Найти тему
MEDIA-MIG

МВД России предложило создать институт административного надзора за пребыванием иностранцев в России

МВД России предложило создать институт административного надзора за пребыванием иностранцев в России и отменить действующий государственный контроль в этой отрасли. Эту инициативу начали обсуждать эксперты - юристы, работники правоохранительных органов и общественные деятели.

Документ был размещен на официальном портале проектов нормативных правовых актов. В мае 2023 года были подведены итоги общественного обсуждения текста.

Цели инициативы - укрепление миграционной безопасности в рамках общенациональной и борьба с нарушениями, как со стороны иностранцев, так и со стороны их работодателей. Вести надзор будет полиция.

В частности, сотрудники МВД смогут устанавливать местонахождение мигранта, незаконно находящегося в стране и не поставленного на миграционный учет. МВД сможет приходить к организациям, использующим иностранную рабочую силу, на проверки которых ранее был введен мораторий: этот административный барьер не позволял оценивать законность кадровой политики компании в отношении приезжих.

По этому вопросу в беседе с корреспондентом Media-MIG высказался юрист по миграционным вопросам Роман Степанов. «Полагаю, это весьма скоропалительное решение со стороны государства. Административный надзор - это сложная система действий, предполагающая участие в них, как минимум, отдельно взятых подразделений и специально обученных сотрудников», - заявил он.

На сегодняшний день перегруженность работников правоохранительных органов очевидна для всех, кто сталкивался с необходимостью к ним обратиться. И дело не только в росте количества административных и уголовных правонарушений в последнее время, но и с дефицитом кадров: вакансии в структурах МВД, особенно в провинциальных, постоянно открыты.

«В настоящее же время, в условиях неполной штатной укомплектованности подразделений МВД и не всегда достаточно уверенного знания сотрудниками миграционного законодательства, есть опасения, что новинка превратится в нечто формальное, существующее более на бумаге, нежели практически реализуемое. Хотя сама идея, действительно, неплоха и уже достаточно апробирована в зарубежье. Представляется, что для ее полноценного воплощения в жизнь, необходима концентрация полномочий в руках не МВД, а отдельного, профильного, ведомства - каковым могла бы стать, например, воссозданная ФМС», - полагает Роман Степанов.

Такая практика в отношении мигрантов распространена за рубежом. Есть административный надзор и в России - но только в других сферах. В частности, он устанавливается за судимыми лицами для профилактики новых правонарушений. Например, за теми, кто совершил несколько противоправных деяний или имеет непогашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, но в ходе отбывания наказания допускал злостные нарушения.

Суд, вводя для гражданина такую меру, может:

  • запретить ему пребывание в определенных местах, посещение каких-либо мероприятий;
  • запретить выходить из дома в определенное время суток;
  • запретить покидать территорию проживания;
  • обязать его с определенной периодичностью являться для регистрации в местные правоохранительные органы.

Разумеется, для реализации этой идеи в отношении мигрантов потребуются немалые финансовые затраты и дополнительное обучение лиц, которые будут заниматься «проблемными» гостями государства. Вместо развития цифровых алгоритмов отслеживания статуса пребывания иностранца в России и создания личного цифрового профиля, по маркерам которого он может весь срок пребывания оставаться в поле зрения условного «кабинетного сотрудника», силы и средства будут направлены на расширение «полевых» штатов.

Сколько времени все это займет - пока оценить трудно. Как и эффективность предлагаемого режима в реалиях межэтнической напряженности уровня, например, нашумевшего «бунта местных» в подмосковных Котельниках.

В целом преимущества, за счет которых административный надзор сможет пополнить арсенал реального миграционного контроля, не столь очевидны, как преимущества для МВД. Особенно – для отдельных сотрудников, которые часто путают личные интересы со служебными задачами и борьба с которыми как силами структур собственной безопасности МВД, так и силами их коллег из ФСБ, СК и прокуратуры не прекращается.