Найти тему
Школа Жизни

Кого друзья-артисты называли «великим развлекателем»? Владимир Басов

   Владимир Басов Кадр из фильма "Бег", 1970 г.
Владимир Басов Кадр из фильма "Бег", 1970 г.

17 сентября 1987 года, отправившись в ванную побриться, упал и мгновенно умер великий советский актер Владимир Павлович Басов. Он сыграл в десятках фильмов и всегда поражал тем, что даже отрицательных персонажей, словно волшебник, превращал в чудовищно обаятельных и совсем не страшных. Так было, например, с ролью старшего волка в кинохите 70-х годов «Про Красную Шапочку».

Басов родился 28 июля 1923 года в Курской области, когда его родители мотались по разрушенной гражданской войной России в поисках лучшей доли. Ее все не было и не было, так они оказались в обычной деревне под Нижним Новгородом, где Володя поступил в школу, но успел окончить только семь классов, когда неожиданно погиб отец.

Больше их в деревне ничего не держало, и мать, забрав сына, уехала с ним в Москву. Здесь Володя и начал задумываться над тем, какую судьбу выбрать. Хотел быть всем и понемножку, но в конце концов остановил свой выбор на ВГИКе. Но поступить так и не удалось: на дворе стоял трагический июнь 1941 года. И вместо учебной аудитории 17-летний юноша попал в окопы. На войне таких убивали быстро — из всего поколения мальчиков, рожденных в 1923 году, в живых осталось процентов 10−12. Но Басову помогали две вещи: умение ориентироваться в любой ситуации и чувство юмора. На войне оно помогает «не расклеиться», если же человек либо ожесточен, либо безразличен, чувство самосохранения резко притупляется.

   В. Басов на фронте Фото: общественное достояние
В. Басов на фронте Фото: общественное достояние

Но это не значит, что Басов отсиживался за спинами товарищей. Он был храбр, умен и расчетлив, подчиненными почем зря не рисковал, закончил войну 21-летним капитаном. Впереди была блестящая военная карьера, но выбор был сделан еще тогда, в июне 1941 года. И прослужив еще два года, в 1947 Владимир пишет рапорт об увольнении и возвращается в Москву. Со второй попытки он поступает во ВГИК на курс знаменитого Сергея Юткевича. А про войну он никогда и никому не рассказывал. Только своей третьей супруге чуть-чуть «приоткрылся». Когда в Москве стояли жуткие морозы, он вдруг вспомнил, как зимой 1941 года в такие же студеные дни они прикрывали щели блиндажа немецкими трупами, чтобы не замерзнуть…

Его режиссерским дебютом стала картина «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара. Было в ней нечто такое, что «зацепило», так или иначе, в отличие от своих однокурсников Басову дали снимать много и разнопланово. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл культовый советский фильм «Щит и меч», где Басов выжал практически все из своего режиссерского таланта. Разговоры о том, что главную роль в успехе фильма сыграл фактический материал романа В. Кожевникова, имели место и сейчас, и тем более тогда. Но разве найдутся желающие поспорить с тем, что Басов как режиссер помог ярко раскрыться таланту молодых актеров Олега Янковского и Станислава Любшина?

   Кадр из фильма «Приключения Буратино», 1975 г.
Кадр из фильма «Приключения Буратино», 1975 г.

Большую роль в жизни актера сыграли женщины, в частности, его жёны. Он был ужасно влюбчив, и перед каждой новой претенденткой в жёны старался предстать в наиболее выгодном свете. За каждое новое счастье бился с таким напором, что юные девушки, а Басов предпочитал жен гораздо младше себя, просто не выдерживали такого натиска, сравнимого разве что с энергией воды, которая крутит турбины Днепрогэса. Первой супругой Владимира Павловича стала Роза Макагонова, которую он снял в своей дебютной картине. Потом его избранницей стала Наталья Фатеева (ей едва перевалило за 20 лет, ему — 33 года), и, наконец, Валентина Титова, 22-летняя «спортсменка, комсомолка и отличная девушка, которую 40-летний Басов «осаждал» как крепость по всем правилам джентльменского искусства. Ну, скажите, какая девушка выдержит, если мужчина, который годится ей в отцы, не устает водить весь ее курс в рестораны, не перестает юморить и хохмить, и даже партком «накручивает» — «Я развожусь с Фатеевой и женюсь на Титовой».

   Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам», 1977 г.
Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам», 1977 г.

Как он умел «развлекать» — об этом до сих пор ходят легенды. Как вспоминала Валентина Титова «Он беспрестанно рассказывал анекдоты, всех передразнивал, жестикулировал, падал на пол…». Порой Титова умоляла Басова: «Володя, ну замолчи хотя бы на минутку. Радио можно выключить, а тебя — невозможно…»

Любил Владимир Павлович и розыгрыши. Он дружил со многими выдающими людьми своего времени: режиссерами, художниками, литераторами. И всегда в их домах с большим нетерпением ожидали Басова. Он мог взорвать любую спокойную обстановку. В Москве его так и называли: «Великим развлекателем»…

   Могила Владимира Басова, 2020 г.  Фото: Bogdanov-62. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0
Могила Владимира Басова, 2020 г. Фото: Bogdanov-62. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

Возможно, он бы прожил дольше. Но иной раз он свои жизненные неудачи заливал алкоголем. Это, конечно же, как и контузия, полученная на фронте, сократило ему жизнь. Но она была яркой, запоминающейся. Как сказала однажды о нем Наталья Фатеева: с ним не бывало скучно, складывалось ощущение, что ты постоянно ныряешь: из ледяной воды в горячую…

Как там у Маяковского? Светить всегда, светить везде. Басов не просто светил — сиял! И этот свет даже сегодня, спустя 20 лет после его смерти, не погасить никому…

Автор — Юрий Москаленко

Источник — ШколаЖизни.ру