17 сентября 1987 года, отправившись в ванную побриться, упал и мгновенно умер великий советский актер Владимир Павлович Басов. Он сыграл в десятках фильмов и всегда поражал тем, что даже отрицательных персонажей, словно волшебник, превращал в чудовищно обаятельных и совсем не страшных. Так было, например, с ролью старшего волка в кинохите 70-х годов «Про Красную Шапочку».
Басов родился 28 июля 1923 года в Курской области, когда его родители мотались по разрушенной гражданской войной России в поисках лучшей доли. Ее все не было и не было, так они оказались в обычной деревне под Нижним Новгородом, где Володя поступил в школу, но успел окончить только семь классов, когда неожиданно погиб отец.
Больше их в деревне ничего не держало, и мать, забрав сына, уехала с ним в Москву. Здесь Володя и начал задумываться над тем, какую судьбу выбрать. Хотел быть всем и понемножку, но в конце концов остановил свой выбор на ВГИКе. Но поступить так и не удалось: на дворе стоял трагический июнь 1941 года. И вместо учебной аудитории 17-летний юноша попал в окопы. На войне таких убивали быстро — из всего поколения мальчиков, рожденных в 1923 году, в живых осталось процентов 10−12. Но Басову помогали две вещи: умение ориентироваться в любой ситуации и чувство юмора. На войне оно помогает «не расклеиться», если же человек либо ожесточен, либо безразличен, чувство самосохранения резко притупляется.
Но это не значит, что Басов отсиживался за спинами товарищей. Он был храбр, умен и расчетлив, подчиненными почем зря не рисковал, закончил войну 21-летним капитаном. Впереди была блестящая военная карьера, но выбор был сделан еще тогда, в июне 1941 года. И прослужив еще два года, в 1947 Владимир пишет рапорт об увольнении и возвращается в Москву. Со второй попытки он поступает во ВГИК на курс знаменитого Сергея Юткевича. А про войну он никогда и никому не рассказывал. Только своей третьей супруге чуть-чуть «приоткрылся». Когда в Москве стояли жуткие морозы, он вдруг вспомнил, как зимой 1941 года в такие же студеные дни они прикрывали щели блиндажа немецкими трупами, чтобы не замерзнуть…
Его режиссерским дебютом стала картина «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара. Было в ней нечто такое, что «зацепило», так или иначе, в отличие от своих однокурсников Басову дали снимать много и разнопланово. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл культовый советский фильм «Щит и меч», где Басов выжал практически все из своего режиссерского таланта. Разговоры о том, что главную роль в успехе фильма сыграл фактический материал романа В. Кожевникова, имели место и сейчас, и тем более тогда. Но разве найдутся желающие поспорить с тем, что Басов как режиссер помог ярко раскрыться таланту молодых актеров Олега Янковского и Станислава Любшина?
Большую роль в жизни актера сыграли женщины, в частности, его жёны. Он был ужасно влюбчив, и перед каждой новой претенденткой в жёны старался предстать в наиболее выгодном свете. За каждое новое счастье бился с таким напором, что юные девушки, а Басов предпочитал жен гораздо младше себя, просто не выдерживали такого натиска, сравнимого разве что с энергией воды, которая крутит турбины Днепрогэса. Первой супругой Владимира Павловича стала Роза Макагонова, которую он снял в своей дебютной картине. Потом его избранницей стала Наталья Фатеева (ей едва перевалило за 20 лет, ему — 33 года), и, наконец, Валентина Титова, 22-летняя «спортсменка, комсомолка и отличная девушка, которую 40-летний Басов «осаждал» как крепость по всем правилам джентльменского искусства. Ну, скажите, какая девушка выдержит, если мужчина, который годится ей в отцы, не устает водить весь ее курс в рестораны, не перестает юморить и хохмить, и даже партком «накручивает» — «Я развожусь с Фатеевой и женюсь на Титовой».
Как он умел «развлекать» — об этом до сих пор ходят легенды. Как вспоминала Валентина Титова «Он беспрестанно рассказывал анекдоты, всех передразнивал, жестикулировал, падал на пол…». Порой Титова умоляла Басова: «Володя, ну замолчи хотя бы на минутку. Радио можно выключить, а тебя — невозможно…»
Любил Владимир Павлович и розыгрыши. Он дружил со многими выдающими людьми своего времени: режиссерами, художниками, литераторами. И всегда в их домах с большим нетерпением ожидали Басова. Он мог взорвать любую спокойную обстановку. В Москве его так и называли: «Великим развлекателем»…
Возможно, он бы прожил дольше. Но иной раз он свои жизненные неудачи заливал алкоголем. Это, конечно же, как и контузия, полученная на фронте, сократило ему жизнь. Но она была яркой, запоминающейся. Как сказала однажды о нем Наталья Фатеева: с ним не бывало скучно, складывалось ощущение, что ты постоянно ныряешь: из ледяной воды в горячую…
Как там у Маяковского? Светить всегда, светить везде. Басов не просто светил — сиял! И этот свет даже сегодня, спустя 20 лет после его смерти, не погасить никому…
Автор — Юрий Москаленко
Источник — ШколаЖизни.ру