В Санкт-Петербурге проходит экономический форум Россия – Африка, а в Нигере случился госпереворот. Смещенный военными президент этой страны Мохамед Базум был одним из немногих африканских лидеров, которые не приехали в Россию.
События в Нигере ложатся в канву российской политики в регионе, которую Москва вела силами ЧВК «Вагнер», причем главной темой в этой истории является урановая руда.
Уран в Нигере
Месторождения урана в Нигере были обнаружены французским агентством BRGM во время поисков залежей меди. Произошло это на закате колониальной эпохи в 1957 году.
В 1960 году Нигер получил суверенитет, но уже через год подписал с Парижем стратегическое соглашение по добыче урана.
Нигер в 2021 году с нескольких месторождений добыл 2248 тонн урановой руды, сырье с которых перевозится до города Параку в Бенине, а оттуда переправляется по железной дороге в порт Котону для поставки французской компании Comurhex, которая производит ядерное топливо и является дочкой энергогиганта Areva.
Максимальная добыча урановой руды в Нигере была зафиксирована на уровне в 4000 тонн в год и составляла 7-8% от мирового производства. Сегодня объемы в этой стране снизились, но это все равно важный игрок.
Французы бьются за уран
В Нигере существуют несколько компаний, которые занимаются добычей урана – SOMAIR, COMINAK и SOMINA.
Контрольный пакет в SOMAIR (63,4%) и COMINAK (59%) принадлежит французам из Orano. В SOMINA доминировали китайские инвесторы, но в 2015 году производство там было закрыто. Сегодня весь урановый рынок Нигера контролируют представители Парижа. До госпереворота Нигер был главным партнером Франции по этому направлению.
Париж делал большую ставку на эту страну и весной обсуждал с Ниамеем (столица Нигера) разработку новых месторождений. Деятельность французов дает правящему в этой африканской стране режиму валюту, но несет большой вред экологии – только в городе Арлит они оставили 20 млн тонн радиоактивной грязи.
ЦАР, Мали, Нигер
Заместитель директора FRS (французский мозговой центр) Брюно Тертрейс в своей статье от 2014 года заявил, что французская атомная энергетика жизненно зависит от отношений с Африкой.
Аналитик полагает, что истощение нигерских месторождений привело к интервенции Парижа в Мали и ЦАР, откуда их несколько лет назад выгнали бойцы ЧВК «Вагнер». Целью военной политики Парижа являлась защита урановых промыслов Areva, от которых зависит будущее Франции.
Французская атомная энергетика требует 1000-1200 тонн ядерного топлива в год, для производства которого необходимо 8000 тонн урановой руды. Если эти потребности не будут удовлетворены, то страну ждет энергетический коллапс.
АЭС вырабатывают во Франции 70% электроэнергии, причем в случае любой непредвиденной ситуации единственной альтернативой мирному атому является дефицитный рынок СПГ.
Париж не просто так заблокировал включение Росатома в одиннадцатый пакет санкций Евросоюза, о чем так настаивали поляки и через них американцы. Если Африка отпадет, то французам придется идти на поклон в Москву.
Урановая удавка: госпереворот в Нигере смертельно угрожает Франции
2 минуты
4 прочтения
27 июля 2023