Найти в Дзене
Sound Island

«Смерть Автора»

Оглавление
Перформанс репера Хаски с собственными «похоронами»
Перформанс репера Хаски с собственными «похоронами»

Как-то в детстве я задал себе вопрос, 

как бы могли быть восприняты мертвые артисты сегодня, если бы их жизнь не оборвалась? Почему многие известные нам культовые исполнители являются иконами в рамках современной культуры и представленных ими жанров? И, в конце концов, почему же нас так привлекает творчество тех, кто в первую очередь ушел из жизни раньше, чем должен был? Сегодня мы постараемся разобраться в явлении популярности мертвых артистов и разберем популярные кейсы

Пока мы живы, смерти нет. Однако драмы вокруг нас…

Итак, сперва давайте разберемся с тем, что из себя представляет артист. Это деятель культуры (в той или иной её ипостаси), который на сегодняшний день живет, создает свое творчество и реагирует на то, что происходит в нашем мире. Как вы можете это определить? Все просто. Если ваш артист анонсирует концертные туры и выпускает релизы, ходит на подкасты или интервью, выкладывает ролики и фотографии и просто появляется в вашей новостной повестке как интернет-персонаж, то поздравляю – исполнитель является вполне себе живым и за него можно не беспокоиться и спокойно следить за новым материалом и радоваться тому, что в вашем мире есть тот, кто создает ваше настроение.

Однако стоит вашему артисту сообщить о какой-то серьезной драме, которая возникла в его жизни или стать героем инфоповода, который по ряду объективных причин отличается от обычной новости о жизни артиста, его личность приобретает больший интерес со стороны аудитории. К этому разряду мы можем причислить начало или разрыв отношений (https://vk.com/wall-29573241_17886801), смерть близкого родственника (https://dzen.ru/a/Y5TjTe4byCm1LCKn), появление артиста в медиопространстве спустя годы затишья (https://genius.com/albums/Oxxxymiron/Beauty-ugliness) или публичное высказывание крайне непопулярной в обществе позиции (https://lenta.ru/news/2022/12/07/yehitler/). Почему это так работает?

Посмотрите на простого человека, который обитает в интернете. Перед его глазами проносится тонны информации, а в его ушах играет такое количество музыки, какое вряд ли удалось бы прослушать в течение одного дня человеку в прошлом столетии. Поскольку он находится в позиции зрителя, интернет превратился для него театром, кинозалом или же одной большой интерактивной книгой, в которой все персонажи находятся буквально на расстоянии вытянутой руки – так близко, но не столь реально, чтобы в это хотелось полностью погружаться. Почему? Все просто – он смотрит на творчество точно таких же людей, которые ежедневно подобно ему проживают свои жизни. И уже из всего прожитого ими опыта создаются композиции, которые и расскажут в том или ином виде историю для слушателя. Аудитория будет наблюдать за артистом и наслаждаться его музыкой, время от времени повышая градус интереса к нему, если вокруг исполнителя создается интересная история.

Но теперь представим, что неожиданно ваш любимый артист скоропостижно скончался (https://t.me/brokendance/1065). Что происходит после этого события? Инфополе начинает раздуваться заголовками, тредами и роликами об этом ужасном происшествии, из-за чего вокруг мертвеца собирается не только преданная фанбаза, но и те, кому раньше было все равно. К своему стыду, творчество группы Cream Soda привлекло меня к себе только после того, как мой хороший друг, имевший личное знакомство с Димой, не поставил на кухне трек «Печень» спустя пару месяцев после его смерти. Так в моем плейлисте появилась целая подборка треков этой группы.

-2

В композициях я стал нащупывать смысл, отчего мой уровень СДВГ достиг степени «учитель литературы, который ждет от своего ученика ответ на вопрос «Что хотел сказать автор?»». На вопрос «Почему так?» я находил разные точки зрения, однако наиболее интересной и истинной после «Ты простой позер» для меня стало следующее – артист умер, что говорит о том, что история, которую он писал в течение всей своей творческой карьеры, подошла к концу. У него нет возможности исправить то, что было создано им раньше. Вопросы, которые остались без ответа, теперь будут частью того образа, который будет существовать в культурной реальности. И чем больше пройдет времени, тем более далеким от реальности он будет. 

Впоследствии художественный багаж начинает перевешивать масштаб реального некогда живой личности, отчего артиста, как и все с ним связанное, начинают воспринимать через призму ностальгии по прошлому и по тому творчеству, которое он оставил после себя. 

Пляски на костях

А теперь давайте рассмотрим несколько примеров, которые наиболее ярко иллюстрируют нашу мысль.

ЛСП и Рома Англичанин

-3

Многие помнят вторую половину 2010-х годов и ассоциируют с хитами белоруской группы ЛСП, визитной карточкой которых был звук Ромы Англичанина. Дуэт Олега и Ромы привлекал внимание миллионов слушателей, но после 30 июля 2017 года в глазах многих по-новому заиграли песни коллектива, среди которых для многих особое место заняло «Тело». Несмотря на то, что ЛСП не распалась, для большинства фанатов группа осталась частью прошлого десятилетия

Murda killa

-4

Максим Решетников, так зовут исполнителя, является человеком, про которого с легкой руки можно сказать «художник становится известен после своей смерти». Пребывая годами в андеграунде, он писал мрачную музыку, которая отражала его видение реальности. Той реальности, что была далека от богемы и простой повседневности. Несмотря на известность в узких кругах и знакомства и фиты с более популярными коллегами по цеху, Максим был тем настоящим гонзо-журналистом, чьи строчки отражали злобную и мрачную правдивость жизни. После того, как 13 июля 2020 года стало известно о его смерти, мрачные краски стали сгущаться, а строчки ряда композиций восприниматься по-новому.

DAVID BOWIE

-5

Большое видится на расстоянии, но что мешает большому иметь свои масштабы при жизни? 9 лет назад закончилась история великого артиста XX и XXI веков. Однако несмотря на эффект разорвавшейся бомбы после его смерти, нужно заметить, что новость о смерти лишь увековечила творчество и вселенную ярких образов, которые подарил миру Дэвид. Просматривая его последние клипы (https://youtu.be/y-JqH1M4Ya8), можно заметить, что старый творец понимал, к чему все идет, оттого осознанно по-своему закончил последнюю главу своего пути таким красивым ходом.

Как видите, эти 3 примера иллюстрируют совершенно разные подходы к пониманию явления смерти артиста. Для кого-то она станет чертой, после которой музыкант окончательно закрепит за собой статус великого артиста; выходом из забвения пускай не на слишком долгий срок; или же лишь показателем того, что эпоха поменялась, а ты справедливо остался частью прошлого.

Как бы то ни было, наслаждайтесь музыкой и творчеством, а самое главное любите жизнь и самих себя