семинариста и стала в будущем женой священника. Если подобных факультетов в семинарии нет, то по согласованию с инспектором студент может официально и неофициально отпросится на свидание. Мечтающие стать женой семинариста без нудной учебы на регентском, или иконописном факультете идут другим путем.
Ежегодно в самую знаменитую в России «Московскую духовную семинарию» съезжаются девицы, мечтающие стать матушками. Матушка это - неформальное церковное обращение к жене священника или монахини. Таких охотниц за сердцами семинаристов называют –« Х. Б. М.».

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Расшифровывается аббревиатура как- «Хочу Быть Матушкой».
По отзывам самих семинаристов, они не считают «Х.Б.М» хорошими кандидатками в «попадьи» (так на Руси в древности называли жен священников).  Почему так спросите вы? Да потому что вся восторженность может быстро пропасть, после того как семинарист станет священнослужителем и начнутся тяжелые будни православного попа и его семьи.  После знакомства суровой реальностью матушка решит, что она не готова жертвовать своей жизнью ради супруга и его паствы и подаст на развод в лучшем случае. Не только семинаристы, но и «воцерковлённые православные», знают из церковной жизни множество примеров разрушение семьи не только мирян, но и священнослужителя.  Или наоборот: создания семьи бывшим священником или монахом, или монахом- священником. По древним правилам священник до посвящения в сан должен или женится или стать монахом.  Однако после того как он избрал тот или иной путь уже нельзя повторно женится несмотря на обстоятельства не зависящие от него, например смерть супруги-«матушки». Тем более если супруга оставила своего мужа-священника, по каким-то личным обстоятельствам.  Запрет женится, также относится ко всем принявшим монашество.  Нарушения этих запретов влекут лишения духовного сана, извержение из монашества.  Оставивших религиозное служение обычно называют «расстригами».  Семинаристы, конечно, знают строгие правила в отношении брака священнослужителя, поэтому некоторые пытаются ответственно подойти к этому вопросу:- они молятся, едут к прозорливому старцу узнать каков Божий план относительно его жизни. Другие считают, что главное найти девушку с чистым паспортом ибо жениться на «второбрачных» также запрещено.
Какие трудности могут произойти молодой семье священника?
Молодого священнослужителя диакона или священника обычно посылают служить клириком в храм, где он может быть вторым или третьим священником или еще диаконом. Поэтому зарплату ему начисляет настоятель по своему усмотрению, если конечно нет прямых указаний от правящего архиерея. Размер зарплаты зависит от щедрости настоятеля храма и его правил. Конечно, недавно рукоположенный священнослужитель скорей всего не считает главным приоритетом денежное вознаграждение. Однако он не один и его матушка чаще всего не работающая и с ребенком не может не реагировать на доходы мужа и условия проживания семьи.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Судя по отзывам знакомых, мне священников зарплата начинающих попов весьма скромная, а занятость на работе большая.  Кроме богослужебных обязанностей: служить Литургию, вечерню или всенощную, крещения и отпевания, на молодых священнослужителей часто возлагают духовное «окормление» и «катехизацию» молодежи, военных и заключенных. Поэтому жена своего супруга будет лицезреть поздней ночью.
Карьерный рост священника из клирика городского храма может продолжиться в отдаленном приходе, куда его назначат настоятелем храма. Туда он поедет со своей матушкой или оставит ее в городе и будет наездами бывать дома.  Поселение, где находится храм, скорей всего немногочисленное и православный народ там потихоньку вымирает и разъезжается в города.  Количество жителей в селе влияет пропорционально на материальные доходы священника. Потому что ни государство и тем более его начальство-епархиальный архиерей ( епископ, архиепископ, митрополит) зарплату ему платить не собирается. Наоборот начальство (епископ, архиепископ, митрополит) ждет, когда из прихода пойдут отчисления в епархиальную кассу, а настоятель начнет покупать свечи и церковную утварь в епархиальном магазине.  Материальный доход священника происходит, за счет совершения церковных треб: крещения, венчания, отпевания, освящения (домов, магазинов и автомобилей). Количество проживающего в местности народа напрямую влияет на количество желающих «удовлетворять свои религиозные потребности».  Назначение священника на богатый приход в современной РПЦ МП это всегда связи или редко удача.  Почти все начинают с бедных приходов, особенно у кого нет обширных епарахиальных и некоторых других связей. Там они должны показать свою расторопность в благоустройстве храма, и оплате внутреннего церковного налога, а также закупок в епархиальном магазине свечей и остальной церковной утвари.
Кроме чисто материального аспекта на карьеру также влияет отношения со своим непосредственным начальником епархиальным архиереем: епископом, митрополитом и братьями священниками и начальством поменьше например с «благочинным» («благочинный» –староста священников. Епархия возглавляемая епископом административно делится на благочиния, которые возглавляют благочинные). Церковные интриги не редкость и в поповской среде. Например, коллеги по служению Богу, могут донести новому епископу, что священник-N, нарушает каноны, женившись на второбрачной женщине.  Выше я упоминал, что это запрещено, но в современной церковной жизни исполнения канонов зависит от епископа и он решает закрыть глаза на такое каноническое нарушение или нет.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Как - то один священник поделился со мной историей разрушение его брака. Вначале 90-х, он - молодой православный прихожанин женился и стал священником. Его церковный руководитель-епископ назначал его в самые отдаленные приходы своей епархии расположенной на Дальнем Востоке.  Дорога в храм иногда могла занимать не несколько часов, а несколько дней.  Часто бывать дома, в городе он не мог, поэтому ему приходилось там жить.  И через какое-то время их жена подала заявление на развод.  По его словам назначения его настоятелем в отдаленные приходы не является случайностью. Ведь в митрополии были монашествующие священники (иеромонахи), у которых нет семьи, и они бы вполне могли там заменить своего женатого собрата.  Как он мне сказал, что назначение в самые удаленные от города храмы, было политикой митрополита, и имело определенный умысел-разрушение его семьи. Все дело в том, что митрополит очень «настоятельно» зазывал его «постричься в монахи», однако он отверг это предложение и женился. Поэтому «Владыко-митрополит» решил ему таким образом мстить.
Как показывает современная церковная жизнь, в церкви работают все те же законы джунглей. Где наиболее хитрый и бессовестный участник стаи, получает больше пищи, чем менее способный в этом аутсайдер. В Церкви происходит вся так же внутривидовая борьба с использованием доносов, слухов, ради более доходного прихода, спонсоров, и благоволения начальства.
Поэтому дорогие девицы, выходя замуж за будущего священника, не найдетесь, на то, что церковные люди в церкви лучше, чем «нецерковные».  Стройте ваши сердечные отношения без авансов на духовность и строгость канонов. Так вы избегите проблем в своей жизни