Найти тему
Ключи времени

Воевал за белых, работал на немцев…и был оправдан в НКВД

То, что НКВД был организацией серьёзной и суровой, давно уже стало общим местом как в исторической, так и в художественной литературе.

И да – сегодняшние МВД и ФСБ лишь бледная тень того явления, которое возникло ещё в суровые годы революции и Гражданской, и в разные времена носило название ОГПУ, НКВД, МГБ.

Ну так и другие задачи ставились, не так ли? Хотя справедливо и то, что в наше смутное время самая пора возрождать некоторые традиции тех ведомств. Со столь же свирепыми целями и методами. Правда, для этого нужно то, что толерантно называется «политической волей». Ну а не толерантно… мужики знают!

Так вот сразу после войны у этой организации работы было – спать было некогда! И дело не только в фашистских недобитках, что расплодились в годы оккупации в Прибалтике и на Западной Украине.

Офицеры НКВД. Яндекс картинки
Офицеры НКВД. Яндекс картинки

Нужно было фильтровать «перемещённых лиц», кто волею судеб оказался угнанными в Германию на её заводы или попал в плен. Это ведь неправда, что только сам факт нахождения в плену трактовался как измена!

Не слушайте сладкоголосых и продажных. Всегда разбирались. Ну, или почти всегда – «человеческий фактор» исключать нельзя. И вот с теми, с кем разбирались, случались иногда удивительные истории…

Ни для кого не секрет, что наши бывшие партнёры, по Варшавскому договору, чехи, были «той ещё штучкой». Оборонная промышленность Чехословакии до последнего дня войны клепала для вермахта и СС отличное вооружение, по качеству не уступающее тому, что выпускалось на заводах Рейха.

И создателем многих образцов бронетехники был русский инженер, бывший участник Белого движения, эмигрант Алексей Сурин. Так что, когда Красная армия заняла столицу Чехословакии Прагу, первым делом ответственные офицеры контрразведки прошерстили бывшие заводы «Шкода» на предмет документации и специалистов.

Они заранее были нацелены на поиски ведущего инженера-разработчика Сурина. Но, к их удивлению, конструктор никуда не убежал. Более того – он спокойно дожидался именно прихода советских войск.

И на третий день допросов был вообще отпущен на свободу. Правда, под надзор. К слову, Сурин резко отрицательно относился к смене общественного строя в СССР с помощью иностранной интервенции, под какими бы знамёнами она не происходила. И уж тем более не под знаменем со свастикой.

Знали ли о его взглядах немцы? Да знали, конечно. Но с чисто немецкой прагматичностью, взвесив все плюсы и минусы, оставили на свободе и дали и далее работать, на них. А он, изображая кипучую деятельность, а временами и просто придуриваясь, особо и не старался.

Например, очень удачный лёгкий танк LT vz.38 (в вермахте он воевал под индексом Pz.38(t), целиком разработанный к 1938 году под его руководством, и превосходящий по ТТХ немецкие танки такого же класса, проходил лишь формальную модернизацию и к концу войны уже морально устарел.

Однако известны случаи, когда НКВД и за более мелкие прегрешения отправлял фигурантов в лагеря, а то и расстреливал после скорого суда.

Но Сурина не тронули, и причина была ещё и в том, что как инженера-разработчика у нас в стране его знали ещё до войны. Более того – на полигоне под Казанью прогонялись образцы танков и самоходок, сделанных на «Шкоде».

А сам Сурин охотно делился с нашими инженерами своими идеями и технической документацией, в которой было всё: размеры, номенклатура, марки сталей и других сплавов. Поверьте – это всё дорогого стоит!

Но самое интересное было с производством самоходного орудия «Hetzer», которое на первом этапе своего применения попортил немало крови нашим танкистам, потому что самоходка получилась очень удачной.

А вот Сурин вышел с предложениями, которые в дальнейшем резко понизили пригодность этой машины. В первую очередь по этим предложениями утяжелили переднюю часть, сделав её сильно бронированной… однако итогом стало то, что передние ведущие катки стали лопаться под тяжестью машины, как гнилые орехи.

Но техническая документация и расчёты были проделаны и оформлены столь виртуозно, что даже немецкие эксперты не смогли ничего доказать. А Сурин тогда внёс «рацпредложение» - вырезать «окошки» в лобовой броне, просто прикрыв эти дыры тонкими, в 5 мм, листами стали.

«Русские всё равно не заметят». Надо ли говорить, что наши артиллеристы стали потом очень точно попадать в эти «окошки»?

Вишенкой на торте стал отказ Сурина работать экспертом по анализу состояния немецкой бронетехники. А ведь эту должность ему предлагал сам Гудериан! Но тут уже инженер так талантливо прикинулся тупым, что «танкист №1» вермахта только плюнул и не стал связываться.

В общем, «саботаж и валяние дурака» было второе имя этого хорошего русского инженера. Потому и в НКВД быстро разобрались с его истинной ролью в выпуске военной техники для немецкой армии.

Если вам понравилась статья - поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! До новых встреч на канале. Все интересное еще впереди! Благодарю!