Мы продолжаем гулять по Арбату, который притягивает своей особой атмосферой. Самая знаменитая улица Москвы, ещё одна из самых старых и загадочных - полна интересных, таинственных историй.
Про Арбат вообще много писали, пели, слагали стихи. На этой улице жили знаменитые личности, здесь гуляли великие писатели, с улицей связаны судьбы и истории великих людей.
Приоткроем занавес ТЕАТРА им. Е.Б.ВАХТАНГОВА .
Меня когда-то глубоко поразила биография короткой и самоотверженной жизни Евгения Багратионовича - основателя театра.
А история театра началась в конце 1913 г, когда группа совсем молодых московских студентов организовала драматическую студию, решив заниматься театральным искусством по системе Станиславского. Руководить занятиями согласился Евгений Багратионович Вахтангов, 30-летний актер и режиссер Художественного театра, уже составивший себе репутацию лучшего педагога по системе Станиславского.
Начать решили сразу с постановки спектакля, взяли пьесу Б. Зайцева «Усадьба Ланиных», написанную в мягких чеховских тонах. Своего помещения у студентов не было, собирались каждый день в новом месте: то в крошечной комнатке студиек, то в снятой на один вечер гостиной какой-нибудь частной квартиры. Все казалось романтичным.
Через три месяца - 26 марта 1914 г. «Усадьбу Ланиных» играли в Охотничьем клубе.
Спектакль Вахтангов поставил в «сукнах», это было модным тогда, да и денег на декорации не было. Купили выкрашенную в серо-зелёный цвет дешевую мешковину, несколько горшков с бутафорской сиренью, изображающих террасу. А чтобы сильнее ощущалась прелесть весны, надушили всю сцену одеколоном «Сирень».
Играли студийцы неуверенно, робко, некоторых исполнителей просто не было слышно. Но неудачи своей счастливые актеры даже не заметили - отправились в ресторан отмечать премьеру. Потом вместе с Вахтанговым всю ночь бродили по Москве, а утром, купив свежие газеты, хохотали над разгромными рецензиями.
После такого позора дирекция Художественного театра запретила Вахтангову какую-либо работу на стороне, и студия решила «уйти в подполье», углубившись в занятия актёрскому мастерству.
В 1917 г, выйдя из «подполья», студия стала называться «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова». А позже, 13 ноября 1921 года, открылся постоянный театр Третьей студии МХТ по адресу: «Арбат, 26».
Символом театра - является спектакль «Принцесса Турандот».
Премьера его состоялась 27 февраля 1922 года. За три дня до премьеры, в ночь с 23 на 24 февраля шла последняя репетиция «Принцессы Турандот». Вахтангов, смертельно больной, репетировал в меховой шубе, с головой, обернутой мокрым полотенцем, его бил озноб. Но, казалось, он этого не замечал - сам устанавливал свет, заставлял актеров долго выстаивать в одной и той же мизансцене. В четыре часа ночи собрал всех и скомандовал: «Вся пьеса — от начала до конца!» Вернувшись под утро домой, лег и больше уже не вставал.
27 февраля оглушительная премьера спектакля «Принцесса Турандот» прошла без режиссёра.
Он умер через три месяца - 29 мая. 31 мая Вахтангова хоронили - гроб с его телом ученики и друзья несли на руках от Студии до Новодевичьего кладбища.
В сентябре 2020 г , к 100-летию театра Вахтангова, на Арбате был установлен памятник актёру, режиссёру, педагогу, основателю и руководителю студии, положившей начало театру, который носит его имя. Сегодня в здании театра организован музей Вахтангова, где хранятся его личные вещи и документы о работе учреждения с самых первых дней основания. Всего в музее более 80 тысяч экспонатов: фотографии, афиши, эскизы декораций, костюмы, архивные документы, картины, графические рисунки.
А китайская принцесса стала символом этого театра. И возле здания театра к 850-летию г Москвы (1997 г) сооружен оригинальный фонтан-памятник «Принцесса Турандот» paбoты A. Бypгaнoвa. B 2001 гoдy cтaтyю пpишлocь pecтaвpиpoвaть - oнa пpивлeклa oxoтникoв зa дpaгoцeнными мeтaллaми, кoтopыe oтпилили пpинцecce pyкy и чacть плaтья.
В театре во все времена работали талантливые режиссеры - Борис Захава, Юрий Завадский, Рубен Симонов… (с трепетом произношу эти имена, в институте, обучаясь режиссуре, учились на их примерах, приёмах и по их учебникам)
Актеры - Василий Лановой, Юрий Яковлев, Владимир Этуш, Вячеслав Шалевич, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий … (здесь даже комментировать не нужно, многие из них ещё и прославленные педагоги)
Театр знаменит не только своими великими исполнителями, но и репертуаром. Судьба Вахтанговского театра неотделима от вековой отечественной культуры и истории.
Само здание театра имеет архитектурную и историческую ценность. Построено в стиле сталинского ампира. В годы Великой Отечественной в здание попала авиационная бомба, поэтому в послевоенные годы театр был заново отстроен. Монументальное и строгое, с минимумом украшающих элементов на фасаде, но вместе с тем величественное и помпезное здание.
Его стены хранят память о многих театральных корифеях. Вместе с тем, оставаясь верным традициям, театр живёт проблемами современности. Его разно жанровые постановки - яркие по форме и глубокие по содержанию - всегда актуальны. В текущем репертуаре представлены как произведения мировой классики, так и пьесы современных отечественных и зарубежных драматургов.
Я ещё долго могу рассказывать на тему театра – это моя стихия!
Но мы гуляем по Арбату и столько ещё интересного хотелось рассказать друзьям!
Конечно, когда Арбат ещё не был пешеходным, и Окуджава вкрадчиво напевал: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моя религия…», это была совсем иной души улица. Сегодня - другое время, другая архитектура и другие истории.
БУЛАТ ОКУДЖАВА когда-то жил в доме 43. Большая часть жизни прошла в коммунальной квартире на Арбате – любимой улице своего детства. На пересечении Арбата и Плотникова переулка находится скульптурный монумент, увековечивающий память о нём. Установлен 9 мая 2002 г в день 78 - летия поэта-барда. Автор памятника Георгий Франгулян лично Булата Шалвовича не знал, и образ его создал по воспоминаниям друзей.
По замыслу, поэт как бы выходит из проходного арбатского дворика. Дорога, вымощенная булыжником, две высокие арки- подворотни, исписанные цитатами из произведений, стол со скамейками - отсылка к популярным в былое время играм в домино и шахматы во дворах. Всё воссоздаёт атмосферу типичного московского дворика 30-60-х годов. Такой городской ансамбль — это памятник не только поэту, но и старому арбатскому двору, тому времени, интеллигенции, которая здесь жила, ее духу.
Булат Шалвович посвятил множество стихов любимому Арбату
«Ты течёшь, как река, странное название,
И прозрачен асфальт, как в реке вода,
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание,
Ты и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои, люди невеликие,
Каблуками стучат, по делам спешат,
Ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат…»
А когда Окуджава получил новую квартиру и переехал, то написал:
«Я выселен с Арбата
Арбатский эмигрант
В Безбожном переулке
Хиреет мой талант…»
А я веду показать своим друзьям ещё одно удивительное строение, очень необычное и интересное. Это здание, утопающее в зелени, расположено в глубине переулка, и его можно пройти не заметив. Кривоарбатский переулок, 10. "Дом будущего" - ДОМ АРХИТЕКТОРА КОНСТАНТИНА МЕЛЬНИКОВА, масштаб мысли и смелости которого может впечатлить любого.
А теперь считаем уникальности, связанных с этим строением
1 - Всемирно известный особняк, выполненный в духе конструктивизма (яркий пример авангарда советской эпохи)
Дом был построен как мастерская архитектора в 1927-1929 г и был рассчитан на одну семью, что само по себе явление уникальное для зданий того периода.
2 - При первом взгляде особняк поражает своей необычной, круглой формой – дом представляет собой соединённые цилиндры разной высоты, но одинакового диаметра ( Мельников считал, что использование круглых форм-экономит строительный материал )
3 - Стены его будто усыпаны маленькими шестиугольными окошками, похожими на пчелиные соты.
4 - Дом окружает небольшой дворик, огороженный со всех сторон деревянным забором. Но в целом, дом производит странное впечатление своей непохожестью на окружающие здания, как инопланетный космический корабль
5 - Вход на срезанной части малого цилиндра, обращен к Кривоарбатскому переулку. Весь фасад –огромное окно, расположенное над входом. Надпись над входом «Константин Мельников Архитектор» По словам самого автора, этот дом и надпись на нем призвана утверждать высокую значимость каждого человека .
6 - Несмотря на столь необычную пространственную композицию, дом очень продуман внутри. Один цилиндр -двухэтажный, второй – трёхэтажный. Этажи соединяются винтовой лестницей. Комнат в доме 13: передняя, кухня, коридор, столовая, спальня. На самом верхнем этаже и только одно помещение служило архитектору мастерской. Круглые формы стен не мешают расстановки мебели, а наоборот, расширяют пространство - очень гармонично.
7 – Уникально, что в эпоху создания коммунизма, одному человеку, пусть и очень талантливому, было разрешено построить частный дом в центре Москвы. Мельников смог добиться разрешения благодаря тому, что официально назвал строящееся здание экспериментальным сооружением, которое в дальнейшем должно было послужить образцом для домов-коммун. И на момент строительства Мельников был уже всемирно признанным архитектором и заслужил право на собственный дом, построенный полностью в соответствии с его представлении о красоте и удобстве.
Константин Мельников создавал свой дом, как символ безграничной возможности человека, утверждая, что любой может достичь всего, что захочет.
Вообще, уникальностей этого дома, как и его создателя ещё много, но это можно узнать в музее архитектора, расположенном сейчас в самом здании. Вход организован только для экскурсионных групп по предварительному согласованию.
Правда сейчас состояние памятника архитектуры неудовлетворительно. В стенах и перекрытиях есть трещины, отмечаются оседания грунта вокруг здания. Вопрос о собственности дома оспаривают до сих пор в судебном порядке. Пока идут разбирательства, реставрация невозможна. Вроде как, здание с Музеем Мельникова передано в ведение государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. В то же время здесь проживает внучка Мельникова с мужем на 1этаже ( а 2-ой и 3-ий этажи остались такими, как при жизни архитектора).
Да, и всегда открыт уютный и ухоженный внутренний дворик, где историю строительства этого уникального дома, а так же биографию и творческий путь Константина Мельникова, можно изучить на стендах, фотографиях и макетах, расположенных здесь. Работает и сувенирная лавочка с тематическим ассортиментом.
Загляните на Кривоарбатский 10 – не пожалеете!
Сколько ещё удивительных историй и тайн открывает нам Арбат!
Вот дом- музей ( Арбат, 53). Типичный двухэтажный после пожарный особняк. Но при этом жутко знаменитый. Ведь в нём целых три месяца жил Александр Сергеевич Пушкин. Именно здесь он провёл шумный «мальчишник» перед венчанием и сюда поэт привёз свою молодую жену Натали.
Поэтому здесь не случайна скульптура (выполненная с большим портретным сходством) - «Пyшкин и Haтaли», ycтaнoвлeннaя к 200-лeтию co дня poждeния пoэтa. Скульптура копирует сцену после венчания пары и изображает их шагающими вперёд держась за руки. Обе бронзовые статуи установлены на гранитный постамент с надписью: «Александр Пушкин и Наталья Гончарова».
А уже в 20 веке в том же 53-м доме проживала Марина Цветаева.
Позднее в этих стенах размещался самодеятельный театр, в котором играл Эраст Гарин.
Затем военный трибунал. И даже коммуналки. Сейчас это Музей-квартира А.С. Пушкина. Очень атмосферный музей.
О, столько ещё таинственного и уникального можно ещё узнать и увидеть гуляя по Арбату.
Приглашаю на свои экскурсии – пишите на почту bunkova@yandex.ru
Городские путешествия – это всегда интересно и романтично.
Они дарят самое ценное – яркие эмоции, удивительные открытия и свежий взгляд на мир!