Оправдание подзащитной: в действиях пенсионерки не было хулиганства. Адвокат по уголовным делам в Москве, разъясняет нюансы защиты по делам с хулиганскими мотивами на примере дела пенсионерки Н., адвокат которой все-таки добился оправдательного приговора для своей подзащитной.
Хулиганские мотивы присутствуют не только собственно в хулиганстве – ст. 213 УК РФ. Из хулиганских побуждений совершаются и убийства, и причиняется вред здоровью. Однако сложность в этих делах – это обоснование, что именно хулиганские мотивы были определяющие в поведении лица. Особенностью данного уголовного дела было то, что при отсутствии хулиганского мотива нет и уголовно-наказуемого деяния – побоев по ст. 116 УК РФ, поскольку сами побои были декриминализованы, и преступлением остаются лишь побои, совершенные из хулиганских побуждений и экстремистских.
Подсудимой Н. было вменено нанесение побоев потерпевшей К. из хулиганских побуждений. Иногда преступления из хулиганских побуждений называют безмотивными: то есть, мотив неочевиден, его не могут выявить, либо преступник использует незначительный повод для дальнейших преступных действий. При этом сами действия должны происходить в общественных местах и выражать явное неуважение к общественным устоям.
В описываемом деле таким общественными местом стал лифт московского жилого дома: в нем подсудимая пенсионерка Н. уже было нажала кнопку своего этажа, но тут в кабину зашла потерпевшая А., и тоже пожелала ехать. Однако дело было в разгар пандемии COVID-19, вошедшая потерпевшая была без маски, поэтому подсудимая Н. не пожелала ехать с ней вместе в замкнутом помещении лифта, опасаясь за свое здоровье, да и – за жизнь тоже. Между женщинами завязался конфликт: потерпевшая оттолкнула подсудимую, та ударилась о стенку лифта спиной и, являясь инвалидом 3 группы, перенесшей несколько операций на позвоночнике, защищаясь, сама, в свою очередь, толкнула потерпевшую, а когда та наклонилась за чем-то упавшим, ударила ее ногой в лицо и попала в глаз.
Суд первой инстанции квалифицировал действия пенсионерки-подсудимой как побои, причиненные из хулиганских побуждений, и она была осуждена к трём месяцам ограничения свободы. Вроде, дело, не сказать, чтобы важное, сложное, да что статья – не «тяжелая»: дело частного обвинения, возбуждаемое не иначе, как по воле потерпевшего, государственный обвинитель не участвует. То есть, частные интересы людей, которые не смогли разрешить конфликт самостоятельно и обратились в суд.
Тем не менее, уголовное дело прошло три суда первой инстанции, три апелляции и одну кассацию. Адвокат вступил в дело в суде, и благодаря его усилиям его подзащитная пенсионерка Н. была оправдана. Не прошло и три года. Точнее, именно они – эти три года – и прошли. Адвокат не остановился после первого обвинительного приговора, дошел, в итоге, до кассационного суда, который встал на сторону подсудимой и признал аргументацию адвоката в жалобе обоснованной: если конфликт вызван противоправными действиями потерпевшего, то в действиях обвиняемого нельзя признать хулиганский мотив. Это позиция Верховного Суда РФ, высказанная в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений".
Вопрос в том, нужно ли было всё это? Три года поиска справедливости, большое количество инстанций, жалоб и, наконец, – оправдательный приговор по делу частного обвинения, которое касалось интересов двух женщин. Однако можно ли так говорить: это дело неважное, поэтому неважна и социальная справедливость? Очевидно, что - нет, и поэтому адвокат довел дело до конца. То есть, не бывает какой-то маленькой справедливости или большой, неважного дела или важного: правосудие либо есть, либо – его нет. И справедливость в этом деле восторжествовала, что и подтвердил оправдательный приговор суда, вступивший в законную силу. Именно это произошло в результате настойчивых и квалифицированных действий адвоката, в умении «достучаться» до вышестоящих инстанций и доказавший, что в деле его подзащитной не было хулиганства, а зачинщицей конфликта стала потерпевшая.
Адвокат срочно вступит в уголовное дело: добиться справедливости в отношении своего подзащитного – главный долг адвоката по уголовным делам.